Дополнительная образовательная программа «В мире книг» для учащихся начальной школы (9-10 лет)
рабочая программа (3 класс)
Содержание программы кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дополнительная образовательная программа | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Новобурейская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______ Т.В.Коростова Протокол № ___ от «____»________2021г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__»______2021 г. | «Согласовано» Зам.директора школы по УВР ____Т.Г.Матюшонок «__»______2021г. | «Утверждаю» Директор МОБУ Новобурейской СОШ №1 _____Е.В.Недзельская «__»_______2021г. |
Дополнительная образовательная программа
«В мире книг»
для учащихся начальной школы (9-10 лет)
Срок реализации 1год (2021 – 2022 гг.)
Составитель:
О.М.Овсянникова
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
пгт. Новобурейский,2021
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», ФГОС начального общего образования, основной образовательной программой МОБУ Новобурейской средней школы №1.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Результаты исследований показывают: читающие люди способны мыслить проблемно, имеют большой объем памяти активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют свои мысли, свободнее пишут, более самостоятельны в своих суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Направленность дополнительной образовательной программы
Содержание программы кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей, снижение их уровня грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Принципы программы.
1. Включение учащихся в активную деятельность.
2. Доступность и наглядность.
Отличительные особенности .
Данная программа отличается тем, что она предлагает использовать наиболее эффективную форму образовательной деятельности – литературную игру.
Система литературных игр создает условия для тренировки воображения, эмоций, для творческого самовыражения, познания и самопознания. Игра представляет возможность получения обучающимися дополнительных знаний, создает атмосферу здорового соревнования.
Возраст детей участвующих в реализации программы
Программа курса рассчитана на учащихся 3 классов. Занятия проводятся с детьми 9-10 лет в рамках дополнительного образования.
Срок реализации программы – 1 год
Формы и режим занятий
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя.
Программа рассчитана на 34 часа в год, в неделю 1 час.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе освоения обучающимися программы планируется достичь следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- расширение знаний о книге
- обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного опыта
- совершенствование навыков работы в группе;
- развитие индивидуальных способностей.
Предметные результаты
- формирование потребности в чтении художественной литературы;
- развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- расширение читательского кругозора;
- формирование образного мышления обучающихся.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Формой подведения итогов реализации данной программы выступают викторины, игры, соревнования, праздники.
Учебно-тематический план
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Названия темы занятия | Характеристика учебной деятельности | дата | |
1 | История книги. Библиотеки. (4 часа) Вводный инструктаж по технике безопасности.. | 2.09 | ||
2 | Былины, легенды, сказы. | Познакомиться с книгами сборниками о былинных героях. | 9.09 | |
3 | Летописи. Рукописные книги. Истрия книги. Первопчатник Иван Федоров | Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом). | 16.09 | |
4 | Стартовая проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 23.09 | |
5 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. (3 часа) Волшебный мир сказок. | Разгадывание кроссворда «Волшебные предметы». | 30.09 | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | Уметь рассматривать и сравнивать книги. | 7.10 | |
7 | Сказки с загадками. | Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. | 14.10 | |
8 | Книги-сборники. Басни и баснописцы.( 3 часа) История басни. | Знать аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. | 21.10 | |
9 | Басни в прозаической форме. | Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков. | 28.10 | |
10 | Русские баснописцы.Герои басен. Инсценирование басен. | Инсценировать басни (работа в группах). | ||
11.11 | ||||
11 | Книги о родной природе. (3 часа) Родные поэты. | Собирать информацию для библиографической справки об авторе. | 18.11 | |
12 | Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета. | Слушать стихотворения, обмениваться мнениями. | 25.11 | |
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | Выполнять поисковую работу по проекту. | 2.12 | |
14 | Книги Л. Н. Толстого для детей. (3 часа) Л. Н. Толстой для детей. | Чтение произведений Л.Н. Толстого.. Выразительно чтение эпизодов. | 9.12 | |
15 | Л. Н. Толстой – обработчик русских народных сказок. | Составлять таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). | 16.12 | |
16 | Промежуточная проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 23.12 | |
17 | Животные – герои детской литературы (4 часа) Произведения о животных. | Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. | 13.01 | |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. | Работать с книгой Куприна «Ю-ю», писать отзыв о прочитанной книге. | 20.01 | |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк». | Писать отзыв о книге или героях книги. | 27.01 | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги. | 3.02 | |
21 | Дети – герои книг. (3 часа) Дети – герои книг. | Читать и обсуждать книгу А.Гайдара «Тимур и его команда» | 10.02 | |
22 | Произведения о детях. | Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | 17.02 | |
23 | Литературная игра. «Кто они, мои сверстники — герои книг?» | Участвовать в литературной игре «Кто они, мои сверстники — герои книг?» | 24.02 | |
24 | Книги зарубежных писателей. (2 часа) Зарубежные писатели. | Познакомиться с книгами зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон Томпсон, Дж. Чиарди). | 3.03 | |
25 | Библиографический справочник. | Составлять библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). | 10.03 | |
26 | Книги о детях войны (3 часа) Л. Воронкова «Девочка из города». | Обсуждение прочитанной книги (беседа, дискуссии, споры). | 17.03 | |
27 | Книга В. Железникова «Девушка в военном». | Уметь самостоятельно работать с новым произведением. | ||
31.03 | ||||
28 | Кто они – дети войны. | Выполнять творческую работу «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». | 7.04 | |
29 | Газеты и журналы для детей. (3 часа) Что такое периодика. | Рассматривать и читать детские газеты и журналы; | 14.04 | |
30 | Детские газеты и журналы. | Уметь находить нужную информацию в газетах и журналах; | 21.04 | |
31 | Электронные периодические издания. | Уметь пользоваться электронными газетами и журналами. | 28.04 | |
32 | «Книги, книги, книги…» (2 часа) Классная газета «Книгочей». | Готовить материал для классной и школьной газеты; | 5.05 | |
33 | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге? | Собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»; | 12.05 | |
34 | Итоговая проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | 19.05 |
Содержание программы
3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты: «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «В мире книг» для учащихся 3 класса распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения.
Список литературы
1. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
4. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
5. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
8. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
9. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
10. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС
Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...
Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика Крюкова Анатолия Харлампиевича: «О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке»
Статья написана с целью обмена опытом по вопросу выявления и развития интереса к хоровому пению у учащихся начальных классов. Буду рад общению по этому вопросу....
Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"
Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...
Творческий проект для учащихся начальной школы "Повсюду слышен шелест мудрых книг", посвященный году литературы.
Данный проект позволяет формировать интерес к чтению, исследовательские умения, развивает творческие способности учащихся....
Дополнительная образовательная внеурочной деятельности для учащихся начальной школы « Дорогою открытий и добра »
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые пол...
Конспект открытого занятия для учащихся начальной школы отделения дополнительного образования Тема «Что такое психология развития?».
Методическая разработка...
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хорошая книга - твой друг!"
Цели: прививать учащимся любовь к книге; формировать у школьников устойчивое желание пополнять свои знания из новых книг; воспитывать уважительное отношение к писательскому труду, ...