Разработка урока по ТДМ
план-конспект урока по физкультуре по теме
Представлен конспект урока в 3 классе на тему:"Техника ведения баскетбольного мяча в движении" по технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tekhnologii_deyatelnostnogo_metoda.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем отличаются уроки «открытия» по ТДМ от уроков усвоения нового знания в традиционной технологии?
Деятельностный метод ориентирует на использование новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, новых приемов и способов работы на уроках. Ведь сформировать творческую личность возможно лишь тогда, когда ученик вовлечен в учебно-познавательную деятельность
Существуют традиционные методы обучения, когда ученик копирует действия и размышления учителя. Деятельностный же метод работы подразумевает активное вовлечение детей в поисковую работу с самого начала урока. Проводится системная подготовка учащихся к введению нового способа действия, организуется «открытие» самими детьми нового знания, затем включение его в систему уже имеющихся знаний и выполнение тренировочных действий по его применению.
Учитель в традиционной системе прилагает много усилий, чтобы организовать заучивание учеником введенного понятия или алгоритма, но, к сожалению, эти знания часто оказываются не долговременными. Чтобы сделать урок более содержательным, интересным и запоминающимся, я пыталась изменить методику работы, стиль общения с детьми и их отношение к предмету. Но при возникновении трудных ситуаций, ученики ждали помощи учителя или пытались найти ответ в учебнике, очень редко выдвигая свои идеи. Интерес к предмету падал.
На уроках, проводимых по технологии деятельностного метода (ТДМ) дети не только более активны на уроке, но главное – они вовлечены в учебный процесс. Ребята не боятся говорить, рассуждать, они слушают друг друга и отстаивают свое мнение. Иногда это может быть случайная мысль – она анализируется, а затем поддерживается или опровергается учениками и учителем, но чаще ученики демонстрируют осознанное, доказательное рассуждение.
Методы, используемые в традиционных технологиях, больше ориентированы на контроль заученных учеником знаний. Данная же система работы меняет в сознании детей отношение к процессу учения. Например, коренным образом меняется их отношение к самостоятельным работам от ощущения «учитель контролирует и проверяет меня» к осознанию «я проверяю себя, чтобы найти свою ошибку, понять ее причину и исправить».
Очень важная работа организуется в конце урока, когда ученик отвечает на вопросы: «Где у меня возникло затруднение?», «Какова была цель моей деятельности на уроке?», «Что я сегодня узнал?», «Достиг ли я поставленной цели?», «Как я находил новый способ действия?», «Что у меня получилось?», «Над чем мне еще нужно поработать?». Таким образом, ученик составляет для себя дальнейшую программу действий при выполнении домашнего задания и на следующий урок.
Конечно, не каждый ребенок сразу примет активное участие в дискуссии на уроке. Но, помолчав несколько уроков и видя, как увлеченно и с каким интересом его одноклассники обсуждают под руководством учителя возникшую учебную проблему, он обязательно включается в активную работу по освоению нового. К нему приходит осознание того, что не все идеи бывают верными даже у лучших учеников и у самого учителя, но важно уметь предложить и доказать свою точку зрения. Ведь только при осмыслении различных гипотез рождается истина!
На таких уроках ученики приходят к пониманию, а не формальному заучиванию знаний. И тогда не стоит беспокоиться о том, что они забудут новое правило или формулу, – они без труда воспроизведут способ поиска, уже пройденный ими путь «открытия».
Хорошо, если такая работа будет организована не только на уроках, но и во внеурочной деятельности с детьми. Это так пригодится им в жизни!
Конспект урока.
Учитель (ФИО) | Зенкова Марина Александровна |
Предмет | Физическая культура |
Класс | 3 класс |
Тема: | Техника ведения баскетбольного мяча в движении |
Дата | 13.12. 2013г. |
Целевые установки: | - предметные: тренировать технику ведения мяча при обводке защитника, закрепить знание правил баскетбола, технике выполнения двигательных действий, значения двигательной активности и умений: остановки и поворотов по звуковому зрительному сигналу с ведением и без ведения мяча; - метапредметные: сформировать опыт учебной деятельности на основе рефлексивного метода; - личностные: тренировать двигательные умения, развивать внимание, коммуникативные умения, воспитывать культуру движений, веру в свои силы. |
Оснащение урока (материалы к уроку) | - баскетбольные мячи, кубики, флажки. |
№ | Этапы урока | Содержание этапа |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | - Построение. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!» -сегодня на уроке продолжаем изучать элементы баскетбола. - Вы любите играть? -Какие спортивные игры вы знаете? -Элементы какой игры мы уже разучивали на уроке? - Хотите продолжить обучение? -С чего начинается каждый урок физической культуры? - Для чего нужна разминка? | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | I.Физиологическая подготовка. 1.Ходьба с различными положениями рук: в сторону, вверх, за голову, к плечам, вниз. 2.Бег. 3.Бег змейкой. Вращение рук: а) И.П. руки в замок перед грудью, 1-4 вращения в одну сторону, б) И.П.- кисти рук у плеч, 1-4- вращение вращения в одну сторону, вперед, 1-4- вращение назад; в) И.П.- руки в сторону, 1-4- вращение вперед, 1-4- вращение назад; - какие мышцы разогрели? Какие еще мышцы необходимо размять? - Беговые упражнения: а) бег высоко поднимая колени. б) бег с захлестыванием голени назад. в) подскоки. г) приставной шаг левым, правым боком. д) бег спиной вперед - Какие разновидности бега могут встретится в играх? -Берем баскетбольные мячи: 1. ходьба по кругу, подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его. 2. мяч перебрасываем с руки на руку. 3. ходьба: мяч проносим за спиной, передавая из рук в руки. 4. ходьба в наклоне, мяч проносим под ногами. II.Основная часть. 1.Остановка по свистку во время бега. - на какой ноге делаем повороты? - какая нога называется опорной? 2. Остановка по зрительному сигналу во время бега поднятая рука. - можно ли отрывать опорную ногу? 3. Остановка мяча по свистку во время ведения мяча. Класс делится парами и встаем напротив друг друга. На двоих один мяч. -как выполняется ловля и передача двумя руками от груди? - Можно ли отрывать опорную ногу? - выполнение учащимися элемента ловли и передачи мяча двумя руками от груди - ведение мяча на месте - какой рукой можно вести мяч? - можно ли вести мяч двумя руками? Как правильно ведется мяч на месте? - выполнение учащимися мяча на месте (по свистку педагога) – передача. - Ведение мяча в движении с обводкой кубика и передача мяча двумя руками от груди. - какой рукой обводим противника? - почему? (выполняется учениками. Класс выстраивается за лицевой линией от трапеции. У каждого мяч. - Еще раз повторим, какой рукой можно вести мяч. - какой рукой обыгрывают противника? -Выполнение ведения мяча с обводкой флажков и кубиков. - игрок, владеющий мячом, как называется? - игрок противоположной команды? - сейчас выполним ведение мяча с обводкой противника - кто смог обыграть противника? - что испытали? | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | - почему не получилось обвести защитника? - сейчас посмотрим, как выполняют ученики, которые смогли обвести защитника. Разобрать ошибки: Не закрывал корпусом мяч, ближней рукой обыгрывал противника, высокий отскок мяча при ведении | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме: - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель | - какую цель поставите? (научиться обыгрывать защитника, за счет обводки) Какая тема нашего урока? -какие средства вы предлагаете выбрать, чтобы создать алгоритм обводки защитника. (пронаблюдать и составить алгоритм). - как нужно вести мяч, чтобы обыграть защитника? | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | Выполнение учащимися. - понаблюдали. Составьте алгоритм обводки защитника. - далее? - Еще? - почему согнуть ноги и ниже вести мяч? (низкий отскок мяча). - почему отскок мяча должен быть низким? (сложнее выбить мяч). -молодцы! Вы создали алгоритм обводки защитника. В чем основа обводки защитника на сегодняшнем уроке. - уточним тему урока? (обводка противника проводится дальней рукой. Закрыть мяч корпусом. Согнуть ноги и ниже вести мяч). Выполнение учащимися. | |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | Освоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: – фронтально, - в парах или группах. Выполнение учащимися |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки | По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. (Если защитник не смог отбить мяч, значит, элемент выполнен правильно) Многократное выполнение учащимися | |
Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Игра «Салки» с ведением баскетбольного мяча. Площадка ограничена линиями. Все игроки с ведением мяча перемещаются по этой площадке. Водящий с ведением мяча пытается осалить игроков. Кто осален, садится на скамейку. Правила: - игрок вышел за пределы площадки –пойман. - игрок, взявший мяч в руки – пойман. - игрок, потерявший мяч – пойман. Игра закончилась – мячи положили. III.Заключительная часть. Передвижение по кругу в колонну по одному с различными положениями рук. (Руки в сторону, вверх, за голову, к плечам, на пояс, вниз.) | |
Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | - что нового узнали на уроке? - Что помогло приобрести новые знания? - Пригодятся ли вам эти знания? - Класс, в целом, работал хорошо, я вами довольно. Мне бы хотелось, чтобы каждый осознал свою деятельность на уроке. - кто может сказать про себя, что работал с полной нагрузкой и доволен собой (пауза), пусть сделает 3 шага вперед? Кто достаточно трудился, но не использовал свои возможности, сделает 2 шага вперед. - а тот, кто останется на месте, сделает для себя вывод, что у него большие резервы остались не использованы. - Всем спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...