Разработка урока по ТДМ
план-конспект урока по физкультуре по теме

Представлен конспект урока в 3 классе на тему:"Техника ведения баскетбольного мяча в движении" по технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tekhnologii_deyatelnostnogo_metoda.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чем отличаются уроки «открытия» по ТДМ от уроков усвоения нового знания в традиционной технологии?

Деятельностный метод ориентирует на использование новых подходов к организации процесса обучения, новой системы взаимодействия между учителем и учеником, новых приемов и способов работы на уроках. Ведь сформировать творческую личность возможно лишь тогда, когда ученик вовлечен в учебно-познавательную деятельность

Существуют традиционные методы обучения, когда ученик копирует действия и размышления учителя. Деятельностный же метод работы подразумевает активное вовлечение детей в поисковую работу с самого начала урока. Проводится системная подготовка учащихся к введению нового способа действия, организуется «открытие» самими детьми нового знания, затем включение его в систему уже имеющихся знаний и выполнение тренировочных действий по его применению.

Учитель в традиционной системе прилагает много усилий, чтобы организовать заучивание учеником введенного понятия или алгоритма, но, к сожалению, эти знания часто оказываются не долговременными. Чтобы сделать урок более содержательным, интересным и запоминающимся, я пыталась изменить методику работы, стиль общения с детьми и их отношение к предмету. Но при возникновении трудных ситуаций, ученики ждали помощи учителя или пытались найти ответ в учебнике, очень редко выдвигая свои идеи. Интерес к предмету падал.

На уроках, проводимых по технологии деятельностного метода (ТДМ) дети не только более активны на уроке, но главное – они вовлечены в учебный процесс. Ребята не боятся говорить, рассуждать, они слушают друг друга и отстаивают свое мнение. Иногда это может быть случайная мысль – она анализируется, а затем поддерживается или опровергается учениками и учителем, но чаще ученики демонстрируют осознанное, доказательное рассуждение.

Методы, используемые в традиционных технологиях, больше ориентированы на контроль заученных учеником знаний. Данная же система работы меняет в сознании детей отношение к процессу учения. Например, коренным образом меняется их отношение к самостоятельным работам от ощущения «учитель контролирует и проверяет меня» к осознанию «я проверяю себя, чтобы найти свою ошибку, понять ее причину и исправить».

Очень важная работа организуется в конце урока, когда ученик отвечает на вопросы: «Где у меня возникло затруднение?», «Какова была цель моей деятельности на уроке?», «Что я сегодня узнал?», «Достиг ли я поставленной цели?», «Как я находил новый способ действия?», «Что у меня получилось?», «Над чем мне еще нужно поработать?». Таким образом, ученик составляет для себя дальнейшую программу действий при выполнении домашнего задания и на следующий урок.

Конечно, не каждый ребенок сразу примет активное участие в дискуссии на уроке. Но, помолчав несколько уроков и видя, как увлеченно и с каким интересом его одноклассники обсуждают под руководством учителя возникшую учебную проблему, он обязательно включается в активную работу по освоению нового. К нему приходит осознание того, что не все идеи бывают верными даже у лучших учеников и у самого учителя, но важно уметь предложить и доказать свою точку зрения. Ведь только при осмыслении различных гипотез рождается истина!

На таких уроках ученики приходят к пониманию, а не формальному заучиванию знаний. И тогда не стоит беспокоиться о том, что они забудут новое правило или формулу, – они без труда воспроизведут способ поиска, уже пройденный ими путь «открытия».

Хорошо, если такая работа будет организована не только на уроках, но и во внеурочной деятельности с детьми. Это так пригодится им в жизни!

Конспект урока.

Учитель (ФИО)

Зенкова Марина Александровна

Предмет

Физическая культура

Класс

3 класс

Тема:

Техника ведения баскетбольного мяча в движении

Дата

13.12. 2013г.

Целевые установки:

- предметные:  тренировать технику ведения мяча при обводке защитника, закрепить знание правил баскетбола, технике выполнения двигательных действий,  значения двигательной активности и умений: остановки и поворотов по звуковому зрительному сигналу с ведением и без ведения мяча;

- метапредметные:  сформировать опыт учебной деятельности на основе рефлексивного метода;

- личностные:  тренировать двигательные умения, развивать внимание, коммуникативные умения, воспитывать культуру движений, веру в свои силы.

Оснащение урока (материалы к уроку)

- баскетбольные мячи, кубики, флажки.

Этапы урока

Содержание этапа

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 - Построение. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!»

-сегодня на уроке продолжаем изучать элементы баскетбола.

- Вы любите играть?

-Какие спортивные игры вы знаете?

-Элементы какой игры мы уже разучивали на уроке?

- Хотите продолжить обучение?

-С чего начинается каждый урок физической культуры?

- Для чего нужна разминка?

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

      I.Физиологическая подготовка.

1.Ходьба с различными положениями рук: в сторону, вверх, за голову, к плечам, вниз.

2.Бег.

3.Бег змейкой.

Вращение рук:

а) И.П. руки в замок перед грудью, 1-4 вращения в одну сторону,

б) И.П.- кисти рук у плеч, 1-4- вращение вращения в одну сторону, вперед, 1-4- вращение назад;

в) И.П.- руки в сторону, 1-4- вращение  вперед, 1-4- вращение назад;

- какие мышцы разогрели?

Какие еще мышцы необходимо размять?

- Беговые упражнения:

а) бег высоко поднимая колени.

б) бег с захлестыванием голени назад.

в) подскоки.

г) приставной шаг левым, правым боком.

д) бег спиной вперед

- Какие разновидности бега могут встретится в играх?

-Берем баскетбольные мячи:

1. ходьба по кругу, подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его.

2. мяч перебрасываем с руки на руку.

3. ходьба: мяч проносим за спиной, передавая из рук в руки.

4. ходьба в наклоне, мяч проносим под ногами.

       II.Основная часть.

1.Остановка по свистку во время бега.

- на какой ноге делаем повороты?

- какая нога называется опорной?

2. Остановка по зрительному сигналу во время бега поднятая рука.

- можно ли отрывать опорную ногу?

3. Остановка мяча по свистку во время ведения мяча.

Класс делится парами и встаем напротив друг друга.

На двоих один мяч.

-как выполняется ловля и передача двумя руками от груди?

- Можно ли отрывать опорную ногу?

- выполнение учащимися элемента ловли и передачи мяча двумя руками от груди

- ведение мяча на месте

- какой рукой можно вести мяч?

- можно ли вести мяч двумя руками?

Как правильно ведется мяч на месте?

- выполнение учащимися мяча на месте (по свистку педагога) – передача.

- Ведение мяча в движении с обводкой кубика и передача мяча двумя руками от груди.

- какой рукой обводим противника?

- почему?

(выполняется учениками. Класс выстраивается за лицевой линией от трапеции. У каждого мяч.

- Еще раз повторим, какой рукой можно вести мяч.

- какой рукой обыгрывают противника?

-Выполнение ведения мяча с обводкой флажков и кубиков.

- игрок, владеющий мячом, как называется?

- игрок противоположной команды?

- сейчас выполним ведение мяча с обводкой противника

- кто смог обыграть противника?

- что испытали?

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

 - почему не получилось обвести защитника?

- сейчас посмотрим,  как выполняют ученики, которые смогли обвести защитника.

Разобрать ошибки: Не закрывал корпусом мяч, ближней рукой обыгрывал противника,

высокий отскок мяча при ведении

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме:

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель

 - какую цель поставите? (научиться обыгрывать защитника, за счет обводки)

Какая тема нашего урока?

-какие средства вы предлагаете выбрать, чтобы создать алгоритм обводки защитника. (пронаблюдать и составить алгоритм).

- как нужно вести мяч, чтобы обыграть защитника?

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

 Выполнение учащимися.

- понаблюдали. Составьте алгоритм обводки защитника.

- далее?

- Еще?

- почему согнуть ноги и ниже вести мяч? (низкий отскок мяча).

- почему отскок мяча должен быть низким? (сложнее выбить мяч).

-молодцы! Вы создали алгоритм обводки защитника. В чем основа обводки защитника на сегодняшнем уроке.

- уточним тему урока?

(обводка противника проводится дальней рукой. Закрыть мяч корпусом. Согнуть ноги и ниже вести мяч).

Выполнение учащимися.

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

Освоение детьми нового способа действий при решении данного  класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально,

- в парах или группах.

Выполнение учащимися


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

(Если защитник не смог отбить мяч, значит, элемент выполнен правильно)

Многократное выполнение учащимися

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Игра «Салки» с ведением баскетбольного мяча.

Площадка ограничена линиями. Все игроки с ведением мяча перемещаются по этой площадке. Водящий с ведением мяча пытается осалить игроков. Кто осален, садится на скамейку.

Правила:

- игрок вышел за пределы площадки –пойман.

- игрок, взявший мяч в руки – пойман.

- игрок, потерявший мяч – пойман.

Игра закончилась – мячи положили.

   III.Заключительная часть.

Передвижение по кругу в колонну по одному с различными положениями рук.

(Руки в сторону, вверх, за голову, к плечам, на пояс, вниз.)

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

 - что нового узнали на уроке?

- Что помогло приобрести новые знания?

- Пригодятся ли вам эти знания?

- Класс, в целом, работал хорошо, я вами довольно. Мне бы хотелось, чтобы каждый осознал свою деятельность на уроке.

- кто может сказать про себя, что работал с полной нагрузкой и доволен собой (пауза), пусть сделает 3 шага вперед?

Кто достаточно трудился, но не использовал свои возможности, сделает 2 шага вперед.

- а тот, кто останется на месте, сделает для себя вывод, что у него большие резервы остались не использованы.

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...