Конспект открытого урока литературного чтения в 4 "д" классе
план-конспект урока (4 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 "д" классе с целью развития читательской грамотности. Е.Шварц "Сказка о потерянном времени".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока в 4 "д" классе. | 34.38 КБ |
Самоанализ открытого урока в 4 "д" классе | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения по «Сказке о потерянном времени» Е.Л. Шварца
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «А»
УМК: «Школа России» Л.Ф. Климанова. «Литературное чтение. 4 класс»
Тема урока: Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени».
Тип урока: комбинированный, урок-закрепление
Цели:
Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения.
Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
- Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста
- Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.
Метапредметные связи: русский язык
Ресурсы:
учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 - 16. -
М: Просвещение, 2016 г.;
компьютер, проектор, экран, презентация.
карточки
Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок, костюмы для героев
Ход урока :
1.Создание проблемной ситуации, подведение к теме урока
- Что летит быстрее мысли
И не имеет ни начала, ни конца?
- Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.
Почему я загадала загадки о времени?
Какое произведение вы готовили к сегодняшнему уроку?
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, исходя из его темы?
На уроке попытаемся ответить на вопросы: для чего придумана эта сказка автором ? что в ней вымысел, а что могло произойти реально?
2.Беседа о сказках.
Произведение называется «Сказка о потерянном времени»
Чем сказка отличается от других литературных произведений ?
Сказка - повествовательное, обычно народное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
На какие 2 группы можно разделить сказки? (народные и авторские)
Распределить сказки на группы (на доске карточки с названиями сказок)
Гадкий утенок, Царевна-лягушка, Красная Шапочка, Иван Царевич и серый волк, Морозко, Дюймовочка, Айболит, Финист-ясный сокол, Бременские музыканты, По щучьему веленью |
В это время остальные рассматривают портреты писателей (на слайде):
Кто лишний? А. Пушкин, Л. Толстой, С. Есенин, К.Чуковский, П.П .Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк. Кто здесь лишний? (Есенин)-не писал сказок.
Что общего у остальных писателей ? Русские писатели
Кто из них писал сказки поэтическим языком? А.С. Пушкин, К. И Чуковский
Посмотрите ещё раз на слайд. Кто из них писал произведения в ХХ веке?
Евгений Львович Шварц тоже прославился в ХХ веке благодаря своим сказкам. Одну из них вы прочитали дома. А каким человеком вы представляете Шварца ?
3. Новый материал
ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ .
Родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство Шварца прошло в г.Майкопе.
В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.
Весной 1917 года был призван в армию.В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского.
Свои произведения начал писать с 1923 года.
С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».
В военные годы Евгений Шварц работал сначала в ленинградском Радиоцентре, продолжал писать пьесы. В конце 1941 года был эвакуирован из блокированного города. В 42-43 годах Шварц работал сначала в кировском театре, а после в театре Душанбе. В 1944 году переехал с театром в Москву.
После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц.
Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Писатель похоронен на Богословском кладбище.
Русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.
Словарная работа
«Сказка о потерянном времени» была написана давно, в ней много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.
Ситный-хлеб из просеянной муки.
Подберите синонимы к словам:
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.
Подберите антонимы к словам:
состариться –помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.
В сказке встречаются фразеологизмы и крылатые выражения. Найдите
их и объясните смысл :
терять время понапрасну – тратить время бессмысленно, без пользы
держать ухо востро – быть осмотрительным
как сквозь землю провалился – исчез, пропал
и в ус не дует – не переживает
с ног сбиться – устать; изнемочь от хождения
Физминутка:
Кто там ходит влево- вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)
А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точно сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)
Заранее подготовленные учащиеся переодеваются в костюмы.
Итак, сказка начинается. (Показ отрывка из произведения как Петя зубов становится стариком)
Беседа по содержанию :
- Как звали главного героя сказки? Петя Зубов
- Что с ним случилось? Он внезапно постарел
Когда происходили события, описанные в произведении ? В середине ХХ века
Назовите предметы, которые помогают нам это понять. Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета «Пионерская правда»
Где случилась эта история ? В городе
Куда попал Петя ? В чащу леса
Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается
Какие слова говорят об этом? «… бедный я, несчастный, что со мной будет ?»
Сожалеет ли Петя о случившимся? Из каких слов это видно?
Да, сожалеет. «… Я всего два года работал, да и только на два и три …»
Как звали стариков? Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович
Выборочное чтение:
Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится, каких ребят ловили злые волшебники .
Что нужно было сделать, чтобы снова дети стали детьми ?
Как выглядел город утром? Что делали люди?
Как он нашёл первую девочку? Вторую? Третьего героя?
Что сказал Петя, когда они заблудились в лесу?
Блиц-опрос:
-Сколько раз звонил Петя в дверь? 3
-Что лежало в избушке в углу? Сено
-Как назывались часы? Ходики
-Сколько было табуреток в избушке? 4
- На чём считали время злые волшебники? на счётах
- Как Петя узнал, что всё в его руках? услышал разговор злых волшебников.
- Как Петя сидел в это время? тихо, как мышка.
- Какую газету читала старушка – девочка, сидя на скамейке? Пионерскую правду
- В какие игры играли девочки? Ответы: в «трешку» и в классики
Сколько раз надо было повернуть стрелки обратно? 77
На каком повороте волшебники стали стариками? На 40
Найдите главные слова в сказке.
Как вы думаете, почему ребята смогли одолеть волшебников?
4. Проверка домашнего задания.
Вы выписывали пословицы и поговорки о времени, зачитайте их.
5. Проверка усвоенного матерала. Тест. Презентация
6. Итог
- Читая эту сказку, каждый из вас сделал какой – то вывод лично для себя. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы детей)
- Для чего придумана эта сказка автором?
- Какую проблему поставил автор?
- Какой совет даёт нам автор в сказке?
- Является ли эта проблема актуальной и сегодня?
7.Рефлексия.
Достигли ли мы цели? Поднимите руки, кто считает, что достигли. Объясните свою точку зрения. А кто думает по-другому ?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Закончить я хочу словами Евгения Львовича Шварца :
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Спасибо за урок !
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Класс-4 «д»
Предмет- литературное чтение
УМК «Школа России»
Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.В.Виноградская, М.В.Бойкина, «Просвещение» 2022год.
Краткая характеристика класса: 4 «д» класс. 31 ученик ( 15-девочек, 16-мальчиков). Данный класс относится к классу средней познавательной активности, 10 человек имеют отметку «5»- оптимальный уровень, 18 учеников-«4»-допустимый уровень, 2 учеников – «3» -критический уровень, 1ученик – «2» низкий уровень. При работе на уроке были учтены темп работы, в течении урока постоянно менялся вид деятельности с учётом психологических особенностей учеников. Работа в классе построена так, что при быстром выполнении заданий «сильными» учениками и отставании «слабых»,первые помогали вторым.
Тема урока:Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»- 2часа.
Тип урока: комбинированный,урок-закрепление.
Номер урока по п/п.:2 урок по теме. Входит в раздел «Делу время-потехе час».
Дата проведения урока: 05.12.2023г
№ урока по расписанию:4
Цели урока:
Образовательные: обобщить знания учащихся по данной сказке, развивать память, учить находить в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения.
Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим, убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Личностные: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
- Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия при обсуждении текста
- Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в художественной книге.
Метапредметные связи: русский язык
Ресурсы:
учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение: 4 класс» ч. 1. Стр. 4 - 16. -
М: Просвещение, 2016 г.;
компьютер, проектор, экран, презентация.
карточки
Оборудование: проектор, презентация, карточки с названиями сказок, карточки для рефлексии.
Урок разработан в соответствии с программными требованиями по технологии развивающего обучения. Учтены требования, предъявляемые к современному уроку. В рамках ФГОС НОО. Использованы проблемный диалог, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, работа в группах, урок построен с элементами критического мышления ( индивидуальное оценивание в уроке каждого учащегося, через максимальный набор баллов в таблице. Оценивание работы в группе по шкале успеха).
Все этапы урока урока имеют логическую взаимосвязь, подводятся итоги каждого этапа урока, тему и цели урока учащиеся определяют сами, мотивация урока поддерживается через групповую и индивидуальную работу учащихся, на уроке присутствуют элементы развития функциональной грамотности (умение получать правильный ответ на вопрос учителя из разных источников, предлагаемых учителем, отрабатываются читательские навыки), идёт обогащение словарного запаса детей через самостоятельный поиск значения словарных слов, главная мысль текста выражается в одном из фразеологических оборотов, предлагаемого текста, а учащиеся должны его найти, осмыслить и предложить. Оценивание успешности работы учащихся шло двумя этапами: индивидуальное участие каждого ребенка в уроке( отметки баллов за участие в этапах урока) и групповая в целом(шкала успеха).Учащиеся давали объективную отметку ответам каждого члена группы и давали советы по улучшению работы группы в дальнейшем на уроках. В каждой группе учащихся назначался ответственный консультат, помогающий работе слабым детям. Ребята оценили свою работу отметкой на шкале успеха словом «Мастер». Объяснив, что не со всеми заданиями они справились. Что необходимо отработать ещё раз темы : «Антонимы» и «Синонимы», «Фразеологизмы».
Считаю урок цели достиг, дети поняли, что терять время понапрасну нельзя. Необходимо соблюдать режим дня, качественное выполнение работы и менять время работы с отдыхом.
Учитель начальных классов: Овчинникова Е.Г. 05.12.2023г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения
Каждый год проходят в октябре открытые уроки чтения. Здесь представлен подробный конспект такого урока в 1 классе....
Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".
Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...
Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".
Анализ произведения М.Пришвина "Гаечки"....
Конспект открытого урока чтения в 4 классе.М.Пришвин "Гаечки".
Анализ произведения....
План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.
Отзыв на открытый урок по ...
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев " Зима недаром злится".
Конспект открытого урока чтения во 2 классе Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"...
Конспект открытого урока чтения по теме "Сказки братьев Бондаренко"
Урок посвящён жизни и творчеству Самарских сказочников братьев Бондаренко...