Урок-экскурсия, как средство адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
статья по окружающему миру на тему

Подсумкова Ольга Владимировна

В статье предложен на рассмотрение один из путей по формированию коммуникативных и  социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Одним из способов формирования социального опыта ребенка, развития его коммуникативных навыков являются экскурсии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_dlya_detey_s_ovz.doc142.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия, как средство адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Подсумкова Ольга Владимировна

учитель класса «Особый ребенок»

 специальной (коррекционной) школы

 VIII вида N231 Адмиралтейского р-на

г. Санкт-Петербурга.

     Аннотация: В статье предложен на рассмотрение один из путей по формированию коммуникативных и  социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Сформированные знания, умения, навыки можно использовать, как средство дальнейшей адаптации и социализации их в обществе. Представленный материал основан на практической деятельности и взят из опыта работы с классами «Особый ребенок».

Одним из способов формирования социального опыта ребенка, развития его коммуникативных навыков являются экскурсии. Экскурсии могут быть разных видов: ознакомительные, уточняющие, закрепляющие, расширяющие, систематизирующие. Необходимо помнить, что цель должна быть очень ясной, объем новых знаний должен быть ограничен. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их физическое и эмоциональное состояние. Начало экскурсионной деятельности совпадает с поступлением ребенка в школу и начинаются с ближайшего окружения (помещения в школе, ближайший парк и т.д.), но систематическая работа в этом направлении возможна к пятому, шестому году обучения, когда уже  накоплены достаточные социальные умения и навыки. Основной формой работы является урок-экскурсия.  Задачи урока-экскурсии следующие:

• Формирование практических навыков и умений, и использование своих знания в предметно-практической,  игровой, учебной и бытовой деятельности.

• Формирование  модели  правильного поведения в транспорте и  общественных местах города.

• Формирование различных представлений об окружающем мире (уточнение, расширение, конкретизация знаний).

• Воспитание взаимопомощи, организованности, внимания друг к другу.

       Исходя из задач, я выделила три этапа обучения детей с ОВЗ на уроках-экскурсиях:

Подготовительный. Накопление знаний и формирование навыков о «предмете» экскурсии (магазине, почте и т.д.) Изучение выбранной темы проходит «красной нитью» на разных уроках, таких как: чтение, устная речь, культура общения и поведения, счет и конструирование, окружающий мир, социально-бытовая ориентация, ОБЖ, ручной труд, гигиена, игра и игрокоррекция. Сроки  подготовительного этапа зависят от индивидуальных особенностей детей и сформированности знаний, умений и навыков о данном «предмете».

Практический. Экскурсия проводится в течение двух или более (зависит от удаленности конечного пункта) смежных занятий, в сопровождении двух или более взрослых,  в зависимости от количества детей и их физического и эмоционального состояния. Экскурсия  имеет строгий план действия и практическую направленность (покупка чего-либо, отправление письма, проезд на транспорте и.т.д.). Обязательно проводится фото или видеосъемка.

Закрепляющий. Дети рассматривают фотографии, вспоминают, что делали, чему научились, что купили или другой конечный продукт (чек, квитанцию и т.д.).  Уточняется алгоритм действий в выбранных условиях. Возможен просмотр фотографий в форме презентации, изготовление фотоальбомов, коллективной аппликации, рисунков и т.д. Рекомендуется закрепляющее задание для родителей: совершить подобную экскурсию с ребенком и оценить его действия.

Из опыта своей педагогической работы  я представляю интегрированный урок СБО и культуры общения и поведения по теме:  «Магазин. Молочные и мучные продукты». Одним из этапов подготовки к уроку была систематизирующяя экскурсия в продовольственный магазин.  Основная задача урока, которую я решала, была обобщить, систематизировать, закрепить и проверить полученные знания, умения и навыков по данной теме.

 Участвовали ученики трех классов «Особый ребенок» шестого, десятого и одиннадцатого года обучения. У всех детей умеренная интеллектуальная  недостаточность, системное недоразвитие речи. Все ребята имеют разные способности и возможности в обучении, в силу их сочетанной патологии.  

На подготовительном этапе по данной теме, который длился на протяжении двух четвертей,  проводилась следующая работа:

Счет и конструирование - работа с деньгами.

Чтение и устная речь - соотнесение предметной картинки с названием, работа над пониманием речи и стимуляцией фразовой речи, диалоговая речь, работа с пиктограммами.

Письмо - написание названия продуктов, написание данных в «личный паспорт» ребенка (Ф.И. ребенка, возраст, адрес, Ф.И.родителей).

 СБО - формирование представлений о молочных и мучных продуктах с помощью создания фотоальбомов, классификация обобщающих понятий «молочные» и «мучные» продукты, проведение систематизирующей экскурсии в магазин и совершение покупок (молочных и мучных продуктов).

ОБЖ - знание ребенком своего имени, фамилии, домашнего адреса и телефона, имени родителей, создание «личного паспорта» ребенка с фотографией, а так же знакомство с правилами дорожного движения .

Игра и игрокоррекция – дидактические, сюжетные и сюжетно-ролевые игры по теме «Магазин», «Молочные и мучные продукты». «Прогулка по городу» и т.д.

Культура общения и поведения – правила поведения в магазине и ведение диалогов, с использование вербальных и невербальных средств общения (жесты, пиктограммы).

Ручной труд – работа с тестом, изготовлением заменителей продуктов для игры «Магазин» (сушки, пряники, макаронные изделия, сыр, батон). Работа с картоном, изготовление упаковок из-под молочных продуктов (для молока, кефира, йогурта, сметаны, масла и т.д.), изготовление коллажей молочных и мучных продуктов, с использованием рекламных газет магазинов. Изготовление «личных паспортов» для ребят.

 При организации уроков-экскурсий необходимо тщательно продумывать оборудование, например: индивидуальная сумка и кошелек с деньгами для каждого ребенка, задание от родителей на бумаге, фотоаппарат для экскурсии в магазин.

     Большое значение имеет помощь родителей в закреплении знаний, умений и навыков, полученных в ходе экскурсии. Мамам и папам предлагается сделать фото необходимых продуктов для фотоальбома, продолжить  работу с деньгами:  пойти с детьми в магазин, совершить покупку, вклеить чек в тетрадь, оценить действие детей в магазине.

Вашему вниманию предлагаю конспект интегрированного урока, относящегося к закрепляющему этапу в работе над уроком-экскурсией.

Обучающиеся класса «Особый ребенок» восьмой год обучения.

Тема: « МАГАЗИН. Молочные и мучные продукты».

Образовательные задачи:

  • Закрепление  у детей знаний о молочных и мучных продуктах.
  • Уточнение представления о работе  магазина.
  • Применение на практике навыков, полученных на предыдущих уроках (работа с деньгами).
  • Тренинг, в игровой форме в совершении покупок в магазине.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция и развитие связной речи. Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи.
  • Коррекция и развитие памяти, зрительного, слухового восприятия.
  • Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук. Формирование ручной умелости, соразмерности движения.
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности, операций анализа и синтеза, уточнение логических и причинно-следственных связей.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в команде и в парах.
  • Воспитывать самостоятельность.
  • Воспитывать интерес к учебе.

 Оборудование:  Пиктограммы, предметные картинки молочных и мучных продуктов, касса, сумки, кошельки с деньгами, муляжи молочных и мучных продуктов, ценники молочных и мучных продуктов, корзинки, мультимедийное оборудование для показа презентации «Экскурсия в магазин».

Ход урока.

I. Вводная часть:

1.Приветствие. Здравствуйте дети! (Здравствуйте!). Сегодня у нас гости. Давайте каждый из вас поздоровается с гостями и представиться! (Здравствуйте! Меня зовут Маша! – ребенок машет рукой гостям). Все дети здороваются с гостями по очереди. Теперь поприветствуем  друг друга. Каждый поздоровается с соседом справа. Где у вас правая рука, поднимите руку. ( Здравствуй, Валя! Дети приветствуют друг друга за руку). Молодцы!

2. Работа с пиктограммами.  Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Играть в магазин). Правильно. В нашем магазине продаются молочные и мучные продукты. Давайте вспомним, из чего их делают? Вот у меня есть «Волшебный сундучок», посмотрим, что там… Загадка: « Вырос в поле дом.   Полон дом зерном. Весь из золота отлит,  на соломинке стоит. Под солнцем рос, хлеба в дом принес».

Что это?  (Колосок - пиктограмма).  Достается из «сундучка» настоящий колосок. Из чего состоит колосок? (Из зерен - пиктограмма). Что делают из зерна?  (Муку - пиктограмма). Достается мука в миске из «сундучка». Потрогайте муку рукой, попробуйте ее.  Какая мука? (белая, сыпучая). А что делают из муки?  (тесто). Достается тесто из «сундучка». Потрогайте тесто. Что делают из теста?  (батон, хлеб - пиктограмма, выпекают в печке, духовке). Достается хлеб. Попробуйте. Дети пробуют по кусочку хлеба на вкус. Давайте составим рассказ о муке по пиктограммам. Пиктограммы крепятся магнитами к доске изнанкой, переворачиваются в процессе беседы. Составляется рассказ (одна пиктограмма - одно предложение). «Из колоска делают муку. Мука белого цвета. Из муки делают тесто. Из теста пекут хлеб».  Какие еще продукты делают из муки? Дети называют продукты из муки. При затруднении детям предлагаются соответствующие картинки продуктов. Как называются продукты из муки, одним словом? (Мучные продукты) Молодцы!

Вот еще загадка. «Белая водица, всем нам пригодиться. Из водицы белой все, что хочешь,  делай. Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу. Ешь да пей, да гостям налей».Что это? (Молоко). Достается бутылка с молоком из «волшебного сундучка». Кто дает нам молоко? (корова-пиктограмма). Разливается молоко по стаканам. Посмотрите, какого цвета молоко? (белое-пиктограмма). Молоко жидкое или твердое?  (жидкое - пиктограмма). Что делают люди с молоком?  (пьют - пиктограмма). Попробуйте молоко? (дети пробуют молоко на вкус) Вкусно? Давайте составим рассказ о молоке, с помощью пиктограмм. «Корова дает молоко. Молоко белое. Молоко  жидкое. Люди пьют молоко». Какие продукты еще делают из молока? Дети называют продукты из молока. При затруднении, показываются предметные картинки. Как называют продукты из молока, одним словом (молочные продукты). Молодцы!

II. Основная часть.

1. Дифференциация молочных и мучных продуктов. Посмотрите, у нас выросло два «Волшебных дерева». Одно мучное, второе молочное. Скажите, что растет на обычных деревьях (листья), поэтому наши деревья «волшебные». Помогите развесить на деревья картинки. На мучное дерево  карточки с мучными продуктами, на молочное дерево  с молочными продуктами (детям предлагаются предметные картинки с молочными и мучными продуктами, которые они развешивают на волшебные деревья с помощью прищепок). А еще есть карточки со словами, их тоже нужно развесить (предлагаются детям, умеющим читать). Молодцы! Садитесь. Добавляю по одной лишней карточке (капуста, сосиски). Посмотрите, что лишнее?

2. Динамическая пауза. Дети встают в круг. Повторяют движение руками за педагогом.

«Раз, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать!

(делаем круговые движения руками)

Мы насыпали муки (движение пальцами)

Мы яйцо в муку разбили (рубленые движения ребром ладони по раскрытой ладони)

Молока чуть-чуть налили (имитируем, как выливаем молоко двумя руками)

Потом тесто замесили (имитируем, как месим тесто руками)

Пирожков мы налепили (имитируем руками, как лепим пироги)

И в духовку посадили (имитируем, как ставим противень  в духовку)

Вы устали? Да устали! (стираем пот со лба)

Вот немного отдохнем, пирожки мы есть начнем!

3. Беседа по итогам экскурсии в продовольственный магазин, с опорой на фотографии, представленные  в форме презентации.

На прошлой неделе мы ходили с вами в магазин. Давайте вспомним, как это было. Зачем мы ходили в магазин?  (За продуктами). Перед тем как идти в магазин мы подготовились. Что мы с собой взяли?  (Сумки, кошельки). Что еще нам нужно было мы взяли в магазин?   (записку от мамы). Родители предварительно пишут записку с указанием необходимых продуктов. Зачем? (чтобы знать, что купить). Собрались, и пошли в магазин. Мы пришли в магазин и что сделали? (взяли корзинки). Кто это?  (фото с ребенком, ребенок находит себя – «это я»!). Мы пошли в отдел молочных и мучных продуктов, что бы выбрать продукты. Это кто? (ребенок «это я»). Андрей спроси у Оли, что она выбрала в магазине? Дети задают вопросы друг другу, что они выбрали в магазине по ходу презентации (Андрей, что ты выбрал?). Вы выбрали продукты и куда пошли?  (К кассе). Зачем?  (Что бы заплатить за продукты). Чем вы расплачивались за продукты? (Деньгами). Откуда вы брали деньги?   (Из кошелька). Что взяли?  (Чек). Зачем нам чек?   (Чтобы знать сколько заплатили).  Куда положили продукты?  ( В сумку). Мы вышли из магазина и вернулись в школу.

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Вам понравилось ходить в магазин? Давайте сейчас поиграем в магазин. Наш магазин тоже волшебный, продукты там не настоящие и есть их нельзя. Кем вы были в магазине? (Покупателями). Кто еще был в магазине, кроме покупателей?   (Продавец-кассир). Продавцом-кассиром у нас будет Маша. Александра Вячеславовна (воспитатель класса «ОР») будет помогать Маше, а все мы будем покупателями. Но перед тем, как идти в магазин, мы должны подготовится. Что мы должны взять с собой?  (Сумки, кошельки с деньгами). Я раздам вам задания, где написано, что вы должны купить. Раздаю задания. Читающим детям задание с текстом, не читающим, задание с картинками.

Чтобы не потеряться вы должны взять бейджик (с «личным паспортом» ребенка). Что в них написано? (Имя, фамилия, адрес, имя мамы, телефон мамы). Все готовы? Давайте начинать. Дети действуют по плану, педагог следит за порядком действий.   Взять корзину.   Выбрать товар. Подойти к кассе. Достать кошелек.   Расплатиться деньгами. Взять чек. Сложить продукты в сумку. Сесть на стул. Продавец-кассир подсчитывает на машинке, сколько стоит покупка (у всех детей в задании два продукта на сумму 10р и 12р). Считает на «кассе», выдает - пишет в чеке сумму.

 Диалоги:   Здравствуйте.  (Здравствуйте, вот моя покупка).

                   С вас 10р.  (Пожалуйста).

                   До свидания, приходите к нам еще.  (До свидания).

III. Подведение итогов.

1. Обобщающая  беседа.  Давайте посмотрим, что вы купили. Дети достают покупки. Что ты купил? Сколько ты заплатил? (задаются вопросы каждому ребенку). Дети задают вопросы друг, другу: Маша, что ты купила в магазине? Сколько денег ты потратила?  Вам понравилось?

2. Итоговая оценка. Вы сегодня на уроке работали хорошо (Маша, Валя – оценки). Я приготовила вам сюрприз. На наших «волшебных деревьях» выросли подарки:  на молочном сырки, на мучном – печенье. Подойдите и возьмите по одному продукту с молочного и мучного дерева. Всем спасибо!

В заключении хочется отметить, что тематика уроков-экскурсий может быть разнообразной. Такой вид работы можно адаптировать и использовать на многих учебных предметах и внеклассных мероприятиях у детей с интеллектуальной недостаточность разной степени тяжести. По моему мнению, уроки-экскурсии являются одним из важнейших и эффективных методов коррекционной работы, поскольку помогают детям с ОВЗ перенести все полученные знания, умения и навыки на практику, что способствует их коммуникации и социально-бытовой адаптации в общество.                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Влияние декоративно - прикладного творчества на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Данные методические рекомендации рассматривают декоративно – прикладное творчество как одно из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. ...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

«Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе".

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация к шко...