Современные методы и приёмы на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
Современные формы и методы на уроке
в начальной школе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).
Требования к методам обучения
Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Выбор методов обучения зависит:
- От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
- От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
- От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
- От уровня подготовленности учащихся.
- От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
- От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Особенности современного урока
Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
- Создается доброжелательная атмосфера.
- Формируется высокий уровень мотивации.
- Придаётся большое значение способам учебной работы.
- Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.
Организационные основания урока
- Работают все и работает каждый.
- Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
- Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
- Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
- Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.
Учитель – консультант, наставник, партнер.
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Особенности современных методов обучения
- Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
- Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
- Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
- Каждый метод имеет своё предметное содержание.
- Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)
Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Моя личная позиция
- Оптимальное сочетание форм работы на уроке.
- Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
- Развитие мыслительных процессов у учащихся.
- Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
- Реализация принципа индивидуального подхода.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными считаю:
- Игровые формы;
- Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
- Организация самостоятельной деятельности учащихся;
- Создание конкретных ситуаций, их анализ;
- Постановка вопросов, активизирующих диалог.
- Проблемное обучение.
Игра
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.
Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.
Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока использую для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.
Проблемные методы.
Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.
Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».
Основные этапы проектной деятельности
- Выбор темы проекта.
- Работа с разными источниками.
- Выбор формы предъявления проекта.
- Работа над проектом.
- Оформление результатов.
- Защита проектов.
Подведение итогов.
В конце работы ученик должен ответить на вопросы:
- Выполнил ли я то, что задумал?
- Что было сделано хорошо?
- Что было сделано плохо?
- Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
- Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
Метод дискуссии
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».
ИКТ
Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:
- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
- усилить мотивацию учения;
- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Метод незаконченного рассказа
Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».
В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.
Что заставило героя поступить именно так?
Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Методы начала урока
«Улыбнемся друг другу».
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
«Приветствие».
Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Методы выяснения целей
«Знаем – не знаем»
Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.
«Цветочная поляна»
Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.
«Воздушные шарики»
Методы подведения итогов
Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
«Кафешка»
Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
«Ромашка»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
«Итоговый круг»
На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».
Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.
Методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
«Веселый мяч».
«Физминутки для глаз».
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»
Использование различных форм, методов и приемов:
- позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- вызывают интерес к познанию;
- формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...
Здоровьесберегающие приёмы на уроках в начальной школе
Опыт многолнтней практики с испольхованием здоровьесберегающих приёмов на уроках в начальной школе...
Современные образовательные технологии и использование методов и приемов на уроках в начальной школе
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:1. Информационно – коммуникационная технология2. Технология развития критического мышления3. Проектная технол...
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...
Использование эффективных приёмов на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Текст выступления на педсовете....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...
Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Данная методическая разработка создана в помощь учителям начальных классов, вспомнить методы и средства обучения, а также организовать осмысленное и беглое чтение на уроках литературного ч...