Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе
презентация к уроку (2 класс)

Стадухина Елена Станиславовна

Данная учебно-методическая разработка содержит методические рекомендации по теме "Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе

Тема моего выступления «Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе». (Слайд 1)

В современном мире существенно изменились приоритеты образования. На первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников мотивации к учебной деятельности. (Слайд 2)

Перед современным учителем стоят новые цели и задачи. Главная задача каждого учителя – не только рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий, научить учеников планировать свои действия, ставить цели и искать способы их достижения. (Слайд 3)Поэтому учитель сегодня постоянно находится в творческом поиске новых методов и приёмов ведения уроков.

На сегодняшний день существует большое разнообразие активных методов проведения этапов урока, которые учитель может активно включать в свой урок, учитывая предмет и особенности учеников начальных классов.

Для начала сформулируем ответ на вопрос: «Что можно называть активными методами и приёмами обучения в начальной школе?»

Активные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.(Слайд 4)

Таким образом, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала (Слайд 5)
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Г.П. Щедровицкий

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию(Слайд 6), развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и преподавателем.

Исследователи активных методов обучения отмечают, что усваивается учащимся (Слайд 7)

10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

90% того, что мы говорим и делаем - если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Как говорится в китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Классификация методов активного обучения (по М. Новик) (Слайд 8)

Неимитационные

Имитационные

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.

Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.

Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые.

Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым (Слайд 9).

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Активные методы и приёмы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока (Слайд 10). Они помогают развить мотивацию к обучению, учат детей самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.

Для каждого этапа урока используют свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи данного этапа.(Слайд 11,12)

Активные методы начала урока(Слайд 13)

В начале урока для положительного настроя на работу можно успешно применять следующие методы: «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена», «Подарок другу».

Метод «Поздоровайся глазами». Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Нужно здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Я лично люблю начинать урок в первом классе со стихотворения

Прозвенел и стих звонок.

Начинается урок.

Тихо все за пары сели.

На меня все посмотрели.

Этот способ подходит для общения с самыми маленькими.

Для начала урока в третьем классе мне подходит приём поиска «Взрослые ребята». Я здороваюсь с учениками и ищу ряд, на котором самые взрослые дети (подразумевается собранность и готовность к уроку). Этот приём помогает самоорганизации детей в начале урока. Они хотят казаться взрослыми и таким образом настраиваются к таким урокам, как математика и русский язык, для работы которых нужно максимальное внимание детей.

Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений (Слайд 14, 15)

Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

«Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме

Методы презентации и самостоятельной работы (Слайд 16,17)

Грамматическая эстафета

На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами.

Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму.

Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок. В такой игровой форме можно провести проверку знаний, закрепление изученного материала.

Ромашка (цветик-семицветик)

На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.

Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.

«Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например, превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.

«Составление кластера» (Слайд 18, 19)

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Активные методы релаксации ( Слайды 20,21,22)


Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Перекрестные шаги», «Зеркало», «Крюки», «Карлики и великаны», «Слушай, а не смотри», «Четыре стихии: воздух, земля, вода, огонь» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более, что эта игра не последняя.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут


Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.


Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.

Земля. Присели.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи.

Очень нравится детям приём релаксации «Зеркало». Учитель выбирает одного ребенка ведущего, который показывает различные движения всем детям. Класс копирует эти движения. Движения могут быть различными: на координацию, небольшая зарядка или шуточные дразнилки. Данный активный метод эффективно снимает напряжение и приносит много позитива.

Активные методы подведения итогов урока (Слайды 23-27)


Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Магазин", «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Метод «Индейское имя»

Цель: снятие напряжения, создание атмосферы дружелюбия.

Группы: все участники

Оборудование: перо (можно из бумаги)

Проведение: знакомиться будем как представители различных индейских племён. Все встанем, примем позы, как у индейцев, и начинать представление будем с индейского приветствия «Хау!», что означает: «Привет! Как у тебя дела? Всё ли в порядке? У меня тоже все нормально!» Теперь каждый из вас назовет свое имя и словосочетание, из которых получилось бы индейское имя, а так же скажет, из какого он племени. То есть, ваше приветствие должно прозвучать примерно так: «Хау! Я Ваня – быстрый ездок из племени живоглотов!» Не забывайте, что мимика и жесты тоже должны быть индейскими. Для проведения упражнения хорошо иметь перо (пусть даже из бумаги). Его передают как эстафетную палочку.

Эти задания можно проводить и во внеурочной деятельности. Сначала сложно организовать детей: шум, гам. Но в последствии дети привыкают к такой работе. Как правило, данная работа проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи преподавателю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех

Доводы «за» (Слайд 28):

Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий

Доводы «против» (Слайд 29):

Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.

Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать

Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.

Таким образом, нужно помнить, что эффективность использования активных методов обучения зависит от таких факторов , как: (Слайд 30)

- умения учителя пользоваться различными приёмами,

- корректность поведения учеников,

- количества детей в классе.

И в заключении хочу сказать. Как известно, навык приобретается на практике. Поэтому не нужно бояться нового, пробуйте, применяйте, совершенствуйте и развивайтесь. Успехов всем! (Слайд 31) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе

Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...

Активные методы и приёмы на уроке

Активные методы и приёмы на уроке...

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе

Данная методическая разработка создана в помощь учителям начальных классов,  вспомнить методы и средства обучения, а также организовать осмысленное  и беглое чтение на уроках литературного ч...