Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе
презентация к уроку (2 класс)
Данная учебно-методическая разработка содержит методические рекомендации по теме "Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_i_priyomy_dlya_urokov_v_nachalnoy_shkole_word.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе
Тема моего выступления «Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе». (Слайд 1)
В современном мире существенно изменились приоритеты образования. На первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников мотивации к учебной деятельности. (Слайд 2)
Перед современным учителем стоят новые цели и задачи. Главная задача каждого учителя – не только рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий, научить учеников планировать свои действия, ставить цели и искать способы их достижения. (Слайд 3)Поэтому учитель сегодня постоянно находится в творческом поиске новых методов и приёмов ведения уроков.
На сегодняшний день существует большое разнообразие активных методов проведения этапов урока, которые учитель может активно включать в свой урок, учитывая предмет и особенности учеников начальных классов.
Для начала сформулируем ответ на вопрос: «Что можно называть активными методами и приёмами обучения в начальной школе?»
Активные методы обучения - это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.(Слайд 4)
Таким образом, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала (Слайд 5)
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Г.П. Щедровицкий
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию(Слайд 6), развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учащимся и преподавателем.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что усваивается учащимся (Слайд 7)
10% того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
90% того, что мы говорим и делаем - если обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Как говорится в китайской притче: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Классификация методов активного обучения (по М. Новик) (Слайд 8)
Неимитационные | Имитационные | |
| Неигровые | Игровые |
Проблемное обучение. | Анализ конкретных ситуаций. | Деловая игра. |
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые.
Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым (Слайд 9).
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Активные методы и приёмы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока (Слайд 10). Они помогают развить мотивацию к обучению, учат детей самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.
Для каждого этапа урока используют свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи данного этапа.(Слайд 11,12)
Активные методы начала урока(Слайд 13)
В начале урока для положительного настроя на работу можно успешно применять следующие методы: «Добро в ладошках», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена», «Подарок другу».
Метод «Поздоровайся глазами». Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Нужно здороваться не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Я лично люблю начинать урок в первом классе со стихотворения
Прозвенел и стих звонок.
Начинается урок.
Тихо все за пары сели.
На меня все посмотрели.
Этот способ подходит для общения с самыми маленькими.
Для начала урока в третьем классе мне подходит приём поиска «Взрослые ребята». Я здороваюсь с учениками и ищу ряд, на котором самые взрослые дети (подразумевается собранность и готовность к уроку). Этот приём помогает самоорганизации детей в начале урока. Они хотят казаться взрослыми и таким образом настраиваются к таким урокам, как математика и русский язык, для работы которых нужно максимальное внимание детей.
Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений (Слайд 14, 15)
Такие методы, как «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Солнышко и тучи», «Песочные часы», позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме
Методы презентации и самостоятельной работы (Слайд 16,17)
Грамматическая эстафета
На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами.
Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму.
Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок. В такой игровой форме можно провести проверку знаний, закрепление изученного материала.
Ромашка (цветик-семицветик)
На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками.
Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.
«Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
«Составление кластера» (Слайд 18, 19)
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Активные методы релаксации ( Слайды 20,21,22)
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Перекрестные шаги», «Зеркало», «Крюки», «Карлики и великаны», «Слушай, а не смотри», «Четыре стихии: воздух, земля, вода, огонь» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает главной цели урока – познанию. Но всякому делу на уроке – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.
Земля. Присели.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи.
Очень нравится детям приём релаксации «Зеркало». Учитель выбирает одного ребенка ведущего, который показывает различные движения всем детям. Класс копирует эти движения. Движения могут быть различными: на координацию, небольшая зарядка или шуточные дразнилки. Данный активный метод эффективно снимает напряжение и приносит много позитива.
Активные методы подведения итогов урока (Слайды 23-27)
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Магазин", «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.
Метод «Индейское имя»
Цель: снятие напряжения, создание атмосферы дружелюбия.
Группы: все участники
Оборудование: перо (можно из бумаги)
Проведение: знакомиться будем как представители различных индейских племён. Все встанем, примем позы, как у индейцев, и начинать представление будем с индейского приветствия «Хау!», что означает: «Привет! Как у тебя дела? Всё ли в порядке? У меня тоже все нормально!» Теперь каждый из вас назовет свое имя и словосочетание, из которых получилось бы индейское имя, а так же скажет, из какого он племени. То есть, ваше приветствие должно прозвучать примерно так: «Хау! Я Ваня – быстрый ездок из племени живоглотов!» Не забывайте, что мимика и жесты тоже должны быть индейскими. Для проведения упражнения хорошо иметь перо (пусть даже из бумаги). Его передают как эстафетную палочку.
Эти задания можно проводить и во внеурочной деятельности. Сначала сложно организовать детей: шум, гам. Но в последствии дети привыкают к такой работе. Как правило, данная работа проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи преподавателю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех
Доводы «за» (Слайд 28):
Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий
Доводы «против» (Слайд 29):
Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.
Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать
Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу.
Таким образом, нужно помнить, что эффективность использования активных методов обучения зависит от таких факторов , как: (Слайд 30)
- умения учителя пользоваться различными приёмами,
- корректность поведения учеников,
- количества детей в классе.
И в заключении хочу сказать. Как известно, навык приобретается на практике. Поэтому не нужно бояться нового, пробуйте, применяйте, совершенствуйте и развивайтесь. Успехов всем! (Слайд 31) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...
Активные методы и приёмы на уроке
Активные методы и приёмы на уроке...
Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...
Современные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Методы и приёмы на уроках...
Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Данная методическая разработка создана в помощь учителям начальных классов, вспомнить методы и средства обучения, а также организовать осмысленное и беглое чтение на уроках литературного ч...