Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе
методическая разработка по чтению (1 класс)
Данная методическая разработка создана в помощь учителям начальных классов, вспомнить методы и средства обучения, а также организовать осмысленное и беглое чтение на уроках литературного чтения, русского языка с помощью методики зрительных диктантов И.Т. Федоренко, одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе.
Методика зрительных диктантов по системе И.Т. Федоренко».
Аннотация
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Классификация методов обучения …………… 5
Глава II. Методика зрительных диктантов по системе И.Т. Федоренко .……………… 7
Заключение …………………………………………………… 13
Список используемой литературы ……………………………………………14
Аннотация
Данная методическая разработка создана в помощь учителям начальных классов, вспомнить методы и средства обучения, а также организовать осмысленное и беглое чтение на уроках литературного чтения, русского языка с помощью методики зрительных диктантов И.Т. Федоренко, одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения.
Введение
«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа
Современные методы и средства обучения в начальных классах школы нужны и очень важны. С их помощью можно вызвать интерес и помочь овладеть нужными знаниями, навыками и умениями. Средствами обучения обычно используются учебники, книги, наглядные пособия, технические средства, словари, справочники и так далее. При использовании в процессе обучения различных средств, возможно изменять и сами методы обучения. Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка, заставить его увидеть за формулами и теоремами настоящие живые явления природы. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей; автоматизировать процессы администрирования, избавляет от рутинной работы.
Методы и средства обучения по своей сути отличаются друг от друга. Метод очень тесно связан с учебным процессом и не существует вне его. Метод обучения – это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащегося.
Требования к методам обучения
Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.
Выбор методов обучения зависит:
- От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
- От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
- От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
- От уровня подготовленности учащихся.
- От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
- От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Глава I. Классификация методов обучения
Все методы можно разделить на три группы:
1.Словестные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги.
Рассказ–это монологическое изложение учебного материала, используемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального изложения. Этот метод чаше других используется в младших классах. К рассказу учитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты, события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников, расширение их кругозора. В младших классах выделяют три вида рассказа: описание, художественный рассказ, объяснение. По целям выделяется рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение.
Объяснение - это словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение – активный метод последовательного логического, четкого, доступного детям изложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрациями. Его чаще всего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики, языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение дополняется инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий: как учить стихотворение, выполнить упражнение, записать условие задачи, подготовить рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими, однозначными, краткими, содержать не более 4-5 действий.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, является хорошим диагностическим средством. Беседа относится к наиболее известным методам творческого обучения. Ею мастерски пользовался еще Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократовской. Беседа – активный, побуждающий метод. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов учитель побуждает учеников вспомнить уже известные им знания, обобщая и развивая их, незаметно достигая усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа – это диалог: вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Беседа, по сравнению с другими словесными методами, открывает большие возможности для индивидуального, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения.
Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом под руководством учителя.
В процессе обучения нельзя, да и невозможно добиться от учащихся, чтобы они запоминали всю получаемую информацию. Они должны запомнить фундаментальные положения, на которых основываются знания по тому или иному учебному предмету. Более частные положения учащиеся должны уметь самостоятельно отыскать в учебнике или в другой учебной литературе.
2. Наглядные методы обучения: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ обучающих видеофильмов. Цель метода наглядности в начальной школе – обогащение и расширение чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов и явлений, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисуночная, объемная, звуковая и графическая наглядность. Средства наглядности разнообразны: предметы и явления окружающей действительности, действия учителя и учеников, изображения реальных предметов, процессов (рисунки, картины), модели предметов (игрушки, вырезки из картона), символические изображения (карты, таблицы, схемы).Использовать наглядность надо очень осторожно. Нередко учителя начальных классов привлекает внимание детей к второстепенным деталям, раскрашивая их в яркие цвета.
Наглядные методы условно можно разделить на три большие группы: метод иллюстраций, метод демонстраций и видео метод.
3. Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, лабораторные работы, графика. Упражнения - основой этого метода обучения является установление физиологической связи новой информации с уже имеющимися знаниями. Упражнения имеют свою специфику в каждом учебном предмете, однако можно назвать некоторые наиболее общие требования, предъявляемые к ним. Прежде всего, это сознательное отношение к их выполнению; учащиеся должны знать и понимать, на какой учебный материал дано данное упражнение (или задача); с какой целью выполняется данное упражнение (для заучивания, или для уяснения сути нового материала); каким образом должно выполняться упражнение (образец выполнения). Могут быть упражнения и творческого характера, когда учащиеся самостоятельно должны найти пути его выполнения. Неслучайно огромное значение опытные учителя придают так называемому комментированию домашнего задания. Необходимо соблюдать дидактическую последовательность при выполнении учащимися упражнений. Прежде должны предлагаться упражнения, которые обеспечат прочное усвоение знаний, направленное на запоминание учебного материала. Потом идут упражнения с целью проверки качества знаний и умений, которые предполагают воспроизведение усвоенного материала. Далее - упражнения по выработке умений по применению знаний в практической деятельности и упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения имеющихся знаний.
Итак, метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверено и кратчайшим путем получаем желаемый результат.
Глава II. Методика зрительных диктантов по системе И.Т. Федоренко.
Хочу обратить ваше внимание на одну из известных и широко-используемых ранее методик, ныне которую многие забыли.
Методика, разработанная И.Т. Федоренко, пользовалась и пользуется популярностью среди многих преподавателей по русскому языку. Зрительные диктанты Федоренко, методика работы с ними и педагогические результаты от подобных занятий — главные темы исследований данной статьи. Суть диктантов и особенности методики Зрительные диктанты Федоренко сейчас очень популярны, ведь с течением времени они доказали свою эффективность. Главная цель подобных диктантов — развитие памяти и элементарных навыков в области грамматики и письма.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
Раньше наборы предложений записывались на доске и закрывались листом бумаги. Потом лист сдвигался вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (как указано в таблице) читали про себя, стараясь запомнить первое предложение. По истечении времени предложение стиралось, и ученики записывали его в тетрадях. Но в век информатизации и компьютеризации, когда у учителей появилась возможность использовать на уроке компьютерные технологии, удобнее показывать такие наборы через мультимедийный проектор. По щелчку меняются слайды и предложения появляются на слайде и исчезают. Таким образом, детям даётся время для написания предложений. На всю работу уходит примерно от 3 до 7 минут времени урока, но это того стоит. Если ученики допустили большое количество ошибок в диктанте, то написание диктанта повторяется до тех пор, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
1 | Набор №1 Тает снег. |
8 |
4 |
1 | Набор №2 Трещат морозы. |
12 |
6 |
1 | Набор №3 Прилетели птички. |
15 |
8 |
1 | Набор №4 Дятел долбил дерево. |
17 |
8 |
1 | Набор №5 Солнышко светит и греет. |
20 |
6 |
1 | Набор №6 Зимой река покрылась льдом. |
23 |
5 |
1 | Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. |
25 |
4 |
1 | Набор №8 Идёт дождик. | 1 0 |
5 |
1 | Набор №9 Вода в море солёная на вкус. |
22 |
7 |
1 | Набор №10 Москва – столица нашей Родины. |
24 |
5 |
1 | Набор №11 Весело колосится густая рожь. |
25 |
4 |
1 | Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. |
26 |
4 |
1 | Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. |
28 |
4 |
1 | Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. |
32 |
4 |
1 | Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. |
34 |
4 |
1 | Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. |
36 |
5 |
1 | Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. |
38 |
5 |
1 3 4 5 6 | Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. |
42 |
7 |
Данный набор составлен более 30 лет назад. Поэтому, некоторые фразы устарели и будут непонятны современным детям.
Их можно заменить по своему усмотрению на более подходящие.
Заключение
Данная методика поможет выявить отстающих учеников, а также те правила русского языка, которые вызывают наибольшие сложности у школьников. В дальнейшем, педагог сможет провести повторение сложных правил, а также устроить дополнительные занятия для отстающих детей. Успеваемость от этого только повысится, а сами дети с удовольствием продолжат изучать миниатюрные диктанты....
На первый взгляд, внедрить методику Федоренко в обычные уроки русского языка довольно просто, ведь такие маленькие диктанты не отнимают много времени и сил на проверку. однако на практике все оказывается гораздо сложнее, ведь далеко не на каждом уроке можно найти время на демонстрацию подобных предложений и их изучение. Главная особенность методики Федоренко состоит в том, что учителю необходимо систематически демонстрировать одни и те же предложения до тех пор, пока не произойдет запоминание. Однако многие учителя допускают ошибку, прибегая к методу 1-2 раза в месяц, из-за чего им не удается достигнуть никаких педагогических результатов. Опытные педагоги подтверждают: чем чаще будут производиться такие повторения, тем будет лучше. Очень важно, чтобы используемые на уроках предложения полностью соответствовали заданной теме по предмету, а иначе, сам процесс повторения будет бесполезным.
Следовательно, педагогу необходимо все время перерабатывать предложения Федоренко, внедряя в них определенные грамматические сложности. Это, в свою очередь, требует большого усердия и профессионализма от учителя. Также преподаватели часто сталкиваются с проблемами по внедрению данной методики в поурочное планирование для старших классов. Сам И.Т. Федоренко разрабатывал свою методику для младших классов, но и для старших школьников ее можно адаптировать. Здесь следует начинать с предложений посложнее, все, также постепенно увеличивая нагрузку. Чтобы установить межпредметные связи, педагог может попробовать использовать в качестве предложений для диктанта отрывки из изученных литературных произведений. Такой метод поможет дополнительно еще и материал по литературе повторить.
Педагогические результаты методики Федоренко были уже неоднократно доказаны, но сама методика заслуживает куда большей популярности. Регулярное использование таких диктантов положительное сказывается на успеваемости детей, да к тому же, пробуждает в них интерес к предмету.
Список литературы:
1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — М.: Владос, 2013. – 416 с.
2. Кукушин В.С. Педагогические технологии. Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. В 3-х книгах. – М.: Владос, 2007.
4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
5. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула, ТГУ, 2009. – 127 с.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.
7. Яковлев И.М. Методика и техника урока в школе. –М., Просвещение, 1985. – 208 с.
8. Журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62 , статья В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» .
9. Газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14, статья Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...
Доклад по теме:"Эффективные методы и приемы на уроках в начальной школе"
Методы и приемы на уроках в начальной школе....
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...
Использование эффективных приёмов на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Текст выступления на педсовете....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Название методической разработки: «Методы и приёмы формирования самооценки учащихся начальной школы»Актуальность методической разработки связана с тем, что самооценка поможет обучающимся н...
Эффективные приёмы начала урока в начальной школе
В работе представила свои эффективные приёмы для организации начала урока в начальной школе, которыми пользуюсь уже продолжительное время. Некоторые из них применяются достаточно давно, некоторы...
Современные методы и приёмы на уроках в начальной школе
Методы и приёмы на уроках...