Конспект занятия по РКД-1 класс " Ежели вы вежливы. Общение в домашней обстановке".
план-конспект занятия (1 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

Конспект занятия затрагивает аспекты общения с близкими и друзьями, правилами вежливого сотрудничества, умения выйти из конфликтного общения в безопасное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия   по РКД -1класс по программе 4.1

Тема: Ежели вы вежливы. Общение в домашней обстановке.

Цель: Обучение детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им вниманием, заботой., добротой.

Задачи:

1.Обучать учащихся оценивать свои поступки и поступки других.

2.Воспитывать в детях умение выходить из конфликтных ситуаций.

3.Развивать умение находить компромиссное решение в спорной ситуации.

Оборудование и материалы:

Маски барашков (белая и черная), игрушки из киндер-сюрпризов, альбомы, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Учитель-дефектолог:  Ребята, все вы живете в семьях, в которых может быть не по одному ребенку. У вас есть братья, сестры. Давайте сегодня мы порассуждаем, как должны вести в семье все дети, чтобы мирно сосуществовать.
  2. Чтение рассказа «Карандаш»

Папа принес большой карандаш. Миша кричит: «Мне!». Маша кричит: «Мне!». Папа сказал: «Тише, мы его разделим!». Провел одним концом- синий. Провел другим концом – красный. Миша с Машей смеются: «Давай делить карандаш!». Мише синий конец, а Маше –красный. Миша рисует синие картинки, а Маша –красные. (Я.Тайц).

-Скажите, что предложил папа, чтобы брат с сестрой не поссорились? (поделиться  друг с другом, разрезать карандаш).

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, необходимо ли умение делиться в семье? Приведите примеры, пожалуйста, когда нужно уступать друг другу( ответы учеников).

Учитель-дефектолог: А в жизни порой бывает и так ,  что никто не хочет уступать друг другу. Послушайте стихотворение и подумайте, могла ли эта история закончиться по-другому?

 По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своем , баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги

Не сойду с твоей дороги».

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами.

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана. (С. Михалков)

  1. Разыгрывание сценки «Упрямые бараны» (дети выходят парами и каждый проигрывает в своей паре текущую ситуацию). Задача детей: оценить ситуацию и поведение двух «упрямых барашков».

Учитель-дефектолог: Ребята, я предлагаю переписать конец истории и сделать его более удачным и мирным. Что могли сделать два барана, чтобы не поссориться и не упасть в реку? (ответы детей: 1)перейти  вместе на один берег, а потом один баран вернулся бы на свою дорогу. Этот барашек будет более мудрым, потому, что необходимо сохранить и свою жизнь, и жизнь другого. 2) договориться о том, что нужно вместе решить эту задачу, помочь друг другу, иначе они упадут в воду и утонут, не смогут прийти в свой дом, родные будут плакать, если их не будет рядом   и т.п.))

  1. Упражнение « Не поделили»

Учитель-дефектолог:  Сегодня к нам пожаловал  весельчак Карлсон и привез много разных игрушек. Учитель –дефектолог достает игрушки из пакета. (может возникнуть ситуация конфликта, так как ребята стараются забрать быстро самые яркие и интересные игрушки) Ребята, как нам поступить, чтобы не возникло конфликта из-за игрушек?  (ученики отвечают: отдать тому. Кто взял ее первым, никому не отдавать игрушку, чтобы не было обидно,   посчитаться, играть вместе, играть по очереди и т.п.) Дефектолог обсуждает с ребятами каждый вариант, чтобы им было понятно, что будет в результате него; педагог призывает прислушаться к каждому ученику , кто высказал свое мнение.

Учитель-дефектолог: Ребята, чтобы конфликта не возникало, нужно учитывать мнение всех играющих. И порой, усомниться только в своем желании забрать что-то себе, если другим этого   не достается. После этого нужно договориться, как этим предметом будут пользоваться все участники- найти общие для всех правила и стараться   неукоснительно   их соблюдать. Это даст возможность учитывать   свое   мнение и мнение другого человека, проявлять уважение и к себе (не сердиться, не злиться, не портить себе настроение,  а еще и к другому человеку-быть с ним союзником, договариваться, общаться приятно без оскорблений и обид).

  1. Упражнение «Нарисуй   совместную игру»

Учитель-дефектолог предлагает ребятам в своих альбомах нарисовать сюжет игры с общей игрушкой (или предметом, которым пользуются сообща) вместе с братом (сестрой). Если у кого-то нет брата или сестры, то можно на их месте изобразить друга (подружку).

  1. Итог занятия

-Чему мы научились на занятии?

-Что нового о себе вы узнали?

Послушайте стихотворение:

Вот мой новый самокат-

Покатайся-буду рад!

До чего же это здорово-

Все делить с друзьями поровну!

Вот конфеты- раз, два, три!

Мне не жалко – на, бери!

До чего же это здорово –

Все делить с друзьями поровну!

Мячик все поймать хотят-

Пусть его поймает брат!

До чего же это здорово –

Все делить с друзьями поровну!

- Какие способы мирного (без конфликтного) общения вы запомнили из этого стихотворения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие: «Вежливое общение»

Дать ребятам представление о вежливости общении, формировать привычку употреблять слова вежливости и проявлять в общении с одноклассниками....

Конспект занятия по внеурочной деятельности « Ее Величество Вежливость»

С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где...

Воспитательное занятие "Вежливое общение"

Цель данного занятия: привить учащимся навык уважительного и доброжелательного отношения к людям....

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Внеурочное занятие во 2 классе по теме: «Учимся проектировать вежливое общение»

Составление коллективного плаката "Вежливое общение"...

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада "Вежливый разговор"

Конспект занятия, посвященного привитию навыков культуры общения у дошкольников...

Занятие по курсу РКД "Нормы и правила общения. Учимся вежливости и внимательности друг к другу"

В материале представлен конспект занятия для учащихся 1 класса по курсу РКД (программа  4.1) На занятии дети учатся внимательному и корректному общению между собой, делятся информацией о себе. св...