Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Выполнила:
учитель начальных классов гимназии №1 им. И.В. Курчатова
Макарьина Л.А.
Содержание
- Условия возникновения и становления опыта…………….……….3
- Актуальность и перспективность опыта……………………….…...3
- Теоретическая база опыта…………………………………………...5
- Новизна опыта………………………………………………………..6
- Ведущая педагогическая идея………………………….……………7
- Технология опыта…………………………………………………….8
- Результативность……………………………………………………..27
- Адресная направленность……………………………………………29
- Трудоёмкость…………………………………………………………30
- Библиографический список ………………………………………....31
Приложение……………………………………………………………....32
Условия становления опыта
Мой педагогический опыт сформировался за годы работы в гимназии №1. В течении всей педагогической деятельности шёл интенсивный поиск творческих идей, методов, приёмов, эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.
Большинство учащихся школы живут в семьях, где родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.
Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея дифференцированного подхода в обучении как средства развития познавательной активности младших школьников.
Предполагаем, что использование педагогического опыта позволит повысить познавательную активность на уроках математики при использовании дифференцированного подхода в обучении.
Актуальность опыта
Среди множества задач, стоящих перед школой, выделим те, которые на наш взгляд напрямую соотносятся с опытом работы:
- Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
- Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
- Сформировать систему социально- ценностных отношений школьника посредством включения его в активную деятельность.
Приходится работать с классом, в котором находятся дети с разными способностями и внутренней готовностью к обучению. Ученики разные по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Многие школьники, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса.
Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в учащихся веру в свои силы, нужно учесть, что учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика. Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения, ведь это та динамичная система, которая сочетает классную, групповую и индивидуальную работу.
Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Актуальность данного опыта заключается в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»
Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта являются: работы психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С.Выготского , П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной; идеи педагогов-ученых Г.И. Щукиной, Ф.К. Савиной, Т.И. Шамовой, С.А. Логачевской. Значимость данных исследований для нас определяется возможностью реализовать идеи личностно – ориентированного подхода.
В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта.
Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности; использование творческих заданий.
Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость (В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев).
Дифференциация. Дифференциация определяется как создание разнообразных
условий обучения для различных школ, классов, групп с целью
учета их контингента, а также как комплекс методических,
психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующее:активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого необходимо, чтобы объект познания был включен в сферу деятельности школьника, и диалектическое взаимодействие между ними создавало бы условия проявления активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученик должен:
- Защищать свое мнение, используя приобретенные знания;
- Выяснять непонятное, задавая вопросы учителю, товарищам;
- Оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях;
- Рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.
Исследования показывают, что активность в сотрудничестве всегда очень высоко оценивается личностью. Совместная деятельность для школьников необходима не только в целях приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «человек смотрится в другого человека, как в зеркало» и тем самым многое соотносит к себе. Для младших школьников характерна репродуктивно – подражательная активность, и задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода детей к творчеству, поисково-исполнительской активности, наиболее высокому уровню активности.
Новизна опыта
Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Цель его – активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
В процессе познавательной деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
В ходе использования нашей системы работы учитель:
- Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
- Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
- Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предметам;
- Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
- Создает ситуацию успеха;
- Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
Новизна опыта состоит в создании системы применения дифференцированного подхода, нацеленного на развитие познавательной активности младших школьников
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся через использование дифференцированного подхода в обучении.
Реализовать эту идею помогают следующие принципы:
- обеспечение ситуации успеха для каждого ученика;
- доверительный контроль и тактичность оценки;
- положительная обратная связь (каждый ученик должен видеть, что учитель искренне заинтересован в его успехе);
- развитие интереса к теме.
Технология опыта
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики для развития познавательной активности, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся посредством дифференцированного подхода в обучении.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.
2. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.
3. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Изучению способностей каждого ребенка способствуют активные формы и методы обучения. К ним я отношу: дидактическую игру, проблемную ситуацию, обучение через деятельность, групповую работу, парную работу.
Методы, используемые в реализации опыта, различаются по характеру деятельности ученика: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Считаю, что линия, направленная на развитие познавательной активности достаточно чётко прослеживается в учебниках математики Н.Б. Истоминой: в них есть упражнения, направленные на развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти. Необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания, требующие применения знаний в новых условиях. Учить подмечать закономерности, сходство и различие надо начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираются упражнения с постепенным повышением уровня трудности. Система заданий позволяет дифференцировать работу с учениками на уроке и при организации домашней работы. В рамках личностно-ориентированного обучения УМК позволяет создавать комфортные условия для обучения и развития каждого школьника.
В данном УМК уделяется особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. процесс обучения построен так, чтобы школьник был равноправным его участником.
Для успешной работы на уроке, я выделяю, как правило, три группы учащихся:
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач
2-я группа – учащиеся со средними способностями.
Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающих побуждением интереса к получению знаний в учебе.
На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока. Приведём пример возможной деятельности педагога и учащихся на этапе объяснения нового материала :
Схема урока
Объяснение нового материала
I этап. Повторение пройденного.
Самостоятельная работа учащихся различной сложности.
1-я группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;
-следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;
готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1-й группы на прошлом уроке;
проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.
II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работ по образцу или опорным схемам.
3-я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
Преимущества такой работы заключаются в следующем:
- у меня появилась возможность более тщательно отбирать методы и приемы дифференцированного подхода при обучении учащихся;
- темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем
выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала в группах: (1 группа) значительно больше, чем во второй группе;
- работа с разноуровневыми группами мне помогла более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы.
Существуют различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке, на его различных этапах. Они полагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:
- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную):
- задания с недостающими или лишними данными;
- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Например, мы даём всем ученикам задания, одинаковые по содержанию, но разные по уровню сложности. Ведь только в процессе деятельности формируются познавательный интерес, творческие способности учащихся, сами знания становятся глубокими и прочными.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнения математического материала (в задании для 3-й и 2-й групп используют однозначные числа, а для 1-й группы – двузначные);
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (3-й и 2-й группам задача в три действия, а 1-й группе – в 4 действия);
- использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр
(1-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными)
В сравнительной таблице 1 предлагаем задания, разные по уровню сложности, предлагаемые учащимся для самостоятельного выбора:
Таблица 1
Задания базового уровня | Задания 2 уровня | Задания 3 уровня |
ТЕМА: Отношения: столько же, больше, меньше. | ||
8,1,3,4,2,8.9 < 4 выбери числа, которые можно вставить в окошко, чтобы получилось верное равенство | < 4 Подбери числа, которые можно вставить в окошко, чтобы получилось верное равенство | 7 < 8, 6 <7, 5 < 6 Разгадай правило, продолжи столбик, записав ещё три неравенства |
Выбери верные неравенства и запиши их: 5< 4, 6 <7, 0>6, | Запиши верные неравенства, используя числа 3,9,2 | Запиши верные неравенства, используя выражения 2+3, 5+4,6+1 |
ТЕМА: Однозначные числа. | ||
Запиши числа в порядке возрастания 7,3,8,6,9,2,5,4,1 | Запиши пропущенные числа …2,3,……6,……9 | Разгадай правило и запиши ещё 5 чисел 1,2,3,4,5………… |
ТЕМА: Состав чисел. | ||
4+2= ■ 8-1= ■ 6-2= ■ 5+1= ■ Вставь пропущенное число так, чтоб равенство было верным | 3+ ■ = 7 10-■ = 0 8 - ■ = 6 ■+ 3 = 9 Вставь пропущенное число так, чтоб равенство было верным | ■ - ■ = 5 8 – 2 = ■ + ■ ■ + ■ =7 ■ – 3 = ■ Вставь пропущенное число так, чтоб равенство было верным |
Кроме этого на уроках выполнялись задания повышенной сложности:
- Задания с выбором правильного решения:
В школьном кружке 5 девочек. Это на 2 человека меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков в кружке?
- Попробуй найти верную схему задачи
- Выбери верное выражение
4+2, 5 – 2, 2 + 5, 2 + 2, 5 + 5
2. Задания с применением классификации :
Выпишите в первый ряд примеры на сложение, а во второй – примеры на вычитание. Соедините стрелками примеры первого и второго столбиков, связанные между собой.
5 + 4 | 8 – 3 | 9 – 1 | 6 + 3 | 6 – 2 |
Для детей, уже заинтересованных математикой, на уроках задавали вопросы, разные по уровню сложности.
Примерные вопросы: (для выявления уровня усвоения учащимися ЗУН)
- Вопросы на сравнение. (Сравни...?) - II уровень
- Вопросы на установление причинно-следственных связей.
(Что послужило причиной...?) - III уровень - Вопросы, требующие установления основных характерных черт, признаков, качеств явлений, важнейших условий процесса, действия.
(Укажите основные черты) - I уровень - Вопросы, требующие классификации предметов или явлений по указанному признаку. (На какие группы можно разделить...?) - III уровень
- Вопросы, требующие установления значения того или иного события, научного открытия. (Какое значение имела...?) - III уровень
- Вопросы, требующие характеристики. (Дайте характеристику) - I и II уровни
- Вопросы, требующие объяснения, доказательства, обоснования.
(Чем объяснить...? Чем можно доказать...?) - II и III уровни
Дифференциация заданий по объему учебного материала
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 1-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельное предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)
Дифференцированная работа по форме учебных действий
Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной я считаю следующую организацию работы.
Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно.
Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника
Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Стараюсь сочетать различные формы работы, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
В методических разработках 2 уроков использованы разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная (работа с ВДК), помогающая дифференцированно подходить к процессу обучения учащихся.
1 класс
Тема: Действия с однозначными числами
(Урок обобщения и систематизация знаний.)
Цель:
1).Совершенствовать вычислительные навыки. Развивать логическое мышление, память, самоконтроль, речь учащихся. Активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.
2). Закрепить навыки сложения и вычитания однозначных чисел без перехода через десяток.
3). Прививать интерес к математике, как к науке, воспитывать доброжелательные отношения с элементами сотрудничества и взаимопомощи при выполнении заданий в парах, группах; ответственное отношение у младших школьников к труду на основе поощрения, учебных требований;
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.
Оборудование: индивидуальные карточки;
- презентация к уроку
- сигнальные карточки (зелёный, красный цвета)
- цифровой «веер»;
- карточки с заданиями;
- учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Следующая предложенная методическая разработка урока математики для учащихся 2 класса завершает изучение темы «Табличные случаи сложения в пределах 20 и соответствующие им случаи вычитания», рассчитанной на 15 учебных часов и является пятнадцатым уроком в данной теме.
Тип урока - обобщения и систематизация знаний.
Тема: Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20.
(Урок обобщения и систематизация знаний)
Цель:
- Развивать логическое мышление, память, самоконтроль, речь учащихся. Активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.
- Закрепить табличные навыки сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 20
- Прививать интерес к математике, как к науке, воспитывать доброжелательные отношения с элементами сотрудничества и взаимопомощи при выполнении заданий в парах, группах; ответственное отношение у младших школьников к труду на основе поощрения, учебных требований.
Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.
Оборудование:
- индивидуальные карточки;
- презентация к уроку;
- сигнальные карточки (зелёный, красный цвета);
- геометрические фигуры с числами;
- карточки с заданиями;
- рабочая тетрадь, ТПО «Учимся решать задачи».
Ход урока
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению
2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь
значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной
деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;
взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна
удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех,
кто стремился непосредственно видеть результат своих практических
материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу
развитию ума, творчества школьника;( Приложение № 3)
3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является степень развития познавательной активности младшихших школьников
Предпосылкой для достижения положительной динамики познавательной активности школьников при дифференциации обучения, являются: обученность учащихся, интеллектуальное развитие, сформированность общеучебных умений и навыков.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, итоги участия в предметных олимпиадах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.
Вовлечение учащихся в активную учебно - познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику:
Диагностика познавательного развития учеников (Приложение 1)
класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 класс | 11% | 40% | 49% |
2 класс | 15% | 46% | 39% |
3 класс | 19% | 47% | 34% |
Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 8% , со средним – на 7%, с низким уровнем стало на 15% меньше.
Анализ знаний учащихся за 3 года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет.
Качество знаний по предметам в %
Уч.г | класс | чтен | рус. | Матем | Я и Укр. | технол | кач | успев |
2010 2011 | 1 | 82,8 | 50 | 57 | 77,7 | 100 | 100 | 50 |
2011 2012 | 2 | 88,8 | 61,1 | 66 ,6 | 72,2 | 100 | 100 | 61,1 |
2012 2013 | 3 | 88,8 | 66,7 | 71 | 82,8 | 100 | 100 | 66,6 |
Качество знаний учащихся
Учебный год | класс | качество |
2010 -2011 | 1 класс | 50% |
2011 -2012 | 2 класс | 61,1% |
2012-2013 | 3 класс | 66,6% |
Учащиеся улучшили свои результаты.
О развитии познавательной активности учащихся в условиях уровневой дифференциации свидетельствует так же участие учащихся в конкурсах:.
Адресная направленность
Таким, образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
Обязательные задания должны быть посильны для выполнения каждому ученику. Дополнительные задания рассчитаны на тех учеников, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, выводов.
Необходимо использовать элементы проблемного обучения. Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приемами учебной деятельности, как:
- нахождение разрыва в связях;
- выдвижение гипотезы;
- установление причинно-следственных связей и т. д.
Вся эта работа позволяет дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а в целом – активизировать познавательную деятельность учащихся.
Предполагаю, что опыт мой не имеет законченный характер, его технология будет дорабатываться, совершенствоваться, что позволит создать системно - деятельностную модель по формированию познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении.
Трудоёмкость
Вовлечение всех учащихся в совместный труд требует большой, продуманной подготовки учителя к уроку. Педагог должен в первую очередь изучить методическую литературу по данной теме, изучить опыт передовых учителей, учителей – новаторов. Во–вторых, выбрать для себя приемлемые приёмы, методы, формы работы.
Предлагаемая технология работы предполагает использование наглядных пособий (карточки с дифференцированными заданиями и упражнениями). Также в работе используется занимательный материал, который тоже может быть представлен наглядно (ребусы, загадки, кроссворды, игры и т. д.)
Только при выполнении всех этих условий, ученик будет увлечен и охвачен учебной работой.
Библиографический список:
- Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Просвещение, 1994.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 1998.
- Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
- Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение
Исследование познавательной активности учащихся.
Анкета.
Ф.И.О. ________ класс ________ Дата ________
Инструкция: Ребята, Вам предложена анкета, которая состоит из 8 вопросов с тремя вариантами ответов, о том, какому школьному предмету вы отдаете наибольшее предпочтение.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию, класс и дату.
Отвечая на первый вопрос анкеты, выберите один или несколько предметов и поставьте под ним знак “+”. В дальнейшем, отвечая на следующие вопросы анкеты, ставьте “+” только под выбранными предметами, таким образом, вопросы будете соотносить к Вашим выбранным школьным предметам.
Предметы Вопросы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Какие предметы тебя интересуют больше всего? (Выбери один или несколько и дальше заполняй в графах этого предмета) |
|
|
|
|
|
|
|
| |
2. Люблю предмет потому, что | а) нравится, как преподает учитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) получаю удовольствие при изучении |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) легко усваивается |
|
|
|
|
|
|
|
| |
3. Как часто ты занимаешься этим предметом? | а) часто |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) иногда |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) очень редко |
|
|
|
|
|
|
|
| |
4. Читаешь ли ты дополнительную литературу по интересующему тебя предмету? | а) постоянно, много |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) иногда |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) мало, совсем не читаю |
|
|
|
|
|
|
|
| |
5. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути? | а) почти всегда |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) иногда |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) очень редко |
|
|
|
|
|
|
|
| |
6. Где посещаешь курсы, расширяющие твои знания по этому предмету? | а) в гимназии |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) в другом месте |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) не посещаю |
|
|
|
|
|
|
|
| |
7. Откуда получаешь интересующую тебя информацию по данному предмету? | а) из книг, журналов |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) из интернета |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) только из учебников |
|
|
|
|
|
|
|
| |
8. Задаешь ли ты вопросы учителю по интересующему тебя предмету? | а) часто |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) иногда |
|
|
|
|
|
|
|
| |
в) редко |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов.
Количество заданных предметов может варьироваться, в зависимости от поставленных вами целей, для данной методики желательно не менее 5, не более 9 школьных предметов.
Пример:
- математика
- иностранный язык
- русский язык
- литература
- и т.д.
Если учащийся выбирает 1 предмет, рассматриваем ПА как низкую, при выборе 2-3 предметов как среднюю, 4 предмета и более – высокая, но возможно выбор, очень большого количества предметов говорит о том, что внимание ученика рассредоточено, что является отрицательным результатом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе
Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....
Приемы повышения познавательной активности на уроках
Часть приемов, используемых на уроке по повышению активности....
Повышение познавательной активности на уроке через использование ИКТ
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения, которая должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно ме...
Проект "Игровые технологии как средство повышения познавательной активности на уроке литературного чтения"
Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания комфортных условий, необходимых д...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ....
Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»
Условия возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...