Повышение познавательной активности на уроке через использование ИКТ
статья по теме

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения, которая  должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taskina_krug_stol.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Выполнила: Таскина Марина Валерьевна

           В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения, которая  должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.        

           В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения, о которых неоднократно говорилось.

          Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

        Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

       В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

        Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

• отстаивать свое мнение;

• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

• ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

• рецензировать ответы товарищей;

• оценивать ответы и письменные работы товарищей;

• заниматься обучением отстающих;

• объяснять более слабым учащимся непонятные места;

• самостоятельно выбирать посильное задание;

• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

• решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

         Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
       Информация - все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология - система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

          Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

         Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

       Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Рассматривая информатику в ряду с другими общеобразовательными дисциплинами, можно назвать общедидактические методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

         Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Для повышения эффективности и качества учебного процесса становится особо  актуальной  проблема повышения познавательной активности и творческого потенциала учащихся.  Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, одним из которых является  включение в учебный процесс информационных технологий. Исследование вопросов использования средств ИКТ на уроках якутского языка для повышения познавательной активности школьников является актуальным и имеющим большое значение для совершенствования методической системы обучения этому предмету. На сегодня нет готовых  разработанных компьютерных  программ,  мультимедийных  наглядных пособий,  электронных  учебников  по  якутскому языку именно  для  начальной школы.

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Факторы активизации познавательной деятельности, которые можно использовать более эффективно в условиях применения ИКТ  опираются на  преимущества  ИКТ.  Использование  ИКТ  в учебном  процессе  имеет два  преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны:

  1. Яркое, чёткое, аккуратное и цветное  изображение  на экране  намного  эффектнее  и качественнее изображения, выполняемого мелом на доске.
  2. Повышается  уровень  использования наглядности на уроке.
  3.  Происходит экономия  времени, необходимого для  изучения  конкретного материала;  Увеличивается  объем  работы учащихся на уроке;
  4. Знания  сохраняются в памяти детей значительно  дольше;
  5.  Повышается  познавательный интерес и  учебная  мотивация обучающихся;
  6. Улучшается  дисциплина на  уроке.

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

· большой объём информации может быть Получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Примеры использования икт на уроках:

  1. На уроках математики – устный счет, объяснение нового материала, закрепление материала, наглядность.
  2. На уроках русского языка – наглядность при объяснение нового материала.
  3. На уроках природоведения – демонстрационный материал.

      Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста учитель произносит примерно в течение 1-3 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

       Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. .

        Как  учитель- практик  могу  сказать, что положительные  моменты  для  учителя заключаются  в том, что:

  1. Сокращается  время для  подготовки к уроку;
  2. Появляется  возможность  быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный, демонстрационный  материал;
  3. Использовать различные видеофрагменты, картинки,  схемы,  диаграммы;
  4. Показывать опыты, которые невозможно  проводить  в школе;
  5. Применять тестовые задания для проверки и контроля усвоения пройденных тем;
  6. Дифференцировать и интегрировать процесс обучения;
  7. Применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную,
  8. Органично сочетать  применение  ИКТ с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения

       А  учащихся  младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.  Особенно  их привлекает возможность общения  с виртуальным  сказочным  героем. Учитывая  тот  факт, что мои ученики – городские  дети,  владеющие  родным  языком не  в полной  мере,  считаю,  что использование ИКТ   повышает  познавательный  интерес  к  родному  языку,  следовательно,   улучшается  качество  усвоения  программы  по данному  предмету.

Встреча  с виртуальными  сказочными  героями вносит  элемент  занимательности, игры, что  способствует повышению  работоспособности, заинтересованности обучающихся.  При  этом я  стараюсь играть роль  посредника:  урок  ведется от имени виртуального  героя.  Применение  анимации позволяет вести  урок  в диалоговой  форме между сказочным  героем и  детьми.  И что немаловажно, выполняя  задания, дети много  говорят, объясняют,  доказывают. 

         Систематическое использование ИКТ на уроках  органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, что позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

«Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения».

С первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать  своих учеников творцами учебно - воспитательного процесса. Всё это достигается с помощью новых современных методов обучения....

Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся. (Подборка методических приёмов)

Приёмы и методы развития творческих способностей обучающихся на различных уроках....