Программа наставничества по проектной исследовательской деятельности «Учитель-ученик»
статья

Иргит Ольга Адыг-ооловна

В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка»).

Методические рекомендации подготовлены на основе опыта МБОУ Шуйская СОШ по организации системы наставничества в образовательной организации по форме «Учитель-ученик». Представлены материалы методические и теоретические сведения. Практическая часть работы описывает организационные меры, а также алгоритмы действий по созданию и функционированию системы наставничества в школе.

Методические рекомендации окажут помощь руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам, выполняющим функции наставника по форме «Учитель-ученик».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Шуйская средняя общеобразовательная школа

с.Шуй муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Программа наставничества

по проектной исследовательской деятельности

 «Учитель-ученик»

Иргит Ольга Адыг-ооловна,

учитель начальных классов высшей категории

2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
  • письмо Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
  • Перечень значимых мероприятий на 2023 – 2024 учебный год, утвержденный министром образования Республики Тыва.

Аннотация

В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка»).

Методические рекомендации подготовлены на основе опыта МБОУ Шуйская СОШ по организации системы наставничества в образовательной организации по форме «Учитель-ученик». Представлены материалы методические и теоретические сведения. Практическая часть работы описывает организационные меры, а также алгоритмы действий по созданию и функционированию системы наставничества в школе.

Методические рекомендации окажут помощь руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам, выполняющим функции наставника по форме «Учитель-ученик».

Сроки реализации программы 1 год. Начало 1 сентября 2023 года, срок окончания 1 сентября 2024 года.

Описание проблемы

В своей практике исследовательских проектов, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которые необходимо решать: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность педагога и обучающихся в процессе проекта.  Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.

Актуальность программы

На сегодняшний не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Целью внедрения целевой моделью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с обучающимися на уровне образовательной организации.

Для этого была определена цель: создание системы сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  •  систематизировать проектную исследовательскую деятельность;
  •  выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;
  •  приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации проектных исследовательских работ;
  •  развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной исследовательской деятельности.

Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности даёт возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей, обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные участники программы и их функции

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Механизм управления программой

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»

Формы взаимодействия

Цель

«Учитель -  ученик»

Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого

потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В

качестве наставника может выступать классный руководитель или

учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы

повысить свой творческий потенциал.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Ожидаемые результаты

  1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей, средней и старшей школе.
  2. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.
  3. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).
  4. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»

Этапы реализации

Мероприятия

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей.

Анкетирование. Использование базы

наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором

программы наставничества

Проводится отбор одаренных учащихся, либо учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную

траекторию в рамках школьной программы.

Анкетирование. Листы опроса.

Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа.

Повышение образовательных результатов у наставляемых.

Анализ успеваемости. Участие в

Мероприятиях различного уровня

Определение образовательной траектории.

Рефлексия наставничества.

Проведение конференций. Анализ

программы. Поощрение наставляемого и наставника.

Результаты мониторинга реализации программы наставничества

SWOT-анализ реализуемой программы наставничества

Факторы SWOT

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны

Стабильное взаимодействие наставнических пар, наличие условий для реализации сопровождения наставничества в рамках школьных проектов, использование ИКТ-технологий и методов, развитая информационно-образовательная среда учащихся и педагогов

Слабые стороны

Низкая степень мотиваций учащихся к реализации функций наставника, сложности организации коммуникации наставника и наставляемого в силу ограничений, вызванных эпид-режимом

Внешние

Возможности

Совершенствование ЦОС школы посредством поиска и сотрудничества с внешними партнерами и привлечения внешних ресурсов, расширение возможностей и форматов взаимодействия наставнических пар с использованием внешних ресурсов

Угрозы

Недостаточная вовлеченность родителей и социальных партнеров в реализацию мероприятий по наставничеству, отсутствие финансирования программы наставничества  

Организация проектной исследовательской деятельности.

Организация проектной исследовательской деятельности осуществляется в нашей школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности на разных уровнях и в различных формах. 

Проектная исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.

Надо отметить необходимость применения современных информационных технологий в контексте проектной исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации.

Обучая учащихся теоретико-методическим основам проектам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить их эффективно ими пользоваться. 

Любое учебное проектное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации проектной исследовательской деятельности в школе – это формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются, для конкретного обучающегося, новыми и личностно значимыми.

Участие в проектной исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием учащиеся могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции. 

Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности дает возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей, обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика. 

Методы и приёмы, используемые наставником на первом этапе: анкетирование, тестирование, беседа, консультирование.

Проектировочный этап.

Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме. Обучающийся собирает тематический портфолио по данной теме.

На втором этапе, когда тема работы определена и обучающийся выходит в самостоятельную исследовательскую деятельностьнаставник проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы исследования, в оформлении результатов.

Основная задача наставника на этом этапе - поддержка самостоятельности и активности обучающегося.

Результат: умение обучающегося систематизировать собранный материал, осознание собственной успешности и компетентности в выбранной теме.

Реализационный этап.

На этом этапе обучающийся представляет полученные результаты исследования.

Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение; выступление на объединении; специально организованная презентация в период конференции исследовательских работА также участие в творческих конкурсах различных уровней: кожуунном, республиканском, всероссийском.

На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный.

Задача наставника на этом этапе – помощь в выборе формы представления результата, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность учащегося.

Результат: развитие умения, обучающегося выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию по данной теме.

Аналитический этап – анализ выступления.

Основной задачей наставника на этом этапе является организация рефлексии учащегося по поводу его деятельности в исследовании.

На этом этапе организуется консультация по итогам презентации.

На этом этапе становится востребованным третий вид портфолио – портфолио достижений.

Овладение учащимся техники рефлексии является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в образовании, а также достижения методологической компетентности.

Результат: развитие адекватной самооценки обучающегося, умения анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, умения понимать происходящие в себе и окружающих изменения.

Показатели эффективности наставничества в процессе исследовательской деятельности:

• повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;

• презентация результатов исследования на различных уровнях;

• создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.

• увеличение (по сравнению с предыдущими годами) призовых мест в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, повышение уровня индивидуальных достижений.

Наставник проектно-исследовательского обучения

Исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Школьник, работающий над исследовательским проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.

Роль учителя-наставника при выполнении исследовательского проекта

Роль учителя-наставника в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна. 

Возможны разные формы консультаций: консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

В работе над проектом учитель-наставник: 

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
  • сам является источником;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Данная программа ориентирована:

  • на наставников исследовательских проектов, чтобы им было понятно, что и как делать,
  • на то, чтобы ученикам, чтобы было понятно, что можно получить от наставника, а в чем он им не помощник,

Наставник исследовательской деятельности – человек, обладающий следующими качествами:

  • понимать суть такого сложного вида деятельности как исследовательский проект;
  • уметь быть рядом, но не вовлекаться;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с самыми разными учениками, содействовать в поддержании рабочей атмосферы;
  • владеть разными инструментами организации работы, чтобы иметь возможность продемонстрировать их подопечному;
  • знать стандарты оформления проектной документации; программное обеспечение, поддерживающего работу с проектами, способы презентации проектов, чтобы помочь участникам с «внешней» частью работы.

Наставник независимо от области деятельности – это человек, который передает свой опыт и знания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что наставник передает свой личный опыт. Кроме передачи опыта, на наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению проекта в плане исследования и обеспечения реализации проекта с методической, экспертной, материально- технической и прочих сторон. 

Наставник следит за тем как развивается проект сразу в двух составных частях, равно являющихся неотъемлемой составляющей успешного проекта: командная (мотивированная, согласованная, бесконфликтная работа наставника и подопечного) и методическая (или приращение опыта).

Роли наставника в проектной деятельности.

В проекте может выполнять роли:

  • специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА;
  • опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».

Также только он может

  • определить какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта, при этом постараться избежать занижения результата на входе и удержать и от завышения планки требований;
  • сосредоточиться на работе над проектом, не отвлекаться на посторонние вещи;
  • фиксировать учащимся переход от стадии к стадии жизненного цикла проекта;
  • добывать необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.

Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:

  • вести регулярные очные встречи с командой;
  • быть на связи с командой, и иметь возможность оказывать ей поддержку в дистанционном режиме;
  • предоставлять методические материалы, которые могут помочь подопечному в реализации проекта;
  • вести наблюдение за развитием компетенций участников команды, общим и индивидуальным эмоциональным фоном, давать обратную связь;
  • заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации, для системной;
  • помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.

Необходимы регулярные встречи наставника с исполнителем проекта, который представляет результаты промежуточной работы над проектом, а наставник помогает им продвинуться вперед от оформления проектной идеи до презентации результата работы на защите проекта.

Роль наставника на этапах проектирования

Дорожная карта исследовательского проекта

Этапы проекта

Обучающийся

Наставник

Организационный этап

–определение примерной темы проекта;

-определение наставника

-индивидуальные консультации с обучающимися;

– оказание помощи при выборе темы проекта;

 – идеи проекта.

Постановка актуальности, гипотезы, цели и задач исследовательского проекта.

Деятельностный

 этап

1. формирование плана работы обучающегося над проектами;

2. генерация идей;

3. выполнение сбора, обработки и анализа информации по теме проекта;

4. проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части;

5. оформление проекта;

6. подготовка презентации, раздаточного материала

– самооценка;

– вывод;

–  заключение

– заполнение оценочного листа;

– оставление резюме на проект

Этап защиты проекта

защита проекта.

-индивидуальные консультации (по необходимости)

На этапе «Генерация идей» наставник, выступая в роли преподавателя-предметникапроводит обучение по индивидуальным образовательным темам. На данном этапе наставник также выступает в роли коуча, помогая подопечному в постановке и достижении цели, и куратора, который в ходе организации установочной очной встречи разъясняет проектным ему порядок работы, обсуждает будущий результат (продукт) проектной работы, мотивирует его на реализацию идеи.

На данном этапе наставнику необходимо обладать следующими проектными компетенциями: 

– формирование среды для успешной генерации идей проекта: 

– вдохновение участника проекта на создание и развитие идей; 

– создание творческой атмосферы восприятия новых идей; 

– поощрение развития творческого потенциала участника проекта.

На этапе: «разбор содержания», наставник проекта в роли – опытного советника (ментора), направляя свою деятельность на полное сопровождение своего подопечного к поставленной цели; обеспечивая поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».

  • ходе очередной очной встречи наставник выясняет текущее состояние работы над проектом, соотносит с поставленной задачей (ожиданием); разбирает причины продвижения вперед/отставания; обсуждает какой результат (продукт проектной работы) каждая команда сможет представить к защите.

На данном этапе реализации проекта будут актуальны следующие компетенции наставника: 

  • осуществление комплексного планирования реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций; 
  • организационное проектирование, коммуникация внутри проекта и вне его, сопровождение учащегося к поставленной цели.

На этапе «Завершения проекта» наставник выступает в роли куратора и ментора. В ходе завершающей встречи наставник проводит с исполнителем проекта рефлексию работы, ориентирует его на подготовку к защите – презентации проекта, информирует о процедуре защиты, о жюри и отвечает на важные вопросы, чтобы снять стресс перед защитой. Наставник, как помогал и поддерживал своего подопечного в его работе над проектом, также он и морально поддерживает его и на защите данного проекта.

Перед представлением итогов работы наставник также готовит отчёт на готовый проект, где указывается достижения в ходе проектной работы:

  1. дистанцию, которая пройдена от начала до момента защиты (в понимании, что такое исследовательский проект; владении инструментами проектной работы, в создании желаемого продукта);
  2. способность исполнителя проекта в одном-двух предложениях описать суть проекта (ответы на вопросы «о чем?» и «зачем?», а не на вопрос «что делали?»);
  3. полноту описания проекта (описание идеи, описание плана работ, соотношение плана и факта, анализ причин имеющихся расхождений, если таковые есть;
  4. что именно делал   как руководитель (наставник).

На защите проекта задача наставника морально поддерживать исполнителя проекта, сопереживать вместе с ним, но не вмешиваться. Также наставник должен подготовить своё краткое резюме о работе над проектом. Защита проекта – это результат совместного труда наставника и исполнителя проекта, это их триумф или поражение.

Проектные компетенции наставника этого этапа – обеспечение комплексного оценивания реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций.

Показателями результативности наставничества в процессе исследовательской деятельности являются:

  • повышение доли обучающихся, включенных в исследовательскую деятельность;
  • презентация результатов исследования на различных уровнях;
  • увеличение призовых мест в интеллектуальных конкурсах и научно-практических конференциях разного уровня;
  • увеличение количества учащихся, награжденных грамотами за победы о Всероссийских конкурсах.

Опыт реализации программы

Одной из главных целей современного образования является раскрытие и развитие заложенных в ребёнке природных способностей.  

В нашей школе проводится работа, направленная на выявление и поддержку, развития творческих способностей обучающихся, а также оказывается помощь в самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных сферах деятельности, где каждый обучающийся будет успешен. Каждый обучающийся без принуждения, может выбрать любое направление, где развивает свои способности, что позволяет заинтересовать и привлечь к внеурочной деятельности большое число детей.

Также в школе во внеурочной деятельности активно применяется форма наставничества «учитель – ученик». Главная цель наставничества во внеурочной деятельности: создание условий для развития, самоопределения и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых задач.

План подготовки наставляемых к участию в исследовательских конкурсах

Наименование мероприятия

Уровень

Участники

Сроки

1

Подготовка обучающихся к участию НПК

Школьный

1-4

Декабрь

2

Подготовка обучающихся к участию НПК «ФГОС: Первые шаги»

Кожуунный

1-4

Апрель

3

Подготовка обучающихся к Всероссийскому фестивалю открытий и инициатив «Леонардо»

Республиканский

1-4

Февраль

4

НПК «Шаг в будущее»

Республиканский

8-11

Апрель

Результаты участия

Мои учащиеся успешно представляют нашу школу на кожуунных, республиканских конкурсах и научно-практических конференциях:

  1. В 2019 году Эртине Аляандра заняла 2 место в региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».
  2. В ноябре 2020 года Хомушку Онзагай занял 2 место в республиканском проекте «Имя на обелиске».
  3. В декабре 2020 года Донгак Севээн занял 2 место в республиканском конкурсе исследовательских работ «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны». Учредитель данного конкурса Сенатор РФ Д.И. Оюн.
  4. В 2020 году Бавуу Чайна приняла участие в международной НПК «Культурные традиции кочевников» в рамках федерального проекта «Двухуровневая методическая сеть ТЫВАЭКОшкола». Работа ученицы опубликована в сборнике «Экологическая культура кочевников».
  5. В 2022 году Бавуу Чайна заняла 2 место в региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».

Использованная литература:

  1. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
  2. Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – с. 3.
  3. Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – с. 4-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»

Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...

Программа курса «Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу все знать» в условиях информационно-технологической среды школы»

Программа организации формирования проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу всё знать» по направлению «проектно-исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьм...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....

Учебные проекты как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.

Успешное участие ребят в проектной деятельности  зависит от согласованности действий учителя и родителей....

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»

Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельностиучителя, ученика и родителей»...