Программа наставничества по проектной исследовательской деятельности «Учитель-ученик»
статья
В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка»).
Методические рекомендации подготовлены на основе опыта МБОУ Шуйская СОШ по организации системы наставничества в образовательной организации по форме «Учитель-ученик». Представлены материалы методические и теоретические сведения. Практическая часть работы описывает организационные меры, а также алгоритмы действий по созданию и функционированию системы наставничества в школе.
Методические рекомендации окажут помощь руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам, выполняющим функции наставника по форме «Учитель-ученик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_po_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchitel-uchenik.docx | 45.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Шуйская средняя общеобразовательная школа
с.Шуй муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
Программа наставничества
по проектной исследовательской деятельности
«Учитель-ученик»
Иргит Ольга Адыг-ооловна,
учитель начальных классов высшей категории
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- распоряжением Правительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- письмо Минпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
- Перечень значимых мероприятий на 2023 – 2024 учебный год, утвержденный министром образования Республики Тыва.
Аннотация
В настоящее тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка»).
Методические рекомендации подготовлены на основе опыта МБОУ Шуйская СОШ по организации системы наставничества в образовательной организации по форме «Учитель-ученик». Представлены материалы методические и теоретические сведения. Практическая часть работы описывает организационные меры, а также алгоритмы действий по созданию и функционированию системы наставничества в школе.
Методические рекомендации окажут помощь руководителям образовательных организаций и педагогическим работникам, выполняющим функции наставника по форме «Учитель-ученик».
Сроки реализации программы 1 год. Начало 1 сентября 2023 года, срок окончания 1 сентября 2024 года.
Описание проблемы
В своей практике исследовательских проектов, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которые необходимо решать: как организовать процесс исследования, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иному вопросу, каким образом организовать совместную деятельность педагога и обучающихся в процессе проекта. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.
Актуальность программы
На сегодняшний не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
Целью внедрения целевой моделью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с обучающимися на уровне образовательной организации.
Для этого была определена цель: создание системы сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- систематизировать проектную исследовательскую деятельность;
- выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;
- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации проектных исследовательских работ;
- развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной исследовательской деятельности.
Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности даёт возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей, обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные участники программы и их функции
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Механизм управления программой
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»
Формы взаимодействия | Цель |
«Учитель - ученик» | Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты
- Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей, средней и старшей школе.
- Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.
- Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).
- Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
Этапы реализации | Мероприятия |
Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей. | Анкетирование. Использование базы наставников. |
Обучение наставников. | Обучение проводится куратором программы наставничества |
Проводится отбор одаренных учащихся, либо учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию в рамках школьной программы. | Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. |
Формирование пар, групп. | Личные встречи или групповая работа. |
Повышение образовательных результатов у наставляемых. | Анализ успеваемости. Участие в Мероприятиях различного уровня Определение образовательной траектории. |
Рефлексия наставничества. | Проведение конференций. Анализ программы. Поощрение наставляемого и наставника. |
Результаты мониторинга реализации программы наставничества
SWOT-анализ реализуемой программы наставничества
Факторы SWOT | Позитивные | Негативные |
Внутренние | Сильные стороны Стабильное взаимодействие наставнических пар, наличие условий для реализации сопровождения наставничества в рамках школьных проектов, использование ИКТ-технологий и методов, развитая информационно-образовательная среда учащихся и педагогов | Слабые стороны Низкая степень мотиваций учащихся к реализации функций наставника, сложности организации коммуникации наставника и наставляемого в силу ограничений, вызванных эпид-режимом |
Внешние | Возможности Совершенствование ЦОС школы посредством поиска и сотрудничества с внешними партнерами и привлечения внешних ресурсов, расширение возможностей и форматов взаимодействия наставнических пар с использованием внешних ресурсов | Угрозы Недостаточная вовлеченность родителей и социальных партнеров в реализацию мероприятий по наставничеству, отсутствие финансирования программы наставничества |
Организация проектной исследовательской деятельности.
Организация проектной исследовательской деятельности осуществляется в нашей школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности на разных уровнях и в различных формах.
Проектная исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности. Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.
Надо отметить необходимость применения современных информационных технологий в контексте проектной исследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя нового тысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки и представления информации.
Обучая учащихся теоретико-методическим основам проектам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить их эффективно ими пользоваться.
Любое учебное проектное исследование направлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективно нового результата. Цель организации проектной исследовательской деятельности в школе – это формирование у обучающихся навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний, которые получены самостоятельно и являются, для конкретного обучающегося, новыми и личностно значимыми.
Участие в проектной исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях. Можно с уверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием учащиеся могут быть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать уже сформированные навыки, умения и компетенции.
Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности дает возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей, обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика.
Методы и приёмы, используемые наставником на первом этапе: анкетирование, тестирование, беседа, консультирование.
Проектировочный этап.
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме. Обучающийся собирает тематический портфолио по данной теме.
На втором этапе, когда тема работы определена и обучающийся выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, наставник проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы исследования, в оформлении результатов.
Основная задача наставника на этом этапе - поддержка самостоятельности и активности обучающегося.
Результат: умение обучающегося систематизировать собранный материал, осознание собственной успешности и компетентности в выбранной теме.
Реализационный этап.
На этом этапе обучающийся представляет полученные результаты исследования.
Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение; выступление на объединении; специально организованная презентация в период конференции исследовательских работ. А также участие в творческих конкурсах различных уровней: кожуунном, республиканском, всероссийском.
На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный.
Задача наставника на этом этапе – помощь в выборе формы представления результата, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность учащегося.
Результат: развитие умения, обучающегося выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию по данной теме.
Аналитический этап – анализ выступления.
Основной задачей наставника на этом этапе является организация рефлексии учащегося по поводу его деятельности в исследовании.
На этом этапе организуется консультация по итогам презентации.
На этом этапе становится востребованным третий вид портфолио – портфолио достижений.
Овладение учащимся техники рефлексии является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в образовании, а также достижения методологической компетентности.
Результат: развитие адекватной самооценки обучающегося, умения анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, умения понимать происходящие в себе и окружающих изменения.
Показатели эффективности наставничества в процессе исследовательской деятельности:
• повышение доли обучающихся, включённых в исследовательскую деятельность;
• презентация результатов исследования на различных уровнях;
• создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.
• увеличение (по сравнению с предыдущими годами) призовых мест в олимпиадах, конкурсных мероприятиях, повышение уровня индивидуальных достижений.
Наставник проектно-исследовательского обучения
Исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Преподаватель становится соучастником исследовательского процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Школьник, работающий над исследовательским проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
Роль учителя-наставника при выполнении исследовательского проекта
Роль учителя-наставника в совместной с детьми проектной деятельности очень велика, а иногда и первостепенна.
Возможны разные формы консультаций: консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные, различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
В работе над проектом учитель-наставник:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Данная программа ориентирована:
- на наставников исследовательских проектов, чтобы им было понятно, что и как делать,
- на то, чтобы ученикам, чтобы было понятно, что можно получить от наставника, а в чем он им не помощник,
Наставник исследовательской деятельности – человек, обладающий следующими качествами:
- понимать суть такого сложного вида деятельности как исследовательский проект;
- уметь быть рядом, но не вовлекаться;
- уметь находить контакт и взаимопонимание с самыми разными учениками, содействовать в поддержании рабочей атмосферы;
- владеть разными инструментами организации работы, чтобы иметь возможность продемонстрировать их подопечному;
- знать стандарты оформления проектной документации; программное обеспечение, поддерживающего работу с проектами, способы презентации проектов, чтобы помочь участникам с «внешней» частью работы.
Наставник независимо от области деятельности – это человек, который передает свой опыт и знания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что наставник передает свой личный опыт. Кроме передачи опыта, на наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению проекта в плане исследования и обеспечения реализации проекта с методической, экспертной, материально- технической и прочих сторон.
Наставник следит за тем как развивается проект сразу в двух составных частях, равно являющихся неотъемлемой составляющей успешного проекта: командная (мотивированная, согласованная, бесконфликтная работа наставника и подопечного) и методическая (или приращение опыта).
Роли наставника в проектной деятельности.
В проекте может выполнять роли:
- специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА;
- опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
Также только он может
- определить какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта, при этом постараться избежать занижения результата на входе и удержать и от завышения планки требований;
- сосредоточиться на работе над проектом, не отвлекаться на посторонние вещи;
- фиксировать учащимся переход от стадии к стадии жизненного цикла проекта;
- добывать необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.
Наставник проектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:
- вести регулярные очные встречи с командой;
- быть на связи с командой, и иметь возможность оказывать ей поддержку в дистанционном режиме;
- предоставлять методические материалы, которые могут помочь подопечному в реализации проекта;
- вести наблюдение за развитием компетенций участников команды, общим и индивидуальным эмоциональным фоном, давать обратную связь;
- заполнять формы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации, для системной;
- помогать готовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.
Необходимы регулярные встречи наставника с исполнителем проекта, который представляет результаты промежуточной работы над проектом, а наставник помогает им продвинуться вперед от оформления проектной идеи до презентации результата работы на защите проекта.
Роль наставника на этапах проектирования
Дорожная карта исследовательского проекта
Этапы проекта | Обучающийся | Наставник |
Организационный этап | –определение примерной темы проекта; -определение наставника | -индивидуальные консультации с обучающимися; – оказание помощи при выборе темы проекта; – идеи проекта. |
Постановка актуальности, гипотезы, цели и задач исследовательского проекта. | ||
Деятельностный этап | 1. формирование плана работы обучающегося над проектами; 2. генерация идей; 3. выполнение сбора, обработки и анализа информации по теме проекта; 4. проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части; 5. оформление проекта; 6. подготовка презентации, раздаточного материала | |
– самооценка; – вывод; – заключение | – заполнение оценочного листа; – оставление резюме на проект | |
Этап защиты проекта | защита проекта. | -индивидуальные консультации (по необходимости) |
На этапе «Генерация идей» наставник, выступая в роли преподавателя-предметника, проводит обучение по индивидуальным образовательным темам. На данном этапе наставник также выступает в роли коуча, помогая подопечному в постановке и достижении цели, и куратора, который в ходе организации установочной очной встречи разъясняет проектным ему порядок работы, обсуждает будущий результат (продукт) проектной работы, мотивирует его на реализацию идеи.
На данном этапе наставнику необходимо обладать следующими проектными компетенциями:
– формирование среды для успешной генерации идей проекта:
– вдохновение участника проекта на создание и развитие идей;
– создание творческой атмосферы восприятия новых идей;
– поощрение развития творческого потенциала участника проекта.
На этапе: «разбор содержания», наставник проекта в роли – опытного советника (ментора), направляя свою деятельность на полное сопровождение своего подопечного к поставленной цели; обеспечивая поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».
- ходе очередной очной встречи наставник выясняет текущее состояние работы над проектом, соотносит с поставленной задачей (ожиданием); разбирает причины продвижения вперед/отставания; обсуждает какой результат (продукт проектной работы) каждая команда сможет представить к защите.
На данном этапе реализации проекта будут актуальны следующие компетенции наставника:
- осуществление комплексного планирования реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций;
- организационное проектирование, коммуникация внутри проекта и вне его, сопровождение учащегося к поставленной цели.
На этапе «Завершения проекта» наставник выступает в роли куратора и ментора. В ходе завершающей встречи наставник проводит с исполнителем проекта рефлексию работы, ориентирует его на подготовку к защите – презентации проекта, информирует о процедуре защиты, о жюри и отвечает на важные вопросы, чтобы снять стресс перед защитой. Наставник, как помогал и поддерживал своего подопечного в его работе над проектом, также он и морально поддерживает его и на защите данного проекта.
Перед представлением итогов работы наставник также готовит отчёт на готовый проект, где указывается достижения в ходе проектной работы:
- дистанцию, которая пройдена от начала до момента защиты (в понимании, что такое исследовательский проект; владении инструментами проектной работы, в создании желаемого продукта);
- способность исполнителя проекта в одном-двух предложениях описать суть проекта (ответы на вопросы «о чем?» и «зачем?», а не на вопрос «что делали?»);
- полноту описания проекта (описание идеи, описание плана работ, соотношение плана и факта, анализ причин имеющихся расхождений, если таковые есть;
- что именно делал как руководитель (наставник).
На защите проекта задача наставника морально поддерживать исполнителя проекта, сопереживать вместе с ним, но не вмешиваться. Также наставник должен подготовить своё краткое резюме о работе над проектом. Защита проекта – это результат совместного труда наставника и исполнителя проекта, это их триумф или поражение.
Проектные компетенции наставника этого этапа – обеспечение комплексного оценивания реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций.
Показателями результативности наставничества в процессе исследовательской деятельности являются:
- повышение доли обучающихся, включенных в исследовательскую деятельность;
- презентация результатов исследования на различных уровнях;
- увеличение призовых мест в интеллектуальных конкурсах и научно-практических конференциях разного уровня;
- увеличение количества учащихся, награжденных грамотами за победы о Всероссийских конкурсах.
Опыт реализации программы
Одной из главных целей современного образования является раскрытие и развитие заложенных в ребёнке природных способностей.
В нашей школе проводится работа, направленная на выявление и поддержку, развития творческих способностей обучающихся, а также оказывается помощь в самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных сферах деятельности, где каждый обучающийся будет успешен. Каждый обучающийся без принуждения, может выбрать любое направление, где развивает свои способности, что позволяет заинтересовать и привлечь к внеурочной деятельности большое число детей.
Также в школе во внеурочной деятельности активно применяется форма наставничества «учитель – ученик». Главная цель наставничества во внеурочной деятельности: создание условий для развития, самоопределения и самореализации детей, формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых задач.
План подготовки наставляемых к участию в исследовательских конкурсах
№ | Наименование мероприятия | Уровень | Участники | Сроки |
1 | Подготовка обучающихся к участию НПК | Школьный | 1-4 | Декабрь |
2 | Подготовка обучающихся к участию НПК «ФГОС: Первые шаги» | Кожуунный | 1-4 | Апрель |
3 | Подготовка обучающихся к Всероссийскому фестивалю открытий и инициатив «Леонардо» | Республиканский | 1-4 | Февраль |
4 | НПК «Шаг в будущее» | Республиканский | 8-11 | Апрель |
Результаты участия
Мои учащиеся успешно представляют нашу школу на кожуунных, республиканских конкурсах и научно-практических конференциях:
- В 2019 году Эртине Аляандра заняла 2 место в региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».
- В ноябре 2020 года Хомушку Онзагай занял 2 место в республиканском проекте «Имя на обелиске».
- В декабре 2020 года Донгак Севээн занял 2 место в республиканском конкурсе исследовательских работ «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны». Учредитель данного конкурса Сенатор РФ Д.И. Оюн.
- В 2020 году Бавуу Чайна приняла участие в международной НПК «Культурные традиции кочевников» в рамках федерального проекта «Двухуровневая методическая сеть ТЫВАЭКОшкола». Работа ученицы опубликована в сборнике «Экологическая культура кочевников».
- В 2022 году Бавуу Чайна заняла 2 место в региональном этапе Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».
Использованная литература:
- Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
- Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – с. 3.
- Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – с. 4-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
Программа курса «Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу все знать» в условиях информационно-технологической среды школы»
Программа организации формирования проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу всё знать» по направлению «проектно-исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьм...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются роли учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....
Учебные проекты как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.
Успешное участие ребят в проектной деятельности зависит от согласованности действий учителя и родителей....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»
Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельностиучителя, ученика и родителей»...