Программа курса «Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу все знать» в условиях информационно-технологической среды школы»
методическая разработка по теме
Программа организации формирования проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу всё знать» по направлению «проектно-исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 2-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам и информационно-образовательной среды школы, расширяя и обогащая его. Проектно-исследовательская деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Сроки реализации программы «Хочу всё знать» составляют 3 года по 1 часу в неделю.
Программа напрямую связана с информационно-коммуникационными технологиями – инструментарием универсальных учебных действий. В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТ компетентности. Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационной образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
В рамках Программы выделена инновационная образовательная технология – проектно-исследовательская деятельность учащихся, понимаемая как эффективный способ организации общеобразовательного процесса, средство развития общих и специальных компетентностей учащихся, путь социализации и воспитания.
В соответствии с концепцией Программы, исследовательская деятельность понимается как универсальная образовательная технология, которая может эффективно применяться для развития у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов проектно-исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования.
Обучающиеся работают с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобрели первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научились вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создают, редактируют, сохраняют и передают гипермедиасообщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_proektno-issdedovatelskoi_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 564.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
Юго-Восточное окружное управление
Государственное образовательное учреждение
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «Школа здоровья»№ 1858
109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29 e-mail: 1858@mail.ru
Тел: (495) 355-0000, 355-0100 сайт: www.co1858.ru
Факс: (495) 355-0000
ДИПЛОМАНТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
«ЛУЧШАЯ ШКОЛА РОССИИ», «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
1997-2010 гг.
………………………………………………………………………………………………
Программа курса
«Формирование проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу все знать» в условиях информационно-технологической среды школы»
………………………………………………………………………………………………
Рассмотрена «Утверждаю»
на методическом объединении Зам. директора по УВР ГОУ ЦО
учителей начальных классов «Школа здоровья» №1858 Колесникова Г.В.
« » 2012 г. «____»__________________ 2012 г.
Учитель: Ильницкая Т. Л.
Срок реализации программы -3 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На сегодня важной является проблема формирования личности, которая способна к самостоятельности, к самоорганизации, умеющая вести диалог, отстаивать свои права, готовая к сотрудничеству. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут свободно ориентироваться в потоке информации.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Речь идет о навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Программа курса формирования проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу всё знать» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 No 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
-предметные;
-метапредметные;
-личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию.
Программа организации формирования проектно-исследовательской деятельности младших школьников «Хочу всё знать» по направлению «проектно-исследовательская деятельность» предназначена для работы с детьми 2-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам и информационно-образовательной среды школы, расширяя и обогащая его. Проектно-исследовательская деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Сроки реализации программы «Хочу всё знать» составляют 3 года по 1 часу в неделю.
Программа напрямую связана с информационно-коммуникационными технологиями – инструментарием универсальных учебных действий. В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТ компетентности. Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационной образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
В рамках Программы выделена инновационная образовательная технология – проектно-исследовательская деятельность учащихся, понимаемая как эффективный способ организации общеобразовательного процесса, средство развития общих и специальных компетентностей учащихся, путь социализации и воспитания.
В соответствии с концепцией Программы, исследовательская деятельность понимается как универсальная образовательная технология, которая может эффективно применяться для развития у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов проектно-исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования.
Обучающиеся работают с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобрели первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научились вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создают, редактируют, сохраняют и передают гипермедиасообщения.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения.
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в старшей школе.
В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектно-исследовательская деятельность в микрогруппе с использованием чемоданов-лабораторий, цифровых микроскопов и различного программного обеспечения, практика работы в ИТ-мобильных классах, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, выбору программ реализации исследовательских задач.
Цель курса - формирование исследовательских компетентностей младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Задачи проекта:
-Формировать умения выявлять, проектировать пути и описывать этапы решения исследовательских задач;
-Формировать умения самостоятельно и совместно планировать деятельность, принимать решения и сотрудничество для решения поставленных проектно-исследовательских задач;
-Формировать умение работать с информацией (сбор, электронная систематизация, хранение, онлайн-использование и популяризация);
-Формировать коммуникативную компетентность (умение вести диалог, работать в сотрудничестве, отстаивать собственную точку зрения, уважая мнение других, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, доброжелательно и чутко относиться к людям, принимать социально адекватные способы поведения);
-Формировать способность к организации рабочего пространства и времени и управлению собственной деятельностью;
-Формировать позитивную самооценку, самоуважение.
-Увеличить количество учащихся, вовлеченных в учебную и внеучебную проектно-исследовательскую деятельность до 60%.
-Увеличить количество ИКТ –компетентных учащихся до 100%.
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
В результате работы по программе курса «Хочу всё знать» учащиеся должны знать:
-структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся;
-основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; -основное отличие объекта и предмета исследования;
-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
-основные информационные источники поиска необходимой информации;
-правила оформления списка используемой литературы;
-способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
-определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
-разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы;
-самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
-выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
-планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
-пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об исследуемых объектах в электронных и бумажных носителях.
Методы и средства обучения:
Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Принципы:
Принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.
Принцип интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
Принцип непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
2 КЛАСС
Организация работы по подготовке к проектно-исследовательской деятельности.
Тема | Количество часов | Предполагаемый результат деятельности |
Знакомство с целями и задачами деятельности проектно-исследовательского объединения учащихся. | 1 | Выделены приоритеты проектно-исследовательской деятельности каждого. |
Проектирование правил организации занятий и форм их проведения. | 1 | Выведены правила организации занятий, поведения и взаимодействия участников исследований. |
Кластер по разработке замысла проекта. | 3 | Участники разделились на тематические группы по тематике исследований. |
Проектирование защиты замысла проекта. | 3 | Защита готовых примеров проектов. Составлены презентации материалов в программе Keynote. |
Проектирование цели и задач учебно-исследовательской деятельности. | 1 | Поставлены цели и задачи выбранных групповых исследований. |
Обучение определению объекта и предмета исследования. | 1 | Определены объекты и предметы групповых исследований. |
Обучение формулированию актуальности исследования, гипотезы, структуры эксперимента, выводов по итогам экспериментально-исследовательской работы. | 2 | Заполнены маршрутные листы экспериментально-исследовательской работы. |
Практикум включения в различные виды деятельности учащихся: работа по парам, группам, выполнение действий по заданному алгоритму. | 6 | Работа в образовательном пространстве класса: выполнение заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста или файла. |
Проба построения плана исследовательского проекта. | 4 | Заполнены маршрутные листы планирования экспериментально-исследовательской работы. |
Проектирование и оформление памятки написания исследовательского проекта. | 1 | Составлена памятка написания исследовательского проекта. |
Кластер «Информационный поиск». | 1 | Составлена презентация найденного материала в программе Keynote. |
Кластер «Справочно-поисковый аппарат». | 1 | Созданы Глоссарии на различную тематику. |
Практическая работа по поиску информации в Интернет по ключевому слову и адреса необходимого сайта. | 1 | Создана и заполнена Wiki-страничка по ключевым понятиям исследования. |
Составление дневника наблюдений, проектно-исследовательской работы. | 3 | Работа в образовательном пространстве класса: выполнение заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста или файла. |
Выполнение групповых исследований с видеосъёмкой этапов проведения и занесением результатов в образовательное пространство ответа в виде текста, файла. | 3 | Групповая работа с цифровыми микроскопами в программе mixScope, геоинформационными картами Google Earth. Составлен видеоотчет в программах Photo Booth, iMovie. |
Составление тезисов. Стендовая защита микроисследований по проекту. | 2 | Составлен текстовый документ тезисов по алгоритму в программе Pages. Составлена презентация защиты в программе Keynote. |
3 КЛАСС
Организация исследований с помощью цифровых микроскопов в программе mixScope, геоинформационных карт Google Earth, программы построения схем, диаграмм, гистограмм Numbers, программы презентации материалов исследования Keynote.
Тема | Количество часов | Предполагаемый результат деятельности |
Игра «Наш круг проблем для исследований». Определение проблем, требующих решения. | 2 | Составление игры в программе Кликер 5. |
Кластер «Выбор тематики исследования» | 1 | Определены темы групповых и индивидуальных исследований. Запись формулировки темы в программе Photo Booth. |
Проектирование актуальности исследования. | 1 | Презентация актуальности исследования в программе презентации материалов исследования Keynote. |
Проектирование цели и задач исследования. | 1 | Определены цели и задачи исследований. Запись формулировки темы в программе Photo Booth. |
Формулирование гипотезы, структуры эксперимента, выводов по итогам экспериментально-исследовательской работы. | 2 | Составлена пояснительная записка по алгоритму в программе Pages или Кликер 5. |
Построение плана реализации экспериментально-исследовательской работы. | 2 | Работа в образовательном пространстве класса: выполнение заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста или файла. |
Практическая работа по поиску информации в Интернет по ключевым понятиям темы исследовательского проекта и адреса необходимых сайтов. Составление списка используемой литературы и Интернет-источников. | 2 | Созданы Глоссарии на различную тематику исследований. Работа в образовательном пространстве класса: выполнение заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста «Список литературы и интернет источников». |
Изучение необходимой информации и составление тематической выборки (библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники). | 3 | Составлена тематическая подборка текстовых отрывков по алгоритму в программе Pages или Кликер 5. |
Организация экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. | 3 | Проведены анкетирования, беседы, интервью, наблюдения по тематике исследования для дополнения актуальности проблемы. Обработаны результаты в программе построения схем, диаграмм, гистограмм Numbers или программе презентации материалов исследования Keynote, или Microsoft Excel. |
Составление дневника наблюдений, проектно-исследовательской работы. | 4 | Составлены этапы исследования с включением описания экспериментов в образовательном пространстве в виде заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста. Выбраны программы экспериментальной работы и оборудование для проведения исследований. |
Выполнение групповых исследований с видеосъёмкой этапов проведения и занесением результатов в образовательное пространство ответа в виде текста, файла. | 7 | Проведены эксперименты в программе mixScope, геоинформационных карт Google Earth. Заполнены описания этапов исследования с включением описания результатов экспериментов в образовательном пространстве в виде заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста, файла. |
Оформление работы по разделам памятки написания исследовательского проекта. Подготовка презентационного материала по проекту. | 4 | Написаны исследовательские проекты в программе Microsoft Word. Составлены буклеты исследований в программе Microsoft Word. Подготовлена презентация этапов исследования и результатов работы в программе Keynote или Microsoft PowerPoint. |
Составление тезисов. Фестиваль презентаций исследовательских проектов. | 2 | Составлены тезисы выступлений в программе Microsoft Word. Представлены презентации на Фестивале исследовательских проектов «Звёздный час». |
4 КЛАСС
Организация исследований с помощью цифровых микроскопов в программе mixScope, геоинформационных карт Google Earth, программы построения схем, диаграмм, гистограмм Numbers, программы презентации материалов исследования Keynote, программы формирования организации видео исследований и видеоотчетов iMovie.
Тема | Количество часов | Предполагаемый результат деятельности |
Игра «Наш круг проблем для исследований». Определение проблем, требующих решения. | 2 | Составление игры в программе Кликер 5. |
Кластер «Выбор тематики исследования» | 1 | Определены темы групповых и индивидуальных исследований. Запись формулировки темы в программе Photo Booth. |
Проектирование актуальности исследования. | 1 | Презентация актуальности исследования в программе презентации материалов исследования Keynote. |
Проектирование цели и задач исследования. | 1 | Определены цели и задачи исследований. Запись формулировки темы в программе Photo Booth. |
Формулирование гипотезы, структуры эксперимента, выводов по итогам экспериментально-исследовательской работы. | 2 | Составлена пояснительная записка по алгоритму в программе Pages или Кликер 5. |
Построение плана реализации экспериментально-исследовательской работы. | 2 | Работа в образовательном пространстве класса: выполнение заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста или файла. |
Практическая работа по поиску информации в Интернет по ключевым понятиям темы исследовательского проекта и адреса необходимых сайтов. Составление списка используемой литературы и Интернет-источников. | 2 | Созданы Глоссарии на различную тематику исследований. Работа в образовательном пространстве класса: выполнение заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста «Список литературы и интернет источников». |
Изучение необходимой информации и составление тематической выборки (библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники). | 3 | Составлена тематическая подборка текстовых отрывков по алгоритму в программе Pages или Кликер 5. |
Организация экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. | 3 | Проведены анкетирования, беседы, интервью, наблюдения по тематике исследования для дополнения актуальности проблемы. Обработаны результаты в программе построения схем, диаграмм, гистограмм Numbers или программе презентации материалов исследования Keynote, или Microsoft Excel. Снята работа по организации социологических исследований и обработке полученных данных на видеокамеру. Сняты видеоролики работы учащихся в программе построения схем, диаграмм, гистограмм Numbers. Смонтирован учащимися фильм о проведение социологического опроса в программе видеоотчетов iMovie. |
Составление дневника наблюдений, проектно-исследовательской работы. | 4 | Составлены этапы исследования с включением описания экспериментов в образовательном пространстве в виде заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста. Выбраны программы экспериментальной работы и оборудование для проведения исследований. |
Выполнение групповых исследований с видеосъёмкой этапов проведения и занесением результатов в образовательное пространство ответа в виде текста, файла. | 7 | Проведены эксперименты в программе mixScope, геоинформационных карт Google Earth. Заполнены описания этапов исследования с включением описания результатов экспериментов в образовательном пространстве в виде заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста, файла. Снята работа по проведению исследований и формулировке полученных результатов. Сняты видеоролики работы учащихся в программе mixScope, геоинформационных карт Google Earth, в образовательном пространстве при фиксации результатов в виде заданий, предполагающих онлайн-ответ в виде текста, файла. Учащимися смонтирован фильм о проведении исследований и формулировке полученных результатов в программе видеоотчетов iMovie. |
Оформление работы по разделам памятки написания исследовательского проекта. Подготовка презентационного материала по проекту. | 4 | Написаны исследовательские проекты в программе Microsoft Word. Составлены буклеты исследований в программе Microsoft Word. Подготовлена презентация этапов исследования и результатов работы в программе Keynote или Microsoft PowerPoint. |
Составление тезисов. Фестиваль презентаций исследовательских проектов. | 2 | Составлены тезисы выступлений в программе Microsoft Word. Представлены презентации на Фестивале исследовательских проектов «Звёздный час». Учащимися смонтирован фильм о презентации исследований и полученных результатов в программе видеоотчетов iMovie. |
Ожидаемые результаты:
-Сформированные умения выявлять, проектировать пути и описывать этапы решения исследовательских задач учащимися в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
-Современная модель исследовательского поведения учащихся, умеющего планировать и координировать совместную учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе и самостоятельно (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный) с использованием информационно-коммуникационных технологий в проектно-исследовательской деятельности.
-Готовый к тиражированию электронный пакет тематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
-Готовый к тиражированию комплект цифровых ресурсов (видеоисследований и видеоотчетов этапов проведения и результатов проектно-исследовательской деятельности).
-Готовая к тиражированию система критериев оценки проектно-исследовательских компетентностей учащихся на разных этапах начального обучения с контрольно-измерительными материалами.
-Готовая к внедрению модель портфолио проектно-исследовательской работы.
-Общая и учебная проектно-исследовательская компетентность выпускников начальной школы 100%.
-Создание условий освоения общей и учебной проектно-исследовательской компетентности учащимися (наличие профессионально-компетентного учителя начальных классов, информатики, доступ к средствам ИКТ, приспособленные помещения, локальные сети, не менее одного комплекта техники, доступного для каждого класса) -100%.
Ключевые индикаторы:
-Проектно-исследовательская компетентность учащихся (доля учащихся, принимающих участие в проектно-исследовательской деятельности с учетом цифрового портфолио проектно-исследовательской работы).
-Уровень проектно-исследовательских результатов, соответствующих современной системе образовательных приоритетов, в различных областях образовательного процесса. Измеряется опосредованно, с применением экспертных оценок и опросов педагогов, родителей, учащихся.
-Уровень ИКТ-поддержки проектно-исследовательского процесса. Измеряется как доля занятий по курсам, модулям, исследовательским проектам, идущим в соответствии с утвержденным (поурочным) календарно-тематическим планированием, предусматривающим ИКТ- поддержку, контроль ведется выборочным анализом материалов, размещенных в информационной среде школы.
-Наличие в образовательном учреждении инновационной информационно-технологической среды поддержки образовательного процесса, обеспечивающей: хранение исследовательских проектов и видеоотчетов, информации об участниках исследовательского процесса, размещение проектно-исследовательских материалов учащихся и их рецензирование, контрольно-измерительный инструментарий (входной, промежуточный, итоговый), регистрация хода процесса, формирование цифровых портфолио, взаимодействие с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения
Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках ...
Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения
Активизация познавательной деятельности младших школьников с применением ИКТ, как условие успешности обучения...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
Приложения к курсу «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»
laquo;Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»...
Интернет - ресурсы для курса "Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников"
Интернет - ресурсы для курса "Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников"...
Коррекционно-развивающая программа формирования и повышения учебной мотивации младших школьников "Хочу знать и узнаю"
laquo;Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть....
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....