Учебные проекты как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.
методическая разработка (3 класс)
Успешное участие ребят в проектной деятельности зависит от согласованности действий учителя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_proekty_kak_resurs_sovmestnoy_deyatelnosti_uchitelya_uchenika_roditelya.docx | 117.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные проекты
как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.
В настоящее время проектная деятельность учащихся - неотъемлемая часть образовательного процесса. Объясняется это требованиями нового времени. Чтобы дети нашли свое место в жизни и добились успеха, им теперь недостаточно быть просто хорошими исполнителями, обществом востребованы творческие, умеющие самостоятельно мыслить люди, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность. Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения. В реальной практике успешное участие ребят в проектной деятельности зачастую зависит от согласованности действий учителя и родителей.
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Безусловно, главную помощь ребенку оказывает педагог. Однако, младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.
Во- вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, характерной для нашего времени.
В- третьих, в таких проектах, как например «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и многих других, участие родителей просто необходимо.
Поэтому целью данного мероприятия является создание условий для овладения родителями умением оказывать квалифицированную помощь своим детям в их проектной деятельности.
Задачи:
- познакомить с понятием проект, основными этапами выполнения проекта;
- показать родителям, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в проектной деятельности;
- вовлечь родителей в совместную работу по организации проектной деятельности детей.
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Сегодня я приглашаю вас к участию в очень интересном и познавательном проекте.
- А что такое проект? Мы знакомы с этим понятием?
Составление кластера.
- Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает основные критерии, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- Исследовательские - выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.
- Творческие - разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки, создание книжки и т.д.
- Ролевые, игровые - участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.
- Информационные - направлены на сбор информации, её анализ и обобщение.
2. По количеству участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
3. По продолжительности проекта:
- мини-проекты – укладываются в один или часть урока;
- краткосрочные – проводятся на нескольких уроках с привлечением внеклассной деятельности для сбора информации, изготовления продукта и подготовки презентации;
- средней продолжительности – от недели до месяца. Одна из форм «проектные недели»;
- долгосрочные – от одного до нескольких месяцев. Решение крупной проблемы или нескольких взаимосвязанных проблем. Весь цикл выполняется во внеурочное время.
4. По результатам:
- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
- макет, схема, план - карта;
- видеофильм;
- выставка; и др.
Работа над проектом требует соблюдения определённой последовательности действий. То есть соблюдения определённых этапов проектной деятельности.
Этапы работы над проектом — это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
1. ПРОБЛЕМА
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ
Цель работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. Цель проекта должна звучать четко, лаконично, отражать тему проекта. Можно использовать слова изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, обобщить, описать, узнать, создать, составить и др.
После формулировки цели проекта указываем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе работы согласно выбранной теме.
Задачи - шаги, которые надо сделать, чтобы достичь цель. Обычно задачи проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Для исследовательских проектов обязательна гипотеза. Гипотезой проекта принято считать научное предположение, допущение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения.
3. ПОИСК ИНОФОРМАЦИИ
- Что такое поиск информации? Где мы можем найти нужную нам информацию?
4. ПРОДУКТ
Форма проекта - продукт проектной деятельности (макет, модель; газета, журнал, буклет, атлас, карта, справочник, фото отчет, фильм; игра, праздник, экскурсия,; благоустройство или украшение помещений, территорий и т. д.)
5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Защита проекта: доклад, демонстрация полученного продукта; выставка, аукцион, экскурсия; спектакль, концерт, праздник; демонстрация видеофильма, фоторепортажа, презентации и т.д.
Также при написании проекта следует обратить внимание на грамотное оформление списка литературы. В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.
- Сегодня я хочу предложить выполнить непростой, но очень интересный проект.
- Прочитайте внимательно слова, записанные на доске. Определите тему нашего проекта.
Заря, овес, пшеница, погода, альбом, понедельник, ракета, черный, четыре.
- Итак, тема нашего проекта «Словарные слова»
- Ребята, вчера мы с вами писали словарный диктант. Какая проблема у нас возникла? Почему?(Трудно запоминать словарные слова)
- Какую цель мы поставим перед собой? (Найти приемы, которые помогут запоминать словарные слова, их написание)
- Определим задачи (шаги) нашего проекта. (Найти информацию, изучить материал, познакомиться с приемом, оформить проект, представить одноклассникам прием запоминания, составить книжку - раскладушку)
При выполнении данного проекта предлагаю учащимся решить ряд задач, которые помогут им познакомиться с приемом запоминания словарных слов. Родители выступают в роли наблюдателя, оказывают мотивационную поддержку, информационную (родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка).
Группа I.
1.Определите по словарю, что означает это слово.
Ассоциация -
Образ -
2. Придумайте к словарным словам ассоциации. Например: Медведь – это животное, которое любит мёд. Ромашку дарит Рома. Соловей поёт соло.
Снегирь –
Пенал –
Деревня –
Ягода –
Маршрут -
3. С каким приемом запоминания словарных слов вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.
Группа II.
1.Определите по словарю, что означает это слово.
Ассоциация -
Образ -
- Прочитайте.
Петух засмотрелся на облака. Они были такими белыми и вытянутыми, как макароны. Потом они стали похожи на вагончики в метро, в котором много людей с чемоданами.
Придумайте весёлую историю со словами «арбуз», «газета», «колокол», «космос», «аккуратный».
3. С каким приемом запоминания словарных слов вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.
Группа III.
- Определите по словарю, что означает это слово.
Ассоциация -
Образ -
- Рассмотрите. Изобразите ассоциации рисунками.
Коньки Учитель Пальто
(конь в коньках) (учит ель) (пальчиками застёгиваем)
- С каким приемом запоминания словарных слов вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.
Группа IV.
- Определите по словарю, что означает это слово.
Ассоциация -
Образ -
- Подумайте, какие предметы похожи на буквы О, А, И, Е? Прочитайте слова.
Придумайте образы к словарным словам: орех, пшеница, погода, ракета, огород.
- С каким приемом запоминания словарных слов вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.
Группа V.
- Определите по словарю, что означает это слово.
Ассоциация -
Образ -
- Прочитайте.
Корабль – море, лимон – кислый, капуста – заяц, диван – дивный.
Подберите к словарным словам созвучное слово: среда, север, петрушка, ужин, пирог.
- С каким приемом запоминания словарных слов вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.
Презентация проектных работ.
Собирание книжки – раскладушки.
Рефлексия для учащихся.
Проведите самоанализ.
ДА | НЕТ | |
Умеешь ли ты определять, что ты знаешь, а что нет | ||
Умеешь ли анализировать результаты своей работы, определять, что получилось, а над чем надо еще работать? | ||
Умеешь ли ты признавать свои ошибки в процессе работы? | ||
Умеешь ли ты добывать необходимую информацию в разных источниках? | ||
Умеешь ли ты планировать свои действия? | ||
Доводишь ли начатое дело до конца? | ||
Что ты любишь больше: искать информацию или создавать продукт? Подчеркни. | ||
Умеешь ли ты отстаивать свою точку зрения? | ||
Уверенно ли ты выступаешь на защите проекта? | ||
Умеешь ли ты отвечать на незапланированные вопросы? | ||
Умеешь ли ты задавать вопросы по проектам своим одноклассникам? |
Рефлексия для родителей.
ДА | НЕТ | |
Как Вы считаете, должны ли родители помогать и поддерживать своего ребенка в проектной деятельности? | ||
Имеется ли у Вас опыт в совестной с ребенком и учителем работе в проектной деятельности? | ||
Может ли Ваш ребенок на данном этапе абсолютно самостоятельно работать над проектом? | ||
Имеете ли вы достаточное представление о том, что такое «проектная деятельность учащихся»? | ||
В чем конкретно вы готовы помочь ребенку в работе над проектом, отметьте: -мотивировать ребенка на активное участие в проектной деятельности; -формулировать цели и задачи проекта; -помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет; -оказывать техническую поддержку: фото и видеосъемка, подготовка компьютерных презентаций; -подготовка к докладу по результатам проекта; -поддержка в самооценке проекта; |
- Спасибо за работу. Старайтесь и у вас обязательно всё получится!
Используемая литература:
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт. – сост. В. Ф. Феоктистова – Волгоград: Учитель, 2011.
- Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение. В 2 ч./В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка- М.: Просвещение, 1991.
- Олейник О. В., Кабанюк Л. П., Яцко С. М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь.3 класс. –М.: ВАКО, 2017.
Источники:
- http://obuchonok.ru/
- https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_dlya_roditelej_uchenikov_nachal_185136.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/03/17/metodika-zapominaniya-slovarnykh-slov
- https://pbs.twimg.com/media/CA46TNCWcAEQC9F.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности
Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются роли учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....
Доклад Совместная творческая деятельность учителей и родителей.
В докладе содержатся принципы работы учителей и родителей по формированию творческой личности ребёнка. Опубликован опыт работы школы в этом направлении....
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...
Текущее оценивание на уроке- пространство совместной деятельности учителя и ученика
Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...
Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.
Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....
«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»
Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельностиучителя, ученика и родителей»...