«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»
презентация к уроку (4 класс)

Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельности

учителя, ученика и родителей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №39» им. Героя РФ генерала армии Зиничева Е.Н.

Доклад

на тему:

«Проектная деятельность как совместная форма деятельности

учителя, ученика и родителей»

Выполнила Лукьянцева Оксана Фёдоровна

учитель начальных классов

г.Ангарск

2023г.

    Актуальные изменения в российском образовании предполагают отведение семье большой роли в решении задач воспитания и развития ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения.

    Одна из основных задач работы школы – повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства. В работе над проблемой взаимодействия школы и семьи возникают вопросы: Как помочь родителям в воспитании детей? Каким содержанием наполнить работу в этом направлении?

    В своей профессиональной деятельности, для решения этих вопросов, я стала использовать новую форму взаимодействия – проектную деятельность. Так как данная форма работы направлена на организацию совместной творческой деятельности родителей и ребенка, особенно в начальной школе, а значит активное общение между ними.

    Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

    Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, и педагогов, надо найти такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность. Формы, которые бы не оставляли родителей просто слушателями, а сделали бы их равноправными и заинтересованными участниками процесса.

    И именно поэтому мы решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить следующие задачи:

- увлечь родителей жизнью детей в начальной школе, их интересами и заботами;

- «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса;

- развитие у детей самостоятельности в решении проблем;

- умение организовать свою деятельность;

- помочь родителям выстраивать совместную деятельность с детьми.

Использование проектного метода предполагает:

- развитие свободной творческой личности ребенка;

- полноценное интеллектуальное развитие;

- ребенок при помощи взрослых познает мир, учится взаимодействовать с ним;

- развитие познавательной активности;

- формирование коммуникативных навыков.

Для того чтобы вовлечь родителей в процесс проектирования необходимо было провести подготовительную работу:

- родительское собрание по теме: «Роль родителей в организации проектной деятельности учащихся»;

- систематизация информации по данной теме;

- создание презентации по данной теме;

    По результатам беседы было выявлено, что родители слышали о проектной деятельности,

окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

    Родителей познакомила с этапами создания проекта и их возможной деятельности.

Этапы работы
над проектом

Деятельность
родителей

1. Погружение в проект

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов.

4. Оформление результатов

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Консультируют в оформлении.

Рассказала о возможной поддержке детей.

1. Мотивационная поддержка.

2. Информационная поддержка.

3. Организационная поддержка.

4. Техническая поддержка.

5. Поддержка в самооценке проекта.

   Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому.

  Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

  В моём опыте было несколько проектов, где наиболее плодотворно была выстроена совместная работа учителя, учеников и родителей. Это были коллективные проекты:

  • «Перекрёсток-опасная часть дороги» – 2 место на научно–практической конференции в г.Байкальск.
  • «Домик из бросового материала» – 2 место на научно-практической конференции г.Байкальск.
  • «Витамины на окошке» – 3 место.
  • «Тайна имени»- 1 место

    Самой интересной для нас стала работа над проектом «Тайна имени», где под руководством учителя дети и родители совместно подбирали материал, дети узнали происхождение своих имён, собрали данные об именах учащихся начальной школы и совместно с учителем подвели итоги. Незаменимой была помощь родителей в подборе информации и изготовлении брошюры об именах.

    Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сайт класса как одно из средств взаимодействия учителя, учеников и родителей

О создании сайта собственного класса я думала уже давно: знала о сайтах некоторых коллег, понимала, что учителю удобно в такой форме доносить информацию до учащихся и их родителей. Поэтому летомя прис...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....

Взаимодействие учителя, ученика и родителей при работе над проектом

.   Метод проектов демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, повышение творческого потенциала учащихся, а значит,  он, несомненно,  будет востреб...

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Учебные проекты как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.

Успешное участие ребят в проектной деятельности  зависит от согласованности действий учителя и родителей....

Форма наставничества: «Учитель – ученик «группы риска»»

План работы по наставничеству «Учитель – ученик «группы риска»»...