Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР "Соотнесение слов с предметными картинками"
план-конспект
Цель данного конспекта: формирование умения соотносить слова с предметными картинками. На занятии ребенок не только учиться соотносить слова с картинками, но и упражняется в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающими понятия «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», «смотри», «слушай», «говори», «покажи», «на», «дай».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_i_kartinki.docx | 530.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР
Тема: «Соотнесение слов с предметными картинками»
Цель: формирование умения соотносить слова с предметными картинками.
Задачи:
Образовательные:
- учить соотносить слова и картинки;
- упражнять в использовании средств невербальной коммуникации (жест, пиктограмма), выражающим понятия «здравствуйте», «до свидания», «молодец», «я», «хорошо», «смотри», «слушай», «говори», «покажи», «на», «дай».
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух на неречевом материале, совершенствовать общую моторику, развивать внимание, логическое мышление; развивать понимание речи;
- развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие через упражнения на сравнение, анализ и синтез.
Воспитывающие:
- формировать позитивную эмоциональную реакцию на интонацию, голос учителя, совместное общение с педагогом.
Оборудование: колокольчик, кукла кукольного театра Маша, коробка с музыкальными игрушками: барабан, бубен, дудочка, колокольчик; карточки: барабан, бубен, дудочка, колокольчик; платок.
Аудиозаписи: детская песенка Е. Железновой «Музыкальные игрушки».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие, установление контакта.
- Рада тебя видеть. Что мы говорим при встрече? (Здравствуйте!)
Педагог работает с ребенком по представленному ниже алгоритму:
- Здравствуй, Женя! (без сопровождения жестом).
- Здравствуй, Женя (сопровождая жестом).
- Здравствуй, Женя (предъявляя карточку-слово).
Звук колокольчика
- Слышишь? Колокольчик звенит, будем заниматься. Нужно приготовиться. Пальчики готовы? Давай их разбудим.
Пальчиковая гимнастика «Проснитесь, пальчики»
Поочерёдно перебирать и поглаживать пальчики обеих рук
- Вставай большак! Вставай, указка! Вставай, середка! Вставай, сиротка! И крошка Ермошка! Привет, ладошка!
- Глазки готовы смотреть? (Прикрыть глаза руками ребёнка, открыть).
-Ушки готовы слушать? (Прикрыть уши руками ребёнка, открыть).
- Ручки готовы, глазки и ушки готовы, Женя приготовился заниматься.
2. Введение в тему.
- Женя, посмотри, кто это? Да это же Маша! (кукла кукольного театра). Поздоровайся с Машей, помаши ручкой: привет, возьми Машу за руку.
Дидактическая игра «Волшебная коробка»
(барабан, бубен, дудочка, колокольчик)
- Маша принесла волшебную коробку. Давай узнаем, что лежит в коробке (ребенок опускает руку в коробку, вытаскивает игрушку и с помощью педагога называет ее)
- Все эти предметы называются одним словом – музыкальные игрушки.
Педагог показывает картинки.
- А это – картинки музыкальных игрушек. И сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальных игрушках и подбирать к ним картинки.
3. Изучение нового материала.
Педагог указывает на игрушку: барабан
— Это барабан. Послушай, как звучит барабан. Барабан звучит: бом - бом- бом.
На, барабан, постучи. Женя, дай барабан. Покажи на картинке барабан.
Учитель произносит текст стихотворения, имитируя иргу на барабане, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
С барабаном мы идем,
Громко песенки поем;
Бом - бом, бом - бом!
- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)
- Что это? (барабан) Как он звучит? (бом - бом- бом)
Педагог указывает на игрушку: бубен
— Это бубен. Послушай, как звучит бубен. Бубен звучит: дон-дон-дон.
На, бубен, погреми. Женя, дай бубен. Покажи на картинке бубен.
Учитель произносит текст стихотворения, имитируя игру на бубне, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
Бубен звонкий, озорной,
Попляши скорей со мной!
Раздаётся чистый звон:
Дон-дон-дон и дон-дон-дон!
- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)
- Что это? (бубен). Как он звучит? (дон-дон-дон)
Игра на слуховое внимание с бубном «Солнце и дождик»
Стучу медленно – солнышко – мы гуляем (имитация руками и ногами хождение).
Стучу быстро – пошёл дождик) - замереть, руки над головой (крыша домика)
Педагог указывает на игрушку: дудочку и картинку «дудочка»
— Это дудочка. Послушай, как звучит дудочка. Дудочка звучит: ду-ду-ду.
На, дудочку, подуди. Женя, дай дудочку. Покажи на картинке дудочку.
Учитель произносит текст стихотворения, имитируя игру на дудочке, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
Ду-ду, ду-ду-ду,
Дую я в свою дуду.
Быть я трубачом смогу,
Ду-ду, ду-ду-ду.
- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)
- Что это? (дудочка). Как она звучит? (ду-ду-ду)
Педагог указывает на игрушку: колокольчик
— Это колокольчик. Послушай, как звенит колокольчик. Колокольчик звучит: динь-динь-динь. На, колокольчик, позвени. Женя, дай колокольчик. Покажи на картинке колокольчик.
Учитель произносит текст стихотворения, имитируя игру на колокольчике, побуждая ребенка к произвольному или отраженному звукоподражанию
Колокольчик, динь-динь-динь
Звонко заливается!
А потом молчит, молчит
Спрятаться старается.
Колольчик мой веселый
Поиграй скорей со мной.
- Давай соберем картинку (разрезная картинка из 2-х частей, прямолинейный разрез)
- Что это? (колокольчик). Как он звенит? (динь-динь-динь)
4. Физминутка.
- А теперь отдохнём. Включается аудиозапись Е.Железновой «Музыкальные игрушки».
5. Закрепление пройденного.
- Маша отдохнула и хочет еще поиграть.
1.Упражнение «Соотнесение игрушки с картинкой»
- Найди барабан и поставь на карточку с барабаном, бубен на карточку с изображением бубна...
- Молодец, Женя, справился с заданием.
2. Дидактическая игра «Прятки с платочком»
- Женя, закрой глазки. (Прикрыть глаза руками ребёнка. Педагог накрывает платочком одну из игрушек.) Женя, открой глазки. Кто спрятался под платочком? Барабан или бубен? Покажи карточку спрятавшейся игрушки.
6. Итог.
- Женя, поблагодари Машу, за то, что принесла нам игрушки (называя игрушки, педагог выкладывает их на стол). Мы играли с барабаном, бубном, дудочкой, колокольчиком
7. Рефлексия.
- Женя, оцени себя. Как ты занимался: хорошо или плохо? (Ученик выбирает карточку-символ).
- Ты хорошо занимался. Молодец.
(Звук колокольчика).
- Женя, слышишь, звенит колокольчик, значит, наше занятие окончено. До свидания (прощается с Машей – жестом, с педагогом – словом - карточкой).
* Примечание: в тексте конспекта жирным шрифтом выделены отрабатываемые на занятии понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах
Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах...
Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис...
Конспект индивидуального занятия по развитию альтернативной коммуникации
Цели урока:а) Учить пользоваться коммуникативной доской;б) Учить понимать различия между Да-Нет (подтверждение –отрицание);в) Учить соотносить предметы по форме и цвету;г) Учить строить предложе...
Материалы к занятию по альтернативной коммуникации
Материалы для уроков по альтернативной коммуникации и окружающему природному миру...
Статья "Альтернативная коммуникация в жизни детей с нарушениями умственного развития"
Альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи нее удовлетворительно объясняться....
Конспект индивидуального занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».
Конспект индивидуального занятия по предмету "Речи и альтернативная коммуникация" . Коммуникативное взаимодействие по теме "Домашние животные". Класс 4 (вариант2) "Особый ребе...
Методы альтернативной коммуникации с неговорящими детьми с ОВЗ
В данном материале описываются различные методы и способы альтернативной коммуникации, которые способствуют общению с неговорящими детьми. При выборе способа дополнительной коммуникации необходимо учи...