Критерии эффективного сопровождения ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Основные критерии эффективного сопровождения ребенка с ОВЗ в учебном процессе

( Алексеева Л.С. ГБОУ ООШ с. Хорошенькое)

     Каждый  ребенок  -  особенный.

И   всё  же  есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей,  а для того,  чтобы   обозначить отличающие его особые потребности.

   Прежде  всего,  это дети с  разными  нарушениями  развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с  задержкой и комплексными  нарушениями развития.

     С  детьми  c ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ)  по программе 7.1  я работаю  не первый год ( больше 25 лет).  Самым   главным   приоритетом  в работе с такими детьми   считаю   индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого  ребенка.

При   обучении  детей с ОВЗ одним из  самых важных условий  для  педагога является   понимание  того,  что эти дети  не являются  ущербными по сравнению с другими.  Они   нуждаются  в  особенном  индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий  для  развития.  

Ключевым   моментом   является то, что  дети с ОВЗ не приспосабливаются  к правилам  и  условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:

1) диагностика уровня развития ребенка

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка

3) отслеживание динамики развития ребенка

4) взаимодействие со специалистами и родителями

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка

6) реализация  коррекционной  направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков,  индивидуальных и групповых коррекционных  занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

 Я   как педагог    пользуюсь   следующими   методическими   приемами:

  • Поэтапно   разъясняю    задания
  • Выполнение   заданий   происходит последовательно
  • Повторяю  с  учащимся   инструкции  к  выполнению  задания
  • Пользуюсь    аудиовизуальными   техническими  средствами обучения
  • Близость  к  учащимся  во   время  объяснения  задания
  • Перемена  видов деятельности
  • Чередование   занятий  и  физминуток
  • Предоставление   дополнительного  времени  для завершения задания
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения
  • Использование упражнений с пропущенными  словами и  предложениями
  • Дополнение  печатных материалов  видеоматериалами.

Для   детей с  различными  формами  нарушения здоровья особенно необходимо добиваться  развития  навыка   адекватного  восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

  Поэтому,  для  индивидуального  оценивания  ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использую   индивидуальную   шкалу  оценок  в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневно    ставлю   оценку с целью выведения  четвертной отметки;
  • Разрешаю   переделать   задание, с которым  он  не справился;
  •  Ставлю оценку  за  переделанную  работу;

 Как   показывает  мой  опыт  учащиеся  с  ограниченными возможностями здоровья  нуждаются  в  изменении  способов  подачи  информации. Необходимо   предоставление   особых условий,  например,  изменить   форму  выполнения задания  или  предложить  частичное  его выполнение.

  В процессе   школьного  обучения  выявляются  трудности, возникающие за счет плохой  фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски,   перестановки  букв ,  в  устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания.

В коррекционно - воспитательно   работе  с  такими  детьми в первую очередь использую  педагогические приемы,  которые направленны  на организацию и упорядочение учебной деятельности.  Крайне важно выработать у ребенка  заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию предлагаемое   учителем.  

Для  этого  начиная  с первого  года обучения, широко использую дидактический материал  и  игровую  деятельность.  Важным   примером правильной  организации учебной  деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы   с  такими   детьми  использую, как считаю, целесообразную словесную  инструкцию  в поэтапном  виде  и  речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий  учебную деятельность.

Детям   ежедневно  помогаю  включиться  в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми  они  наверняка  могут справиться, стимулировать учебную деятельность,  поощряя  даже  самые незначительные успехи.

Трудности  обучения  русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется  аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают  звукобуквенным  анализом,  навыками грамотного письма. Учащиеся могут  заучить  правила  правописания, но  применяют их на практике механически.

Формирование  связной  устной и письменной речи у этих школьников затруднено.  Их  отличает   неумение  построить фразу. Восприятие содержания  носит у  них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью использую  на уроке  методы  и приемы обучения в различных модификациях.  Продумыванию  какого характера  и  какого  объема  необходима  помощь  на разных  этапах  усвоения  учебного материала.

Приведу  примеры   некоторых  упражнений, которые использую в своей практике:

СЛАЙД

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

1. Читаем быстро,  смотрим  внимательно:

оиэ   аоея   еаёио

яою  аюое   эёюяу

ыяю   уёюу   юуаою

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

еаоеуыиэ, еаоеуыиэ,  еаоеуыиэ  и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся   предпосылкой    правильного  и  скоростного  чтения.

У детей  с ОВЗ слабо  развит   артикуляционный  аппарат, что тормозит быстрое  чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

с т р

ы и о  э е я ю  е у а

с т в

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

жзи  тно  ктри

дру  зби  стру

3. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

 Шишки прошлогодние на траве лежат.

а) Прочитай  скороговорки  орфографически.

б) Прочитай скороговорки  орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

тихо  громко   шепотом

немое  кино  (произносят беззвучно)

Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди   лишнее  слово.  Прочитай. Обоснуй свой выбор.

слон медведь тигр

лев бабочка кошка

3. “Фотоглаз”.

За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”

Например:

Орех  ручей  перья  разогнался  тропические   ошеломлённый

4. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это  упражнение  нацелено  на  внимание  к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая), а затем  читается  текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов.

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста  хором  вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

На уроках математики   использую  дифференциацию  заданий, то есть, задания  разного  уровня  сложности. При решении и составлении задач учащимся   предлагаю   различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу.  Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако  тщательно  слежу  за работой учеников.   Если ребенок затрудняется   выполнить  данное  действие  задаю наводящие   вопросы.

Для   активизации  деятельности  учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики использую следующие методы и приемы:

– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности (рефлексия), при изучении новой темы. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;

Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и память, но не стоит перегружать урок  устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа  дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;

– Аудиал.  Данный  прием   нацелен  на восприятие  детьми  информации с закрытыми глазами, то есть на слух.  Использую данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти,  а  так же для переключения с активного вида деятельности  к другому. Часто помогает в  уравновешивании эмоционального  состояния  коллектива.  (можно и устный счет организовать в этом  приеме   и поспрашивать определения и алгоритмы)

- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения,  упражнения  для развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки.  Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития. Например,

1. глаз - путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)

2. погреем  палочку,  способствует расслаблению и релаксации (взять в руку эстафетную палочку  и катать между руками)

−Рекомендую   включать  элементы геометрии  почти в каждый урок математики, так как наглядный  процесс  повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом  им будет проще развить умения в области геометрии;

Использую   особую   методику   для   изучения  словарных слов с учащимися, имеющими  трудности в развитии  письменной речи. Словарное слово при запоминании   обязательно   прописываем  не  только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры,  к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.  Именно по такой  схеме  учу  с детьми  словарные слова в классе  и выполняем задание дома.

Прочные знания - это знания осознанные.  И чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности  он  проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он  приобретет.

Прочность знаний, умений  и  навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков.  Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном   обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение  необходимо  проводить  непрерывно в течение всего учебного года, включая  его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования   является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества,  эффективной   самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном  подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В своей  работе с детьми с  ОВЗ  применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение  наступления  утомляемости;
  3. активизация  познавательной  деятельности;
  4. проведение  подготовительных  занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для себя  я  определила  следующие  задачи  педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить  рамки  общения с социумом;
  • создать  благоприятную  предметно-развивающую среду для социального  развития ребенка;
  • создать  условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него  позитивного  отношения  к самому себе и другим  людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой  плюс , конечно, в том,  что такого  ребёнка  не  изолировали  в специализированное  заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:

1) диагностика уровня развития ребенка

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка

3) отслеживание динамики развития ребенка

4) взаимодействие со специалистами и родителями

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка

6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

Критерии эффективности работы.

Файл содержит критерии, позволяющие оценить результаты деятельности по достижению поставленной цели....

Критерии эффективности современного урока в условиях реализации ФГОС

Презентация на тему"Критерии эффективности современного урока в условиях реализации ФГОС" подготовлена для выступления на педагогическом совете школы. В ходе презентации раскрываются основные понятия ...

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC

quot; Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюи. Урок в условиях реализации ФГОС строиться на базе системно-деятельностного подхода, который направле...

Критерии эффективности урока/занятия с применением ДОТ

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности затраченных уси...

Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции.

Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции....