Критерии эффективного сопровождения ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные критерии эффективного сопровождения ребенка с ОВЗ в учебном процессе
( Алексеева Л.С. ГБОУ ООШ с. Хорошенькое)
Каждый ребенок - особенный.
И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программе 7.1 я работаю не первый год ( больше 25 лет). Самым главным приоритетом в работе с такими детьми считаю индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Ключевым моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка
3) отслеживание динамики развития ребенка
4) взаимодействие со специалистами и родителями
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
Я как педагог пользуюсь следующими методическими приемами:
- Поэтапно разъясняю задания
- Выполнение заданий происходит последовательно
- Повторяю с учащимся инструкции к выполнению задания
- Пользуюсь аудиовизуальными техническими средствами обучения
- Близость к учащимся во время объяснения задания
- Перемена видов деятельности
- Чередование занятий и физминуток
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения
- Использование упражнений с пропущенными словами и предложениями
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Поэтому, для индивидуального оценивания ответов учащихся с ОВЗ:
- Использую индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- Ежедневно ставлю оценку с целью выведения четвертной отметки;
- Разрешаю переделать задание, с которым он не справился;
- Ставлю оценку за переделанную работу;
Как показывает мой опыт учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменить форму выполнения задания или предложить частичное его выполнение.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки букв , в устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания.
В коррекционно - воспитательно работе с такими детьми в первую очередь использую педагогические приемы, которые направленны на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию предлагаемое учителем.
Для этого начиная с первого года обучения, широко использую дидактический материал и игровую деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с такими детьми использую, как считаю, целесообразную словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Детям ежедневно помогаю включиться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически.
Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.
С этой целью использую на уроке методы и приемы обучения в различных модификациях. Продумыванию какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
Приведу примеры некоторых упражнений, которые использую в своей практике:
СЛАЙД
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
1. Читаем быстро, смотрим внимательно:
оиэ аоея еаёио
яою аюое эёюяу
ыяю уёюу юуаою
2. Читаем гласные с ударением на одном из них:
еаоеуыиэ, еаоеуыиэ, еаоеуыиэ и т.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.
У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие упражнения:
1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;
с т р
ы и о э е я ю е у а
с т в
2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:
жзи тно ктри
дру зби стру
3. Скороговорки.
Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием
тихо громко шепотом
немое кино (произносят беззвучно)
Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.
1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.
2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.
слон медведь тигр
лев бабочка кошка
3. “Фотоглаз”.
За 20 секунд дети должны взглядом “сфотографировать” слова и ответить на вопрос “Есть ли среди этих слов...?”
Например:
Орех ручей перья разогнался тропические ошеломлённый
4. “Да или нет?”
Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.
Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.
1. “Игра в прятки”.
Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
2. Чтение со счетом слов.
Памятка:
1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).
3. Игровое упражнение “Догони”.
Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.
На уроках математики использую дифференциацию заданий, то есть, задания разного уровня сложности. При решении и составлении задач учащимся предлагаю различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако тщательно слежу за работой учеников. Если ребенок затрудняется выполнить данное действие задаю наводящие вопросы.
Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики использую следующие методы и приемы:
– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности (рефлексия), при изучении новой темы. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;
- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;
– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)
- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития. Например,
1. глаз - путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)
2. погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку эстафетную палочку и катать между руками)
−Рекомендую включать элементы геометрии почти в каждый урок математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области геометрии;
Использую особую методику для изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописываем не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. Именно по такой схеме учу с детьми словарные слова в классе и выполняем задание дома.
Прочные знания - это знания осознанные. И чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.
Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.
Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В своей работе с детьми с ОВЗ применяю следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Для себя я определила следующие задачи педагогического сопровождения:
- выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- расширить рамки общения с социумом;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
- умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс , конечно, в том, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка
3) отслеживание динамики развития ребенка
4) взаимодействие со специалистами и родителями
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.
Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться 1. Познавательные и социальные мотив...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-177115-1369238515.jpg)
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-206301-1425998599.jpg)
Критерии эффективности работы.
Файл содержит критерии, позволяющие оценить результаты деятельности по достижению поставленной цели....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-805819-1471119791.jpg)
Критерии эффективности современного урока в условиях реализации ФГОС
Презентация на тему"Критерии эффективностисовременного урокав условиях реализации ФГОС" подготовлена для выступления на педагогическом совете школы. В ходе презентации раскрываются основные понятия ...
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОC
quot; Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра" Джон Дьюи. Урок в условиях реализации ФГОС строиться на базе системно-деятельностного подхода, который направле...
Критерии эффективности урока/занятия с применением ДОТ
Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Эффективность урока – это степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учётом оптимальности затраченных уси...
Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции.
Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции....