Развитие речи в онтогенезе
статья

Кругова Ольга Дмитриевна

В статье по возрастам указаны закономерности формирования и особенности развития разных сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-граматической, связной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_ontogeneze.doc119.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в онтогенезе

Стороны речи

Характеристика

Фонетико-фонематическая

  1. Подготовительный этап до1 года

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они еще очень далеки от звуков человеческой речи, но способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Крик является первой интонацией.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

К концу 1го месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной).

Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 месяцев появляется гуление, кряхтение.

К началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. Голосовой поток распадается на слоги.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во 2м полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10—11 мес. появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

К концу 1го года жизни появляются первые слова.

  1. Преддошкольный этап до 3 лет

В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова.

Звукопроизношение:

- освоены гласные ([А], [У], [О], [И]);

- согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’];

- к концу третьего года освоены согласные и гласные [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’].

Фонематический слух ребенка 3го года жизни практически не развит.

  1. Дошкольный этап до 7 лет

В 3-4 года появляются твердые согласные свистящие (С, З, Ц), к четырем годам шипящие (Ш, Ж). Речь становится более отчетливой. Правильно произносят гласные: Э, Ы, к норме приближается звук Х. Дети верно воспроизводят слова со стечением 2-3 согласных. Становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 слога). В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных еще нередки пропуски звуков и слогов, их перестановки.

В 4-5 лет: ребенок 5го года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или отсутствовать. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок 5го года жизни, как правило, смягчает.

5й год жизни знаменуется формированием фонематического восприятия. Малыш легко определяет ударный гласный в начале слов: утка, аист, озеро; может определить очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В 5-6 лет наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к 5 годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что считается физиологической нормой.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. Ребенок легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К 6 годам процесс фонемообразования заканчивается. Ребенок правильно произносит и дифференцирует в речевом потоке все звуки родного языка. Он сознает норму произношения, имеет представление о правильном произношении, деятельно борется за осуществление этой нормы, исправляя ошибки в речи окружающих (А. Н. Гвоздев). Он не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

  1. Школьный этап от 7-17 лет

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Лексико-грамматическая

1) Подготовительный этап до1 года

С 10—11 мес. появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу 1го года жизни появляются первые слова.

2) Преддошкольный этап до 3 лет

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря:

- к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;

- к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);

- к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

На 3м году жизни возникает способность к словотворчеству. Вначале это рифмовано, затем появляется процесс изобретения новых слов.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Ко 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

3) Дошкольный этап до 7 лет

К 3-4 годам словарный запас 1000-2000 слов.

Увеличивается не только количество существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные (1, 2…). Представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий.

Начинают появляться в активной речи слова – понятия: одежда, посуда, игрушки и т.д. Ребенок начинает использовать притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамин, папин).

На 3м году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

В 3 года ребёнок должен уметь:

- образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

- образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

- образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

- согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

- правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

На 4м году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

В 4 года ребёнок должен:

- образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

- употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

- правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

- образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

- правильно согласовывать слова в предложении.

В 4-5 лет словарь до 2500 – 3000 слов.

Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования.

Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных.

Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.

5й год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

В 5 лет ребёнок должен:

- согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

- образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

- образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

- правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

В словаре ребенка 6го года жизни от 2500 до 3000 слов, представлены все части речи.

6-7 лет: более 4000 слов, представлены все части речи, включая причастия и деепричастия. При употреблении причастий и деепричастий по-прежнему возможны ошибки. (Я РВАЛ НЕДОРАСПУЩЕННЫЕ ЦВЕТЫ. ЯЙЦО БЫЛО ЗОЛОТОЙ КРАСКОЙ ВЫКРАСЕНО. Я УВИДЕЛ ЭТО ВО СНЕ, СПЯ.).

6й и 7й годы жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука.

В 6 лет ребёнок должен:

- подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

- образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

- образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

- образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

- образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

- употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

- правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

4) Школьный этап от 7-17 лет

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Связная речь

2) Преддошкольный этап до 3 лет

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки её появления зависят от генетической программы развития ребенка, состояния слуха, условия воспитания.

Сначала ребенок высказывает свои желания одним словом, затем появляются примитивные фразы без согласования, затем появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Если к 2.5 годам не формируется элементы связанной речи, считается, что темп речевого развития начинает отставать от нормы.

Ребенок 3го года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.

К концу 3го года жизни начинается развитие монологической речи. Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду. Он с удовольствием слушает чтение взрослыми детских книжек, рассматривает картинки в книжках и пытается рассказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки («Курочка Ряба», «Репка»,        «Колобок»).

Он слушает чтение стихов   и договаривает   отдельные слова в них, может     рассказать простые          четверостишья.

3) Дошкольный до 7 лет

Дети 3-4 лет односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины. Участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

В 4-5 лет дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные. Составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины. Диалогическая речь совершенствуется. Поддерживают беседу. Задают вопросы правильно по форме и содержанию. Отвечают на вопросы.

 В 5-6 лет совершенствуется диалогическая речь. Дети поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы. Развивается умение правильно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картинке, по набору картинок, по плану, по образцу, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.

У детей 6-7 лет совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение задавать вопросы и отвечать на них, формируется культура речевого общения. Дети самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание литературных текстов, используя выразительные средства. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.

4) Школьный от 7-17 лет

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Статья "Развитие восприятия в онтогенезе".

Статья рассказывает о развитии восприятия человека....

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....