Статья "Внимание речь!"
статья
Данная статья может быть использована воспитателями в детском саду, учителями-логопедами, учителями и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vnimanie_rech.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание речь!
Многих наблюдательных родителей неотчётливая речь детей начинает волновать довольно рано, однако все их попытки получить какую-либо помощь специалистов при достижении детьми 3-4-летнего возраста обычно оказываются безрезультатными. Как правило, родители получают один и тот же стандартный ответ: “С возрастом пройдёт”. Или другой вариант ответа: “Приходите после 5 лет” (то есть после того, как у ребёнка заканчивается процесс становления звукопроизношения). Ожидая назначенного срока, родители во многих случаях безвозвратно упускают при этом драгоценное время…
Овладение правильным звукопроизношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребёнка речи. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, очень искажённо и неточно. Однако с возрастом звуковой состав произносимых слов постепенно уточняется, совершенствуется, всё более приближаясь к имеющемуся в речи взрослых образцу. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребёнок правильно (“как взрослый”) может произносить все звуки речи.
Однако, к сожалению, так происходит далеко не всегда. У многих детей своеобразия в произношении звуков речи не исчезают к концу дошкольного возраста, а переходят в школьный возраст и в дальнейшем могут сохраняться на долгие годы, существенно искажая речь и нередко вызывая массу неприятных переживаний.
Основные причины дефектов звукопроизношения.
Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резко выраженных отклонений в поведении, то таких причин четыре:
1). Трудности различения звуков речи на слух или так называемого фонематического слуха (при нормальном биологическом слухе, то есть при отсутствии тугоухости).
2). Явно выраженные отклонения от нормы в анатомическом строении артикуляционных органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба).
3). Недостаточная подвижность артикуляционных органов (главным образом, губ и языка).
4). Отсутствие правильного образца для подражания (ведь речь ребёнка формируется на основе речи взрослых).
Что следует понимать под неправильным произношением звуков?
Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих трёх вариантов:
1). В полном отсутствии того или иного звука.
Пример: Отсутствие звука Л – ребёнок говорит вместо ЛАМПА – АМПА.
Отсутствие звука Р – ребёнок говорит вместо РЫБА – ЫБА.
2). В полной замене одного звука речи другим, обычно более простым.
Пример: Замена звука Ш на С – ребёнок говорит вместо ШУБА – СУБА.
Замена звука Р на Л – ребёнок говорит вместо РЫБА – ЛЫБА.
3). В искажённом произношении звука.
Пример: Так называемое “картавое Р”.
В этом случае ребёнок не опускает звук Р и не заменяет его каким-то другим звуком – он произносит именно Р, но произносит его искажённо.
В каком возрасте и на что нужно обратить особое внимание?
1). Восприятие ребёнком речи.
Нормально развивающийся ребёнок уже к 2 годам способен различать на слух все звуки речи. Поэтому если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4 летний ребёнок, говорящий не правильно не может правильно показать на картинке названное взрослым слово, то речь идёт о нарушении. В этом случае ребёнок не сможет самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением, то есть правильно выговаривать все звуки речи.
Пример: Если ребёнок 3-4 лет говорит вместо шуба – суба, не может правильно показать, на какой из картинок нарисован мишка, а на какой изображена миска.
2). Объём словаря.
К 1 году – первые слова - 8-10 слов, очень конкретного значения. Много слов слов-звукоподражаний: би-би и так далее.
1 год – 1год 8 месяцев – качественный скачок – 100 слов. Необходимо особо отметить, что нарушение звукопроизношения, связанные с нарушением распознавать звуки речи на слух, коварны тем, что с началом школьного обучения они обычно начинают отражаться на письме. У ребёнка появляется специфическое нарушение письма.
Наиболее активный период становления речи - это раннее детство - от 2 до 4 лет жизни ребёнка, поэтому он очень важен. Обычно заикание возникает именно в этот период и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Именно в этот период необходимо наиболее бережное и внимательное отношение к ребёнку всех тех, кто с ним общается.
3). Звукопроизношение ребёнка.
1 месяц жизни – гуканье – короткие тихие звуки.
1-2 месяц - гуление - протяжные певучие звуки.
2-4 месяц – вскрики – короткие звуки, которые отличаются от гуканья силой и сложным составом звуков.
5-6 месяцев – звуковой лепет - ряд ритмичных повторяемых слогов.
8-9 месяцев – 1 год – слоговой лепет – продолжительные слоговые цепочки.
1 год -1 год 1 месяц – произношение гласных звуков - а, о, у.
1-2 года – произношение согласных звуков - п, б, м.
2-3 года – произношение: гласных звуков - и, ы, у;
согласных звуков - ф, в, т, д, н, к, г, х, й.
3-4 года – произношение согласных звуков – с, з, ц.
4-5 лет – произношение согласных звуков – ш, ж, ч, щ.
5-6 лет – произношение согласных звуков – л, р.
Заключение.
Ещё раз хотелось бы отметить необходимость своевременного выявления нарушений звукопроизношения, у детей начиная с ясельного возраста. Необходимо до конца понять, что уже само по себе ранее выявление детей с разного рода речевыми нарушениями чрезвычайно важно потому, оно одновременно является и самым первым шагом на пути к своевременному устранению дефекта.
И важна здесь не только сама по себе помощь, а именно своевременная. Дело в том, что на имеющиеся в речи ребёнка дефекты в дальнейшем могут наслаиваться другие – нарушения чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Речь!Речь!Речь!
О важности речевого общения....
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.
Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...