Статья "Внимание речь!"
статья

Трофимова Светлана Алексеевна

Данная статья может быть использована воспитателями в детском саду, учителями-логопедами, учителями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vnimanie_rech.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание речь!

        Многих наблюдательных родителей неотчётливая речь детей начинает волновать довольно рано, однако все их попытки получить какую-либо помощь специалистов  при достижении детьми 3-4-летнего возраста обычно оказываются безрезультатными. Как правило, родители получают один и тот же стандартный ответ: “С возрастом пройдёт”. Или другой вариант ответа: “Приходите после 5 лет” (то есть после того, как у ребёнка заканчивается процесс становления звукопроизношения). Ожидая назначенного срока, родители во многих случаях безвозвратно упускают при этом драгоценное время…

        Овладение правильным звукопроизношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребёнка речи. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком лепетно, очень искажённо и неточно. Однако с возрастом звуковой состав произносимых слов постепенно уточняется, совершенствуется, всё более приближаясь к имеющемуся в речи взрослых образцу. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребёнок правильно (“как взрослый”) может произносить все звуки речи.

        Однако, к сожалению, так происходит далеко не всегда. У многих детей своеобразия в произношении звуков речи не исчезают к концу дошкольного возраста, а переходят в школьный возраст и в дальнейшем могут сохраняться на долгие годы, существенно искажая речь и нередко вызывая массу неприятных переживаний.

Основные причины дефектов звукопроизношения.

        Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резко выраженных отклонений в поведении, то таких причин четыре:

        1). Трудности различения звуков речи на слух или так называемого фонематического слуха (при нормальном биологическом слухе, то есть при отсутствии тугоухости).

        2). Явно выраженные отклонения от нормы в анатомическом строении артикуляционных органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба).

        3). Недостаточная подвижность артикуляционных органов (главным образом, губ и языка).

        4). Отсутствие правильного образца для подражания (ведь речь ребёнка формируется на основе речи взрослых).

Что следует понимать под неправильным произношением звуков?

        Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из следующих трёх вариантов:

        1). В полном отсутствии того или иного звука.

Пример: Отсутствие звука Л – ребёнок говорит вместо ЛАМПА – АМПА.

               Отсутствие звука Р – ребёнок говорит вместо РЫБА – ЫБА.

        2). В полной замене одного звука речи другим, обычно более простым.

Пример: Замена звука Ш на С – ребёнок говорит вместо ШУБА – СУБА.

            Замена звука Р на Л – ребёнок говорит вместо РЫБА – ЛЫБА.

        3). В  искажённом произношении звука.

Пример: Так называемое “картавое Р”.

В этом случае ребёнок не опускает звук Р и не заменяет его каким-то другим звуком – он произносит именно Р, но произносит его искажённо.

В каком возрасте и на что нужно обратить особое внимание?

1). Восприятие ребёнком речи.

        Нормально развивающийся ребёнок уже к 2 годам способен различать на слух все звуки речи. Поэтому если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4 летний ребёнок, говорящий не правильно не может правильно показать на картинке названное взрослым  слово, то речь идёт о нарушении. В этом случае ребёнок не сможет самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением, то есть правильно выговаривать все звуки речи.

        Пример: Если ребёнок 3-4 лет говорит вместо шуба – суба, не может правильно показать, на какой из картинок нарисован мишка, а на какой изображена миска.

2). Объём словаря.

        К 1 году – первые слова - 8-10 слов, очень конкретного значения. Много слов слов-звукоподражаний: би-би и так далее.

        1 год – 1год 8 месяцев – качественный скачок – 100 слов.         Необходимо особо отметить, что нарушение звукопроизношения, связанные с нарушением распознавать звуки речи на слух, коварны тем, что с началом школьного обучения они обычно начинают отражаться на письме. У ребёнка появляется специфическое нарушение письма.

        Наиболее активный период становления речи - это раннее детство - от 2 до 4 лет жизни ребёнка, поэтому он очень важен. Обычно заикание возникает именно в этот период и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Именно в этот период необходимо наиболее бережное и внимательное отношение к ребёнку всех тех, кто с ним общается.

3). Звукопроизношение ребёнка.

        1 месяц жизни – гуканье – короткие тихие звуки.

        1-2 месяц - гуление  - протяжные певучие звуки.

        2-4 месяц – вскрики – короткие звуки, которые отличаются от гуканья силой и сложным составом звуков.

        5-6 месяцев – звуковой лепет - ряд ритмичных повторяемых слогов.

        8-9 месяцев – 1 год – слоговой лепет – продолжительные слоговые цепочки.

        1 год -1 год 1 месяц – произношение гласных звуков - а, о, у.

        1-2 года – произношение согласных звуков - п, б, м.

        2-3 года – произношение: гласных звуков - и, ы, у;

                                        согласных звуков - ф, в, т, д, н, к, г, х, й.

        3-4 года – произношение согласных звуков – с, з, ц.

        4-5 лет – произношение согласных звуков – ш, ж, ч, щ.

        5-6 лет – произношение согласных звуков – л, р.

Заключение.

        Ещё раз хотелось бы отметить  необходимость своевременного выявления нарушений звукопроизношения, у детей начиная с ясельного возраста. Необходимо до конца понять, что уже само по себе ранее выявление детей с разного рода речевыми нарушениями чрезвычайно важно потому, оно одновременно является и самым первым шагом на пути к своевременному устранению дефекта.

        И важна здесь не только сама по себе помощь, а именно своевременная. Дело в том, что на имеющиеся в речи ребёнка дефекты в дальнейшем могут наслаиваться  другие – нарушения чтения и письма.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...