«Формирование социо-коммуникативных основ у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича» (опыт работы по программе С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»)
статья

Байрак Ольга Николаена

В докладе представлено краткое описание парциальной программы «Умные игры в добрых сказках», разработанной для старших дошкольников (автор Светлана Вячеславовна Макушкина). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onlaynseminar_po_voskobovichu.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Социально-коммуникативное развитие происходит благодаря созданию специально организованной образовательной развивающей среды, в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки и стратегии поведения. Этому помогают развивающие игры В. В. Воскобовича одной из особенностей которых является сказочность. Игры Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Я хочу познакомить вас, коллеги, с парциальной программой «Умные игры в добрых сказках», разработанной для старших дошкольников (автор Светлана Вячеславовна Макушкина). За основу программы взята технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что её легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. Кроме того, детали разных конструкторов В.В. Воскобовича легко сочетаются между собой, что дает простор для творчества детей и педагогов.

Цель программы – гармоничное развитие эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей.

В комплект программы входят игры: «Чудо – Соты 1»; «Чудо – Крестики 1»; «Чудо – Крестики 2»; «Чудо – Крестики 3»; «Прозрачный квадрат»; «Квадрат Воскобовича»; «Змейка», съемный носитель. Так же применяем в работе с детьми игры других авторов «Логические блоки Дьенеша», «Цветные счетные палочки Кюизенера» и можно использовать «Сложи узор» (деревянный) Б.П.Никитина, «Кубики для всех» Б.П.Никитина.

Программа «Умные игры в добрых сказках» реализует задачи по формированию личности дошкольника. Сочетает три основных технологии (развивающее обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ), направленные на личностное развитие ребёнка и составляют основу системы образовательной деятельности.

Сказкотерапия. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту своего народа, то есть социализация. Сказка развивает фантазию, а желание помочь герою сказки с помощью развивающих игр не только формирует творческие способности ребенка и помогает ему мыслить абстрактно, но и определяет духовное начало, развивает ребенка как личность.

 У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально - нравственные качества: любовь к Родине; интернациональные чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности, помогают герою с помощью развивающих игр.

Данная программа может быть предложена детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Стратегия программы направлена на создание и реализацию условий для всестороннего развития детей с учетом имеющихся у них нарушений и компенсаторных возможностей. Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, а работа с играми реализует потенциальные возможности воспитанников.

Инновационные методы и технологии.

Использование ИКТ способствует развитию эмоционального состояния сказки (детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными иллюстрациями к сказкам (художники – иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М. Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В. Е. Ерко). Использование иллюстраций даёт возможность активизировать музыкальное сопровождение (классическая музыка) при выполнении заданий.

Основные принципы обучения по программе.

«Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной темой.

«Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей, незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать чувство успеха.

«Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в тоже время задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для достижения цели проявить терпение и приложить усилия.

«Участие взрослого». Взрослый является полноправным участником игры: он объясняет правила, показывает действия, взаимодействует с ребёнком, наблюдает за выполнением заданий, предупреждает детский травматизм и конфликтные ситуации.

«Эмоциональные переживания». В процессе сказочного повествования осуществляется имитация различных эмоциональных состояний.

Перечисленные принципы способствуют формированию условий, направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля.

Преимуществом данной программы является наличие тематического плана по месяцам, разработок конспектов занятий, электронных презентаций. На каждом занятии дети знакомятся со сказкой, проигрывают ее, отражают эмоционально и помогают героям сказок с помощью развивающих игр и наличие электронных презентаций (электронное приложение к книге доступно для скачивания http://geokont.ru/methodSumm).

В результате освоения данной программы ребёнок овладеет различными компетенциями, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, такими как: произвольность внимания, планирование своей деятельности, ориентировка в пространстве, развитие диалогической и монологической речи, нравственные и эстетические категории (добро и зло, комплекс технических навыков и умений, необходимых для реализации сюжета сказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

ПРОЕКТ «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – формирование у детей дошкольного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы.Задачи проекта:Образовательные:- формировать основы экологической культуры дошко...

"Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"

Практические рекомендации для родителей по формированию временных представлений, чувства времени у детей....

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

«Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры»

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он выро...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»Актуальность темы.Во все времена становления педагогики, проблема развития детского творчества, ко...