Взаимодействие классного руководителя с родителями.
статья

Михайлова Татьяна Анатольевна

Взаимодействие классного руководителя с родителями.

Из опыта работы учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района средней общеобразовательной школы №2

 Михайловой Татьяны Анатольевны.

     В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из главных (на мой взгляд) сторон работы учителя - взаимодействие классного руководителя и родителей, его учеников, принципы работы с родителями, а также какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.

     Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие классного руководителя с родителями. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ТР СОШ №2 Михайловой Т. А.

Слайд 2

Программа работы с семьями учащихся Цель программы: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности . Основные задачи программы: 1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы. 2. Способствование формированию здорового образа жизни в семьях. 3. Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся. 4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. 5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); В данной программе я определила для себя основные направления и формы работы с родителями.

Слайд 3

Основные направления Формы работы с семьёй Психолого-педагогическое просвещение родителей - родительские собрания; - индивидуальные и тематические консультации; - тренинги; - конференции; - посещение семей; Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - открытые уроки и внеклассные мероприятия; - помощь в организации и проведении внеклассных дел; Участие в управлении учебно-воспитательным процессом - участие родителей класса в работе родительского комитета; - участие родителей класса в «конфликтной» комиссии школы;

Слайд 4

Родительские собрания Дата Тема I четверть (сентябрь) «Секреты психологического здоровья детей». II (ноябрь) «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». III (март) «Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей». IV (май) «Ваш ребёнок взрослеет».

Слайд 5

Работу с родителями условно можно разделить на две части: 1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры; 2) частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

Слайд 6

Правила работы:  к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;  общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;  изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;  изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Слайд 7

Направления работы классного руководителя: 1. Изучение семьи обучающихся. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей 3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс 4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом

Слайд 8

Ожидаемые результаты. 1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. 3. Формирование культуры здорового образа жизни. 4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций. 5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы. 6. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Слайд 9

Основные задачи родительского комитета: Содействие администрации школы: в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности; в защите законных прав и интересов обучающихся; в организации и проведении общешкольных мероприятий. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

Слайд 10

Функции родительского комитета класса Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях. Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий, походов Участвует в подготовке школы к новому учебному году. Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания. Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний. Рассматривает обращения в свой адрес. Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.

Слайд 11

Права родительского комитета: Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения. Обращаться за разъяснениями к директору школы и его заместителям. Принимать участие в обсуждении локальных актов школы Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания обучающихся в семье. Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя с родителями.

Из опыта работы учителя начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района средней общеобразовательной школы №2

 Михайловой Татьяны Анатольевны.

     В своей работе мне хотелось бы проанализировать одну из главных (на мой взгляд) сторон работы учителя - взаимодействие классного руководителя и родителей, его учеников, принципы работы с родителями, а также какие новые формы общения с родителями нужно использовать, чтобы достичь желаемого результата.

     Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности. Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми.

     Приходя в школу, многие родители, сознательно или нет, находятся под влиянием своих детских воспоминаний, впечатлений, часто - стереотипов в отношении школы. Нередко эти впечатления связаны с какими-то негативными эмоциями, переживаниями, возможно, детскими обидами на школу и учителей. В школе привычнее быть ребенком, поэтому, когда в школу приходит взрослый уже человек, избавиться от детских впечатлений и детской позиции ему не всегда удается. Да и мы, учителя, иногда как бы переносим свои претензии (наболевшее и накипевшее) в адрес учеников на их родителей. Это тоже связано с теми стереотипами, которые влияют на наше общение.

Стереотипное мнение большинства родителей об учителях следующее.

Учителя - это люди с маленькой зарплатой, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы - мучайся.

У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. Какие родители - такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам - разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Наверное, нужно вспомнить, что мы вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело. Мы в определенном смысле коллеги. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом желательно помнить самому и регулярно напоминать родителям.

Ну и, конечно же, для того чтобы лучше понимать ребенка нужно представлять, какие  отношения складываются внутри семьи, как распределены социальные роли, какие ошибки допускают родители и постараться их скорректировать.

     Поэтому я в свою программу воспитательной работы всегда включаю Программу работы с семьями учащихся. Именно этим опытом своей работы я и хочу поделиться.

Программа работы с семьями учащихся

Цель программы:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения обучающихся в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности.

     Основные задачи программы:

1.       Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.

2.       Способствование формированию здорового образа жизни в семьях.

3.      Создание условий для профилактики асоциального поведения обучающихся.

4.       Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

5.       Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

      В данной программе я определила для себя основные направления   и формы работы с родителями.

Основные направления

Формы работы с семьёй

Психолого-педагогическое просвещение родителей

- родительские собрания;

- индивидуальные и тематические консультации;

- тренинги;

- конференции;

- посещение семей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел;

Участие в управлении учебно-воспитательным процессом

- участие родителей класса в работе родительского комитета;

- участие родителей класса в «конфликтной» комиссии школы;

    После этого я составила график родительских собраний и подобрала интересующую тематику.

Родительские собрания

Дата

Тема

I четверть

(сентябрь)

 «Секреты психологического здоровья детей».

II

(ноябрь)

«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника».

III

(март)

«Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей».

IV

(май)

«Ваш ребёнок взрослеет».

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

1)   со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

2) частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

 

Правила работы:

        к родителям каждого обучающегося нужно проявлять искренне уважение;

        общение с родителями обучающегося должно быть не во вред ему, а во благо;

        изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;

        изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

 

       Остановлюсь более подробно на том, как выбранные направления и формы взаимодействия с родителями помогают мне в работе. 

1.      Изучение семьи обучающихся.

Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

  

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах

         родительские собрания;

         конференции;

         тренинги;

         индивидуальные и тематические консультации;

         беседы.

 

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе

         открытые уроки, классные часы  и внеклассные мероприятия;

         помощь в организации и проведении внеклассных дел;

         дни здоровья;

 

   4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом

         участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;

Ожидаемые результаты.

 

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие   национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

6. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

     На первом (организационном) родительском собрании (конец августа) избирается родительский комитет. Все родители знакомятся с основными задачами, функциями, правами и ответственностью родительского комитета.

Родительский комитет

Ф.И.О.

Телефон

1

2

3

4

5

Основные задачи родительского комитета

 Содействие администрации школы:

  • в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса,  охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;
  • в защите законных прав и интересов обучающихся;
  • в организации и проведении общешкольных мероприятий.
  • Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

Функции  родительского комитета класса

  • Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий.
  • Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
  • Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий, походов
  • Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
  • Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.
  • Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
  • Рассматривает обращения в свой адрес.
  • Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.

    Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающих 

Права родительского комитета

Комитет имеет право:

  • Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
  • Обращаться за разъяснениями к директору школы и его заместителям.
  • Принимать участие в обсуждении локальных актов школы
  • Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания обучающихся в семье.
  • Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.

         Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению собственного достоинства и уважению других? Как воспитать настоящую личность?

        Над этой проблемой я работаю в тесном сотрудничестве с родителями своих учеников.

      Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. 

   Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки - мама и папа курят; у мальчика, который отказывается работать на практике – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье. 

      Работа с родителями занимает важное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса, исходя из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо только его подобрать. А чтобы воспитать именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям, необходимо, по – моему убеждению, следовать в работе с родителями следующим правилам:

1. Уважать.

2. Доверять.

3. Помогать.

4. Учиться.

5. Благодарить.

6. Объяснять.

7. Спрашивать.

    Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"

В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4...

Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...

План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, об...