Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.
материал (2 класс)

Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.

Исследуемые функции

Баллы

0-2

3-5

6-8

9-10

Собственная деятельность

Мотивация

Присутствуют биологические; возможны и социальные потребности (в общении), привязанность к очень близким людям

Сформированы основные социальные потребности (в общении), привязанность; присутствует кратковременная мотивация игровой деятельности

Сформирована мотивация игровой и учебной деятельности, но при возникновении трудностей теряет интерес к деятельности

Сформирован устойчивый интерес к деятельности

Понимание инструкции

Может реагировать  на элементарные бытовые просьбы

Понимает односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами

Понимает простую инструкцию без подкрепления наглядности

Понимает инструкцию, состоящую из двух-трех действий; но при их выполнении необходима организующая помощь педагога

Целенаправленность

Необходима простая стимуляция педагогом; возможно достижение цели при удовлетворении бытовых потребностей

Выражена потребность во внешнем контроле и стимуляции; при заинтересованности может целенаправленно выполнять задания

Необходима организующая и стимулирующая помощь педагога; сохраняются трудности в удержании алгоритма выполнения заданий

Доступно произвольное достижение цели, иногда необходимы помощь и стимуляция педагога

Использование помощи

Использует помощь непродуктивно и кратковременно

Помощь использует избирательно, очень ограниченно

Продуктивно использует помощь, но результат закрепляется с трудом, т.е. она должна быть многократной

Эффективно использует помощь, самостоятельно корректирует хорошо знакомые действия в соответствии с подсказками педагога

Ориентировка в задании

При помощи педагога понимает элементарные задания и действия

При помощи педагога ориентируется в простом задании; использование демонстрации действий и наглядности необходимо

Хорошо ориентируется в простом и знакомом задании; при более сложном или новом задании возможна продолжительная ориентировка с помощью педагога

При ориентировке достаточно устной инструкции; при выполнении сложного задания требуется помощь

Самостоятельность при выполнении заданий

Выполняет привычное бытовое или элементарное задания (действия)

Самостоятельно выполняет хорошо знакомые бытовые и игровые действия, но часто отвлекается; при выполнении новых или более сложных заданий необходимы постоянный контроль и организующая помощь взрослого

Самостоятельно до конца выполняет хорошо знакомые бытовые и игровые действия; иногда необходима помощь педагога

Самостоятельно до конца выполняет задания

Способ выполнения задания

Задания выполняет пассивно, отраженно – спряженным способом

Действия выполняет поэтапно, отраженно, необходимы образец и помощь

Задание выполняет по устной инструкции с использованием образца

Задание выполняет по устной инструкции и самостоятельно; использует операционно - технологические карты

Сенсорные функции

Ощущения: зрительные;

Возможна фиксация взгляда на предмете, прослеживание движения взглядом и рукой; реагирует на постоянно используемые предметы, игрушки

Сформирован целостный образ бытовых предметов и игрушек: узнает реальные предметы, их заменители – игрушки, находит одинаковые предметы, соотносит реальный предмет с его изображением, назначением

Дифференцирует размер, форму предметов, насыщенность в окраске; узнает предмет по описанию

Сформирован зрительный эталон предмета; может восстановить целостный образ предметов, отметить недостающие детали

слуховые;

Реагирует на человеческий голос, звук, издаваемый предметом, музыкальным инструментом

Реагирует на все виды звуков, ищет их источник, соотносит предмет и звук, издаваемый предметом, дифференцирует контрастные звуки

Различает большинство бытовых и природных звуков, отмечает длительность звучания слов, сформирован образ предмета по звуковым характеристикам

Сформирован звуковой эталон знакомых предметов и явлений; дифферинцирует различные бытовые и природные звуки, может определить выделенный звук в слове, описывает шумовые характеристики явлений природы

тактильные;

Реагирует на контрастные поверхности и температуру предметов

Различает контрастные и схожие поверхности; может найти на ощуть знакомые предметы и игрушки, различает контрастный размер предметов; определяет контрастную температуру, материал, твердость предметов

Различает размер предметов (до трех); доступна группировка предметов по контрастным материалам (дерево – пластмасса, мех – шелк); по твердости

Сформирован тактильный эталон предмета; находит нужную поверхность по словесной инструкции

пространственные

Может находить в пространстве мебель, постоянно используемые бытовые предметы, игрушки

Определяет положение предметов, мебели, перемещает предметы в пространстве по предварительному показу, путает значение предлогов, не знает, где право, где лево

Самостоятельно определяет место предмета на пространстве листа, на сюжетных картинках, рисунках, перемещает предметы в пространстве по инструкции, знает значения постоянно употребляемых предлогов, путает правую и левую стороны

Знает и употребляет много предлогов, может вспомнить место нахождения предмета в пространстве, знает, где право, где лево

Психические процессы

Восприятие

Доступно восприятие постоянно употребляемых предметов человека

Доступно восприятие предметов, человека, движений, не сформированы дифференциация, избирательность и осмысленность восприятия

Восприятие предметное, недостаточно дифференцированное, избирательное и осмысленное, доступно восприятие предметов, движений, человека, частично доступно восприятие пространства, времени (времена года, части суток)

Восприятие предметное, дифференцированное, избирательное и осмысленное, доступно восприятие предметов, движений, человека, пространства, времени

Мышление

Сформированы элементы наглядно-действенного мышления: возможны игровые и бытовые предметно-орудийные действия, выбор предметов-орудий фиксированного назначения (предметы мебели, посуды)

Сформировано наглядно-действенное и элементы наглядно-образного мышления: доступны игровые и бытовые предметно-орудийные действия; может выбрать орудие по устному заданию, методом проб решить проблемную задачу (выбрать нужный размер крышки, деталь конструктора)

Сформировано наглядно-образное мышление с элементами логического: объединяет бытовые предметы по существенным признакам; соотносит знакомую сюжетную картинку и описание, может с помощью педагога решить проблемную задачу (определить последовательность событий, найти лишнюю картинку и т.д.)

Сформировано наглядно-образное мышление с элементами логического: может самостоятельно или с незначительной помощью решить проблемную задачу

Память

Удерживает в памяти внешний вид близких, некоторых сотрудников учреждения, постоянно употребляемых предметов быта, игрушек

Запоминает зрительный образ 1-2 бытовых предметов, картинок, движений, стуков; запоминание кратковременное, при воспроизведении возможна помощь, возможны ошибки, наблюдается снижение объема памяти ; с помощью педагога узнает звуки природных явлений, мелодии, может воспроизвести знакомые мелодии

Запоминает расположение 2-3 бытовых предметов, картинок, движений, стуков; при воспроизведении возможны ошибки; с помощью педагога находит изменения в расположении предметов, картинок; по просьбе может воспроизвести мелодию

Удерживает в памяти эталон предметов, без ошибок находит изменения в 2-3 картинках, предметах; воспроизводит 2-3 удара; запоминает слова, стихи, танцевальные движения; при воспроизведении возможны ошибки

Внимание

Непродолжительно удерживает внимание на человеке, предмете, звуке; с активной помощью педагога может находить определенные предметы, игрушки, фигуры конкретной формы

С помощью педагога может находить определенные фигуры из предложенного ряда, сопоставлять части и целое, находить одинаковые предметы, воспроизводить хлопки; при прослушивании сказки часто отвлекается

С незначительной помощью педагога выполняет задания; слушает инструкцию; при прослушивании сказки наблюдается утомление

Самостоятельно выполняет задания; слушает инструкцию, сказку до конца

Моторика

Общая

Ходьбы, бег, прыжки

С посторонней помощью может выполнять основные движения; движения слабо координированные, неточные

Может отраженно выполнять основные движения; движения неточно координированные

Привычные движения выполняет хорошо, новые запоминает с трудом, при  их усвоении нужна длительная помощь

Хорошо выполняет основные движения, может регулировать их силу, движения точные, хорошо координированные, плавные

Мелкая

Выполнение бытовых действий

Может выполнять элементарные бытовые действия (взять, отдать)

Выполняет основные бытовые действия; не удерживает в памяти весь алгоритм задания

Выполняет действия с незначительной помощью взрослого

Самостоятельно выполняет все бытовые действия

Зрительно-двигательная координация

Не следит глазами за передвижением карандаша, игрушки

Следит за предметом не продолжительное время, теряет ориентир

Прослеживает глазами движение предмета сегментарно, может нарисовать линию от заданных точек, следит за своими действиями с игрушками

Движения точные, хорошо  координированные, плавные, присутствует зрительный контроль

Рисование прямых и волнистых линий

Возможно непроизвольное проведение линий

Выполняет задание сопряженно с педагогом

Проводит линии отличающиеся от образца размером, формой и расположением или проводит по пунктирам, точкам

Выполняет задание самостоятельно в соответствии с образцом

Штриховка

-//-

-//-

При проведении линий не соблюдает интервала, направления, границы контура

-//-

Закрашивание

Возможно не произвольное проведение линий

При закрашивании не соблюдает направления, границы контура; нажим не равномерный

Соблюдает контур рисунка, меняет направление

Видит внутреннюю область, закрашивает, не выходя за контуры

Речь

Восприятие речи

Понимание невербальных средств

Реагирует на невербальные проявления, направленные на него

Понимает ярко выраженные проявления невербального поведения, направленного на него

Понимает невербальное поведение находящихся рядом людей

Адекватно реагирует на невербальные средства коммуникации

Понимание обращенной речи

Воспринимает речь, понимает ее на ситуативном уровне, требуется поддержка в виде жестов

Номинативно-предикативный уровень понимания речи: понимает обращенную речь на бытовом уровне, состоящую из простых фраз и сопровождаемую  невербальными средствами или наглядностью

Предикативный уровень понимания речи: хорошо понимает простую фразу

Предикативно-атрибутивный уровень понимания речи: понимает содержание 2-3 фраз, значение часто употребляемых прилагательных; понимание речи выходит за рамки быта

Связная речь

Активный словарь

Использует отдельные звуки, слова, часто вырванные из контекста

Номинативно-предикативный уровень сформированности словаря: в речи присутствует предметно-глагольная лексика бытового содержания

Предикативный уровень сформированности словаря : использует слова бытового содержания, обозначающие предметы, действия, признаки предметов

Предикативно-атрибутивный уровень сформированности словаря: словарь выходит за рамки быта, использует в речи слова обобщенно-группового содержания

Собственная речь

Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, лепетные слова, звукоподражания, часто оторванные от контекста

Использует простые структурно нарушенные аграмматичные фразы

Использует простые структурно нарушенные аграмматичные фразы, часто употребляемые прилагательные

Фраза полная распространенная, иногда аграмматичная

Коммуникативная функция речи

Возможен эмоциональный контакт

Обращается с просьбой и отвечает на вопросы с помощью доступных и невербальных средств

Вопросы и ответы аграмматичные, но содержат необходимую информацию; может поддержать беседу

Вопросы и ответы развернутые, возможны аграмматизмы; активен в диалоге

Представления о себе и окружающем мире

Представления о себе («я», части тела)

Возможна реакция на свое имя

Знает имя, фамилию, основные части тела

Знает имя, фамилию, пол, части тела; может путать возраст

Знает имя, фамилию, возраст, пол, части тела

Знания об окружающих людях

Знает внешний облик и некоторые имена близких и окружающих людей

Хорошо различает внешне и по именам близких и окружающих людей

Хорошо знает близких людей, детей и сотрудников учреждения: их внешность, имена

Хорошо знает близких людей, детей и сотрудников учреждения: их внешность, имена; ориентируется в должностях

Знание предметов окружающего мира (по лексическим темам)

Знает постоянно употребляемые предметы бытового назначения

Узнает распространенные предметы и явления по основным лексическим темам

Сформированны обобщающие понятия; называет предметы и явления по основным лексическим темам; с помощью педагога дает качественную характеристику предметов и явлений

Знает функциональное назначение и групповую принадлежность предметов и явлений; называет составные части предмета; дает качественную характеристику предметов и явлений

Ориентировка в ближайшем социуме

Ориентируется в назначении основных помещений школы, дома.

Хорошо ориентируется в помещениях школы, дома; знает назначения основных помещений

Хорошо ориентируется в помещениях школы, дома, знает расположение, название и назначение служб

Хорошо ориентируется в помещениях школы, дома, знает расположение, название и назначение служб, кабинетов сотрудников

Ориентировка в социуме города

Различает помещения и улицы; в социуме города полностью зависим от посторонней помощи

Соблюдает алгоритм поведения в социуме только с посторонней помощью

Осознанно относится к соблюдению правил поведения в социуме; знает назначение основных его объектов, необходима помощь при соблюдении алгоритма поведения в социуме

Осознанно относится к соблюдению правил поведения в социуме; знает назначение основных его объектов, необходима подсказка в процессе выполнения последовательных действий

Элементарные математические представления

Объемные формы

Шар, куб, кирпич, конус, цилиндр

Возможна положительная реакция на шар, куб

Запоминает некоторые объемные формы (шар, куб); выделяет их из ряда форм, сличает с образцом

Узнает объемные формы по названию

Сам называет, узнает по внешнему виду, свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник

Возможна продолжительная реакция на круг, квадрат

Запоминает некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); выделяет их из ряда фигур, сличает с образцом

Узнает геометрические фигуры по названию

Сам называет, узнает геометрические фигуры по внешнему виду, находит их в предметах

Цвет

Красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оттенки

Возможна продолжительная реакция на любимый цвет

Показывает 1-2 цвета, сличает их с образцом

Знает основные цвета

Цвета не путает знает их оттенки

Величина

Большой-маленький; высокий-низкий; длинный-короткий; широкий-узкий; толстый-тонкий

С помощью педагога может выделять предметы большого, маленького размеров

С помощью педагога может дифференцировать некоторые размеры (большой, маленький, высокий, низкий)

Нужна помощь при определении величины предмета, но в речи использует понятия «большой», «маленький»

С незначительной подсказкой определяет величину предметов; знает контрастные значения величины предметов

Временные представления

Времена года

Возможна продолжительная реакция на некоторые признаки времен года

С помощью педагога различает признаки текущего времени года

Различает контрастные времена года: лето, зиму, фиксирует некоторые сезонные изменения в жизни людей

Знает времена года, их последовательность, характерные признаки

Части суток

Возможна адекватная реакция на режимные моменты, происходящие в определенное время суток

Различает день, ночь с помощью педагога

Умеет соотносить части суток с режимом дня

Соотносит части суток с режимом дня, деятельностью детей, движением ночного и дневного светил

Количество предметов

Восприятие количества: ни одного, один, много

С помощью педагога может выполнить задание: « дай один»

Может выполнить заданий: «дай один»

Может показать один предмет, много предметов

Использует понятия «ни одного», «один», «много»

Выделение предметов из множества

С помощью педагога может выделить предмет из множества по одному заданному признаку

Может выделить предметы из множества по одному заданному признаку

С помощью педагога может выделить одинаковые предметы из множества по двум признакам

Может выделить группу предметов по цвету, форме

Продуктивная деятельность

Лепка

Может пассивно выполнять действия сопряженным способом

С помощью педагога может отраженно поэтапно выполнять задания

Владеет основными приемами лепки, выполняет задания отраженно, по образцу

Владеет приемами лепки, может выполнять задания по образцу и собственному замыслу

Работа с бумагой

Может пассивно выполнять действия сопряженным способом

С помощью педагога может отраженно поэтапно выполнять задания

Владеет некоторыми умениями: мять, разглаживать, разрывать, выполняет задание отраженно, по образцу

Изготавливает аппликацию из 2-3 деталей по образцу

Рисование предметов

Может непроизвольно проводить линии

Выполняет действия сопряженным и отраженным способами

Рисует предметы простой формы по образцу

Рисует предметы по памяти

Игровая деятельность

Действия с предметами

Может пассивно выполнять действия сопряженным способом или не произвольно осуществлять некоторые базовые игровые действия

Выполняет базовые игровые действия по образцу и устной инструкции

Сформированы базовые игровые действия

Обследует предмет, выполняет действия с предметом по устной инструкции и самостоятельно

Конструирование

Возможны манипуляция деталями или пассивное сопряженное выполнение элементарных построек

Выполняет отраженным способом; доступно самостоятельное выполнение элементарных построек

Выполняет по показу и образцу

Доступно выполнение по словесной инструкции и собственному замыслу

Настольные игры

Возможно пассивное участие в игре; задание не понимает, манипулирует деталями

Не понимает сути игры, выполняет последовательные действия под руководством взрослого

Необходимо объяснение последовательности действий в процессе игры

Самостоятельная игра

Сюжетно-ролевые игры

Возможно пассивное или частичное выполнение роли с помощью педагога

Не ориентируется в содержании игры; поведение ролевое, использует атрибуты, игры регулируются и организуются взрослым; выполняет элементарные ролевые игры

Ориентируется в общем содержании игры; самостоятельно использует атрибуты, элементарную ролевую речь; доступно ролевое поведение; с партнерами взаимодействует

Может самостоятельно организовать ролевое поле и ввести сюжет игры, изменять ролевое поведение; активно взаимодействует с партнерами

Подвижные игры

Возможны пассивное передвижение по игровому полю и сопряженное выполнение действий

Не понимает сути игры, последовательности действий; правила соблюдает при активной помощи педагога

Ориентируется в содержании игры; может нарушать правила; необходима помощь педагога

Активен в игре, может самостоятельно организовать игровое поле и игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОТОКОЛ дефектологического обследования знаний, умений, навыков учащихся.

Протокол дефектологического обследования  знаний ,умений ,навыков  учащихся....

Протокол дефектологического обследования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Протокол дефектологического обследования обучающихся с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Протокол дефектологического обследования

Протокол дефектологического обследования 2 класс на начало учебного года...

Протокол дефектологического обследования детей с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

При обследовании необходимо учитывать следующие показатели:Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).Принятие заданий: пони...

Протокол дефектологического обследования

дефектологическое обследование...

Протокол дефектологического обследования

Это дефектологическое обследование поможет дефектологам при обследовании выявить возможномсти или отставания ребенка в обучении...

Протокол дефектологического обследования

Основная задача диагностики - прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. В публикации представлен материал для проведе...