Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.
материал (2 класс)
Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол дефектологического обследования детей с интеллектуальными нарушениями.
Исследуемые функции | Баллы | |||
0-2 | 3-5 | 6-8 | 9-10 | |
Собственная деятельность | ||||
Мотивация | Присутствуют биологические; возможны и социальные потребности (в общении), привязанность к очень близким людям | Сформированы основные социальные потребности (в общении), привязанность; присутствует кратковременная мотивация игровой деятельности | Сформирована мотивация игровой и учебной деятельности, но при возникновении трудностей теряет интерес к деятельности | Сформирован устойчивый интерес к деятельности |
Понимание инструкции | Может реагировать на элементарные бытовые просьбы | Понимает односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами | Понимает простую инструкцию без подкрепления наглядности | Понимает инструкцию, состоящую из двух-трех действий; но при их выполнении необходима организующая помощь педагога |
Целенаправленность | Необходима простая стимуляция педагогом; возможно достижение цели при удовлетворении бытовых потребностей | Выражена потребность во внешнем контроле и стимуляции; при заинтересованности может целенаправленно выполнять задания | Необходима организующая и стимулирующая помощь педагога; сохраняются трудности в удержании алгоритма выполнения заданий | Доступно произвольное достижение цели, иногда необходимы помощь и стимуляция педагога |
Использование помощи | Использует помощь непродуктивно и кратковременно | Помощь использует избирательно, очень ограниченно | Продуктивно использует помощь, но результат закрепляется с трудом, т.е. она должна быть многократной | Эффективно использует помощь, самостоятельно корректирует хорошо знакомые действия в соответствии с подсказками педагога |
Ориентировка в задании | При помощи педагога понимает элементарные задания и действия | При помощи педагога ориентируется в простом задании; использование демонстрации действий и наглядности необходимо | Хорошо ориентируется в простом и знакомом задании; при более сложном или новом задании возможна продолжительная ориентировка с помощью педагога | При ориентировке достаточно устной инструкции; при выполнении сложного задания требуется помощь |
Самостоятельность при выполнении заданий | Выполняет привычное бытовое или элементарное задания (действия) | Самостоятельно выполняет хорошо знакомые бытовые и игровые действия, но часто отвлекается; при выполнении новых или более сложных заданий необходимы постоянный контроль и организующая помощь взрослого | Самостоятельно до конца выполняет хорошо знакомые бытовые и игровые действия; иногда необходима помощь педагога | Самостоятельно до конца выполняет задания |
Способ выполнения задания | Задания выполняет пассивно, отраженно – спряженным способом | Действия выполняет поэтапно, отраженно, необходимы образец и помощь | Задание выполняет по устной инструкции с использованием образца | Задание выполняет по устной инструкции и самостоятельно; использует операционно - технологические карты |
Сенсорные функции | ||||
Ощущения: зрительные; | Возможна фиксация взгляда на предмете, прослеживание движения взглядом и рукой; реагирует на постоянно используемые предметы, игрушки | Сформирован целостный образ бытовых предметов и игрушек: узнает реальные предметы, их заменители – игрушки, находит одинаковые предметы, соотносит реальный предмет с его изображением, назначением | Дифференцирует размер, форму предметов, насыщенность в окраске; узнает предмет по описанию | Сформирован зрительный эталон предмета; может восстановить целостный образ предметов, отметить недостающие детали |
слуховые; | Реагирует на человеческий голос, звук, издаваемый предметом, музыкальным инструментом | Реагирует на все виды звуков, ищет их источник, соотносит предмет и звук, издаваемый предметом, дифференцирует контрастные звуки | Различает большинство бытовых и природных звуков, отмечает длительность звучания слов, сформирован образ предмета по звуковым характеристикам | Сформирован звуковой эталон знакомых предметов и явлений; дифферинцирует различные бытовые и природные звуки, может определить выделенный звук в слове, описывает шумовые характеристики явлений природы |
тактильные; | Реагирует на контрастные поверхности и температуру предметов | Различает контрастные и схожие поверхности; может найти на ощуть знакомые предметы и игрушки, различает контрастный размер предметов; определяет контрастную температуру, материал, твердость предметов | Различает размер предметов (до трех); доступна группировка предметов по контрастным материалам (дерево – пластмасса, мех – шелк); по твердости | Сформирован тактильный эталон предмета; находит нужную поверхность по словесной инструкции |
пространственные | Может находить в пространстве мебель, постоянно используемые бытовые предметы, игрушки | Определяет положение предметов, мебели, перемещает предметы в пространстве по предварительному показу, путает значение предлогов, не знает, где право, где лево | Самостоятельно определяет место предмета на пространстве листа, на сюжетных картинках, рисунках, перемещает предметы в пространстве по инструкции, знает значения постоянно употребляемых предлогов, путает правую и левую стороны | Знает и употребляет много предлогов, может вспомнить место нахождения предмета в пространстве, знает, где право, где лево |
Психические процессы | ||||
Восприятие | Доступно восприятие постоянно употребляемых предметов человека | Доступно восприятие предметов, человека, движений, не сформированы дифференциация, избирательность и осмысленность восприятия | Восприятие предметное, недостаточно дифференцированное, избирательное и осмысленное, доступно восприятие предметов, движений, человека, частично доступно восприятие пространства, времени (времена года, части суток) | Восприятие предметное, дифференцированное, избирательное и осмысленное, доступно восприятие предметов, движений, человека, пространства, времени |
Мышление | Сформированы элементы наглядно-действенного мышления: возможны игровые и бытовые предметно-орудийные действия, выбор предметов-орудий фиксированного назначения (предметы мебели, посуды) | Сформировано наглядно-действенное и элементы наглядно-образного мышления: доступны игровые и бытовые предметно-орудийные действия; может выбрать орудие по устному заданию, методом проб решить проблемную задачу (выбрать нужный размер крышки, деталь конструктора) | Сформировано наглядно-образное мышление с элементами логического: объединяет бытовые предметы по существенным признакам; соотносит знакомую сюжетную картинку и описание, может с помощью педагога решить проблемную задачу (определить последовательность событий, найти лишнюю картинку и т.д.) | Сформировано наглядно-образное мышление с элементами логического: может самостоятельно или с незначительной помощью решить проблемную задачу |
Память | Удерживает в памяти внешний вид близких, некоторых сотрудников учреждения, постоянно употребляемых предметов быта, игрушек | Запоминает зрительный образ 1-2 бытовых предметов, картинок, движений, стуков; запоминание кратковременное, при воспроизведении возможна помощь, возможны ошибки, наблюдается снижение объема памяти ; с помощью педагога узнает звуки природных явлений, мелодии, может воспроизвести знакомые мелодии | Запоминает расположение 2-3 бытовых предметов, картинок, движений, стуков; при воспроизведении возможны ошибки; с помощью педагога находит изменения в расположении предметов, картинок; по просьбе может воспроизвести мелодию | Удерживает в памяти эталон предметов, без ошибок находит изменения в 2-3 картинках, предметах; воспроизводит 2-3 удара; запоминает слова, стихи, танцевальные движения; при воспроизведении возможны ошибки |
Внимание | Непродолжительно удерживает внимание на человеке, предмете, звуке; с активной помощью педагога может находить определенные предметы, игрушки, фигуры конкретной формы | С помощью педагога может находить определенные фигуры из предложенного ряда, сопоставлять части и целое, находить одинаковые предметы, воспроизводить хлопки; при прослушивании сказки часто отвлекается | С незначительной помощью педагога выполняет задания; слушает инструкцию; при прослушивании сказки наблюдается утомление | Самостоятельно выполняет задания; слушает инструкцию, сказку до конца |
Моторика | ||||
Общая | ||||
Ходьбы, бег, прыжки | С посторонней помощью может выполнять основные движения; движения слабо координированные, неточные | Может отраженно выполнять основные движения; движения неточно координированные | Привычные движения выполняет хорошо, новые запоминает с трудом, при их усвоении нужна длительная помощь | Хорошо выполняет основные движения, может регулировать их силу, движения точные, хорошо координированные, плавные |
Мелкая | ||||
Выполнение бытовых действий | Может выполнять элементарные бытовые действия (взять, отдать) | Выполняет основные бытовые действия; не удерживает в памяти весь алгоритм задания | Выполняет действия с незначительной помощью взрослого | Самостоятельно выполняет все бытовые действия |
Зрительно-двигательная координация | Не следит глазами за передвижением карандаша, игрушки | Следит за предметом не продолжительное время, теряет ориентир | Прослеживает глазами движение предмета сегментарно, может нарисовать линию от заданных точек, следит за своими действиями с игрушками | Движения точные, хорошо координированные, плавные, присутствует зрительный контроль |
Рисование прямых и волнистых линий | Возможно непроизвольное проведение линий | Выполняет задание сопряженно с педагогом | Проводит линии отличающиеся от образца размером, формой и расположением или проводит по пунктирам, точкам | Выполняет задание самостоятельно в соответствии с образцом |
Штриховка | -//- | -//- | При проведении линий не соблюдает интервала, направления, границы контура | -//- |
Закрашивание | Возможно не произвольное проведение линий | При закрашивании не соблюдает направления, границы контура; нажим не равномерный | Соблюдает контур рисунка, меняет направление | Видит внутреннюю область, закрашивает, не выходя за контуры |
Речь | ||||
Восприятие речи | ||||
Понимание невербальных средств | Реагирует на невербальные проявления, направленные на него | Понимает ярко выраженные проявления невербального поведения, направленного на него | Понимает невербальное поведение находящихся рядом людей | Адекватно реагирует на невербальные средства коммуникации |
Понимание обращенной речи | Воспринимает речь, понимает ее на ситуативном уровне, требуется поддержка в виде жестов | Номинативно-предикативный уровень понимания речи: понимает обращенную речь на бытовом уровне, состоящую из простых фраз и сопровождаемую невербальными средствами или наглядностью | Предикативный уровень понимания речи: хорошо понимает простую фразу | Предикативно-атрибутивный уровень понимания речи: понимает содержание 2-3 фраз, значение часто употребляемых прилагательных; понимание речи выходит за рамки быта |
Связная речь | ||||
Активный словарь | Использует отдельные звуки, слова, часто вырванные из контекста | Номинативно-предикативный уровень сформированности словаря: в речи присутствует предметно-глагольная лексика бытового содержания | Предикативный уровень сформированности словаря : использует слова бытового содержания, обозначающие предметы, действия, признаки предметов | Предикативно-атрибутивный уровень сформированности словаря: словарь выходит за рамки быта, использует в речи слова обобщенно-группового содержания |
Собственная речь | Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, лепетные слова, звукоподражания, часто оторванные от контекста | Использует простые структурно нарушенные аграмматичные фразы | Использует простые структурно нарушенные аграмматичные фразы, часто употребляемые прилагательные | Фраза полная распространенная, иногда аграмматичная |
Коммуникативная функция речи | Возможен эмоциональный контакт | Обращается с просьбой и отвечает на вопросы с помощью доступных и невербальных средств | Вопросы и ответы аграмматичные, но содержат необходимую информацию; может поддержать беседу | Вопросы и ответы развернутые, возможны аграмматизмы; активен в диалоге |
Представления о себе и окружающем мире | ||||
Представления о себе («я», части тела) | Возможна реакция на свое имя | Знает имя, фамилию, основные части тела | Знает имя, фамилию, пол, части тела; может путать возраст | Знает имя, фамилию, возраст, пол, части тела |
Знания об окружающих людях | Знает внешний облик и некоторые имена близких и окружающих людей | Хорошо различает внешне и по именам близких и окружающих людей | Хорошо знает близких людей, детей и сотрудников учреждения: их внешность, имена | Хорошо знает близких людей, детей и сотрудников учреждения: их внешность, имена; ориентируется в должностях |
Знание предметов окружающего мира (по лексическим темам) | Знает постоянно употребляемые предметы бытового назначения | Узнает распространенные предметы и явления по основным лексическим темам | Сформированны обобщающие понятия; называет предметы и явления по основным лексическим темам; с помощью педагога дает качественную характеристику предметов и явлений | Знает функциональное назначение и групповую принадлежность предметов и явлений; называет составные части предмета; дает качественную характеристику предметов и явлений |
Ориентировка в ближайшем социуме | Ориентируется в назначении основных помещений школы, дома. | Хорошо ориентируется в помещениях школы, дома; знает назначения основных помещений | Хорошо ориентируется в помещениях школы, дома, знает расположение, название и назначение служб | Хорошо ориентируется в помещениях школы, дома, знает расположение, название и назначение служб, кабинетов сотрудников |
Ориентировка в социуме города | Различает помещения и улицы; в социуме города полностью зависим от посторонней помощи | Соблюдает алгоритм поведения в социуме только с посторонней помощью | Осознанно относится к соблюдению правил поведения в социуме; знает назначение основных его объектов, необходима помощь при соблюдении алгоритма поведения в социуме | Осознанно относится к соблюдению правил поведения в социуме; знает назначение основных его объектов, необходима подсказка в процессе выполнения последовательных действий |
Элементарные математические представления | ||||
Объемные формы | ||||
Шар, куб, кирпич, конус, цилиндр | Возможна положительная реакция на шар, куб | Запоминает некоторые объемные формы (шар, куб); выделяет их из ряда форм, сличает с образцом | Узнает объемные формы по названию | Сам называет, узнает по внешнему виду, свойствам, игровым действиям, с помощью ощупывания |
Геометрические фигуры | ||||
Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник | Возможна продолжительная реакция на круг, квадрат | Запоминает некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); выделяет их из ряда фигур, сличает с образцом | Узнает геометрические фигуры по названию | Сам называет, узнает геометрические фигуры по внешнему виду, находит их в предметах |
Цвет | ||||
Красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оттенки | Возможна продолжительная реакция на любимый цвет | Показывает 1-2 цвета, сличает их с образцом | Знает основные цвета | Цвета не путает знает их оттенки |
Величина | ||||
Большой-маленький; высокий-низкий; длинный-короткий; широкий-узкий; толстый-тонкий | С помощью педагога может выделять предметы большого, маленького размеров | С помощью педагога может дифференцировать некоторые размеры (большой, маленький, высокий, низкий) | Нужна помощь при определении величины предмета, но в речи использует понятия «большой», «маленький» | С незначительной подсказкой определяет величину предметов; знает контрастные значения величины предметов |
Временные представления | ||||
Времена года | Возможна продолжительная реакция на некоторые признаки времен года | С помощью педагога различает признаки текущего времени года | Различает контрастные времена года: лето, зиму, фиксирует некоторые сезонные изменения в жизни людей | Знает времена года, их последовательность, характерные признаки |
Части суток | Возможна адекватная реакция на режимные моменты, происходящие в определенное время суток | Различает день, ночь с помощью педагога | Умеет соотносить части суток с режимом дня | Соотносит части суток с режимом дня, деятельностью детей, движением ночного и дневного светил |
Количество предметов | ||||
Восприятие количества: ни одного, один, много | С помощью педагога может выполнить задание: « дай один» | Может выполнить заданий: «дай один» | Может показать один предмет, много предметов | Использует понятия «ни одного», «один», «много» |
Выделение предметов из множества | С помощью педагога может выделить предмет из множества по одному заданному признаку | Может выделить предметы из множества по одному заданному признаку | С помощью педагога может выделить одинаковые предметы из множества по двум признакам | Может выделить группу предметов по цвету, форме |
Продуктивная деятельность | ||||
Лепка | Может пассивно выполнять действия сопряженным способом | С помощью педагога может отраженно поэтапно выполнять задания | Владеет основными приемами лепки, выполняет задания отраженно, по образцу | Владеет приемами лепки, может выполнять задания по образцу и собственному замыслу |
Работа с бумагой | Может пассивно выполнять действия сопряженным способом | С помощью педагога может отраженно поэтапно выполнять задания | Владеет некоторыми умениями: мять, разглаживать, разрывать, выполняет задание отраженно, по образцу | Изготавливает аппликацию из 2-3 деталей по образцу |
Рисование предметов | Может непроизвольно проводить линии | Выполняет действия сопряженным и отраженным способами | Рисует предметы простой формы по образцу | Рисует предметы по памяти |
Игровая деятельность | ||||
Действия с предметами | Может пассивно выполнять действия сопряженным способом или не произвольно осуществлять некоторые базовые игровые действия | Выполняет базовые игровые действия по образцу и устной инструкции | Сформированы базовые игровые действия | Обследует предмет, выполняет действия с предметом по устной инструкции и самостоятельно |
Конструирование | Возможны манипуляция деталями или пассивное сопряженное выполнение элементарных построек | Выполняет отраженным способом; доступно самостоятельное выполнение элементарных построек | Выполняет по показу и образцу | Доступно выполнение по словесной инструкции и собственному замыслу |
Настольные игры | Возможно пассивное участие в игре; задание не понимает, манипулирует деталями | Не понимает сути игры, выполняет последовательные действия под руководством взрослого | Необходимо объяснение последовательности действий в процессе игры | Самостоятельная игра |
Сюжетно-ролевые игры | Возможно пассивное или частичное выполнение роли с помощью педагога | Не ориентируется в содержании игры; поведение ролевое, использует атрибуты, игры регулируются и организуются взрослым; выполняет элементарные ролевые игры | Ориентируется в общем содержании игры; самостоятельно использует атрибуты, элементарную ролевую речь; доступно ролевое поведение; с партнерами взаимодействует | Может самостоятельно организовать ролевое поле и ввести сюжет игры, изменять ролевое поведение; активно взаимодействует с партнерами |
Подвижные игры | Возможны пассивное передвижение по игровому полю и сопряженное выполнение действий | Не понимает сути игры, последовательности действий; правила соблюдает при активной помощи педагога | Ориентируется в содержании игры; может нарушать правила; необходима помощь педагога | Активен в игре, может самостоятельно организовать игровое поле и игру |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОТОКОЛ дефектологического обследования знаний, умений, навыков учащихся.
Протокол дефектологического обследования знаний ,умений ,навыков учащихся....
Протокол дефектологического обследования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Протокол дефектологического обследования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Протокол дефектологического обследования
Протокол дефектологического обследования 2 класс на начало учебного года...
Протокол дефектологического обследования детей с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
При обследовании необходимо учитывать следующие показатели:Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).Принятие заданий: пони...
Протокол дефектологического обследования
дефектологическое обследование...
Протокол дефектологического обследования
Это дефектологическое обследование поможет дефектологам при обследовании выявить возможномсти или отставания ребенка в обучении...
Протокол дефектологического обследования
Основная задача диагностики - прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. В публикации представлен материал для проведе...