Рабочая програма по подготовке детей к школе «От слова к букве. Готовим руку к письму»
рабочая программа на тему

Прусакова Екатерина Анатольевна

Рабочая программа, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_detey_k_shkole.docx895.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

по подготовке детей к школе

«От слова к букве.

Готовим руку к письму»

Пояснительная записка

         Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена данная программа, которая поможет подготовить детей к школе. Разнообразные практические задания развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют его кругозор. Таким образом, программа имеет социально- педагогическую направленность.

Актуальность программы

         «Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Педагогическая целесообразность  средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся.

      Цель программы – развитие познавательной сферы старшего дошкольника средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.

Программа решает следующие задачи:

  1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
  2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
  3. Развивать воображения детей, произвольность внимания;
  4. Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев,
  5. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи,
  6. Совершенствование речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков; совершенствование умения составлять рассказ по картинке;
  7. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).
  8. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.

           Отличительной особенностью программы  является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.

Возраст обучающихся 6-7 лет.

Основная форма занятий - групповое  занятие.

Режим занятий:

2 раза в неделю по 1 часу, всего 54 часа


Основные принципы организации занятий:

  • Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  • Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
  • Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Ожидаемые результаты.

Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.

Формы контроля:

  • Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
  • Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
  • Результаты выполнения диагностических заданий.

Формы подведения итогов:

  • Обратная связь.
  • Открытое занятие с детьми и их родителями.
  • Консультации для родителей.

         

          

К концу обучения дети должны ЗНАТЬ:

  • правила и нормы поведения обучающихся в школе;
  • звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем).

Учащиеся должны УМЕТЬ:

  • делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.

   -    различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • определять ударный слог в слове;
  • вычленять слова из предложений;

   -    сравнивать предметы по размеру и форме;

  • знать расположение предметов (вверху, внизу, слева, справа, перед, за, между);

В период обучения особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитания у них положительного отношения к учебе.

Использовать приобретенные ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ в практической деятельности и повседневной жизни:

- для  грамотного использования слов в речи;

- для правильного построения предложений;

- для составления небольших связных по смыслу  текстов, рассказов;

- для умения ориентироваться по клеточкам в тетради.

Литература для педагога

  1. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте.- СПб.,2005
  2. Завязки, О.В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
  3. Кутявина, И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  4. Кутявина, И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  5. Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: Чтение и письмо- Москва,2011

Литература для обучающихся

  1.  Н.А Федосова «Готовлюсь к письму»
  2. Крылова О.Н. Знакомство с грамотой и окружающим миром: Рабочая тетрадь.- М.: Издательство «Экзамен»,2010
  3. Федосова Н.А. От слова к букве. Учеб. пособие для подог. детей к школе.-М.: Просвещение,2009

Тематическое  планирование

№ п.п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1.

Путешествие в страну Знаний.

Обведение контуров.

1

2.

Устная и письменная речь. Мир звуков и знаков.

1

3.

Предложение.

1

4.

Предмет и слово.

1

5.

Деление слов на слоги. Ударение.

1

6.

Гласные и согласные звуки.

1

7.

Гласные буквы А, а; звук (а)

1

8.

Гласные буквы О, о; звук (о)

1

9.

Гласные буквы И, и; звук (и)

1

10.

Гласная буква ы; звук (ы)

1

11.

Гласные буквы У, у; звук (у)

1

12.

Буквы Н, н; звуки (н), (н)

1

13.

Буквы С, с; звуки (с), (с)

1

14.

Буквы К, к; звуки (к), (к)

1

15.

Буквы Т, т; звуки (т), (т)

1

16.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Т, т.

1

17.

Буквы Л, л; звуки (л), (л)

1

18.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Л, л.

1

19.

Буквы Р, р; звуки (р), (р)

1

20.

Буквы В, в; звуки (в), (в)

1

21.

Гласные буквы Е, е; звуки (й э)

1

22.

Буквы П, п; звуки (п), (п)

1

23.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами П, п.

1

24.

Буквы М, м; звуки (м), (м)

1

25.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами М, м.

1

26.

Буквы З, з; звуки (з), (з)

1

27.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами З, з.

1

28.

Буквы Б, б; звуки (б), (б)

1

29.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Б, б.

1

30.

Буквы Д, д; звуки (д), (д)

1

31.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Д, д.

1

32.

Гласные буквы Я, я; звуки (й а)

1

33.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Я, я.

1

34.

Буквы Г, г; звуки (г), (г)

1

35.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Г, г.

1

36.

Буквы Ч, ч; звук (ч)

1

37.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Ч, ч.

1

38.

Буква ь –показатель мягкости согласных звуков.

1

39.

Чтение  слов , предложений с буквой ь.

1

40.

Разделительный мягкий знак.

1

41.

Буквы Ш, ш; звук (ш)

1

42.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами Ш, ш.

1

43.

Буквы Ж, ж; звук (ж)

1

44.

Чтение слогов, слов , предложений с буквами  ж, ш.

1

45.

Гласные буквы Ё, ё; звуки (й о)

1

46.

Буквы Й, й; звук (й)

1

47.

Буквы Х, х; звуки (х), (х)

1

48.

Гласные буквы Ю, ю; звуки (й у)

1

49.

Буквы Ц, ц; звук (ц)

1

50.

Буквы Э, э; звук (э)

1

51.

Буквы Щ, щ; звук (щ)

1

52.

Буквы Ф, ф; звуки (ф), (ф)

1

53.

Ъ  разделительный знак.

1

54.

Как хорошо уметь читать!

1

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для подготовки детей к школе.

Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа + пояснительная записка по подготовке детей к школе (обучение грамоте,математика, письмо)...

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...

Рабочая программа "Готовим руку к письму"

Программа   «Готовим руку к письму»   – это первые шаги в изучении учебного материала по обучению грамоте. Данная программа позволяет формировать у обучающихся...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...

Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...