Рабочая програма по подготовке детей к школе «От слова к букве. Готовим руку к письму»
рабочая программа на тему
Рабочая программа, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_detey_k_shkole.docx | 895.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
по подготовке детей к школе
«От слова к букве.
Готовим руку к письму»
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена данная программа, которая поможет подготовить детей к школе. Разнообразные практические задания развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют его кругозор. Таким образом, программа имеет социально- педагогическую направленность.
Актуальность программы
«Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?» Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в старшем дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Педагогическая целесообразность – средствами психологических игр и упражнений, создать условие для максимального развития познавательной сферы обучающихся.
Цель программы – развитие познавательной сферы старшего дошкольника средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.
Программа решает следующие задачи:
- Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
- Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия;
- Развивать воображения детей, произвольность внимания;
- Развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев,
- Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи,
- Совершенствование речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков; совершенствование умения составлять рассказ по картинке;
- Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).
- Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенку предлагаются задания не учебного характера. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает старших дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, подготовки руки к письму.
Возраст обучающихся 6-7 лет.
Основная форма занятий - групповое занятие.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 1 часу, всего 54 часа
Основные принципы организации занятий:
- Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
- Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.
Ожидаемые результаты.
Данный систематический курс должен создать условия для развития у детей познавательных интересов. Вызвать у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Предполагается становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованных беспокойств.
Формы контроля:
- Степень помощи, которую оказывает взрослый обучающемуся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно выше развивающий эффект занятий;
- Поведение обучающихся на занятие: живость, активность, заинтересованность;
- Результаты выполнения диагностических заданий.
Формы подведения итогов:
- Обратная связь.
- Открытое занятие с детьми и их родителями.
- Консультации для родителей.
К концу обучения дети должны ЗНАТЬ:
- правила и нормы поведения обучающихся в школе;
- звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем).
Учащиеся должны УМЕТЬ:
- делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- определять ударный слог в слове;
- вычленять слова из предложений;
- сравнивать предметы по размеру и форме;
- знать расположение предметов (вверху, внизу, слева, справа, перед, за, между);
В период обучения особое значение приобретают согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитания у них положительного отношения к учебе.
Использовать приобретенные ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ в практической деятельности и повседневной жизни:
- для грамотного использования слов в речи;
- для правильного построения предложений;
- для составления небольших связных по смыслу текстов, рассказов;
- для умения ориентироваться по клеточкам в тетради.
Литература для педагога
- Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте.- СПб.,2005
- Завязки, О.В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
- Кутявина, И.Г.Тесты для детей: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
- Кутявина, И.Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И.Г. Кутявина. - Москва, 2006.
- Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: Чтение и письмо- Москва,2011
Литература для обучающихся
- Н.А Федосова «Готовлюсь к письму»
- Крылова О.Н. Знакомство с грамотой и окружающим миром: Рабочая тетрадь.- М.: Издательство «Экзамен»,2010
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учеб. пособие для подог. детей к школе.-М.: Просвещение,2009
Тематическое планирование
№ п.п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Путешествие в страну Знаний. Обведение контуров. | 1 | |
2. | Устная и письменная речь. Мир звуков и знаков. | 1 | |
3. | Предложение. | 1 | |
4. | Предмет и слово. | 1 | |
5. | Деление слов на слоги. Ударение. | 1 | |
6. | Гласные и согласные звуки. | 1 | |
7. | Гласные буквы А, а; звук (а) | 1 | |
8. | Гласные буквы О, о; звук (о) | 1 | |
9. | Гласные буквы И, и; звук (и) | 1 | |
10. | Гласная буква ы; звук (ы) | 1 | |
11. | Гласные буквы У, у; звук (у) | 1 | |
12. | Буквы Н, н; звуки (н), (н) | 1 | |
13. | Буквы С, с; звуки (с), (с) | 1 | |
14. | Буквы К, к; звуки (к), (к) | 1 | |
15. | Буквы Т, т; звуки (т), (т) | 1 | |
16. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Т, т. | 1 | |
17. | Буквы Л, л; звуки (л), (л) | 1 | |
18. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Л, л. | 1 | |
19. | Буквы Р, р; звуки (р), (р) | 1 | |
20. | Буквы В, в; звуки (в), (в) | 1 | |
21. | Гласные буквы Е, е; звуки (й э) | 1 | |
22. | Буквы П, п; звуки (п), (п) | 1 | |
23. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами П, п. | 1 | |
24. | Буквы М, м; звуки (м), (м) | 1 | |
25. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами М, м. | 1 | |
26. | Буквы З, з; звуки (з), (з) | 1 | |
27. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами З, з. | 1 | |
28. | Буквы Б, б; звуки (б), (б) | 1 | |
29. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Б, б. | 1 | |
30. | Буквы Д, д; звуки (д), (д) | 1 | |
31. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Д, д. | 1 | |
32. | Гласные буквы Я, я; звуки (й а) | 1 | |
33. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Я, я. | 1 | |
34. | Буквы Г, г; звуки (г), (г) | 1 | |
35. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Г, г. | 1 | |
36. | Буквы Ч, ч; звук (ч) | 1 | |
37. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Ч, ч. | 1 | |
38. | Буква ь –показатель мягкости согласных звуков. | 1 | |
39. | Чтение слов , предложений с буквой ь. | 1 | |
40. | Разделительный мягкий знак. | 1 | |
41. | Буквы Ш, ш; звук (ш) | 1 | |
42. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами Ш, ш. | 1 | |
43. | Буквы Ж, ж; звук (ж) | 1 | |
44. | Чтение слогов, слов , предложений с буквами ж, ш. | 1 | |
45. | Гласные буквы Ё, ё; звуки (й о) | 1 | |
46. | Буквы Й, й; звук (й) | 1 | |
47. | Буквы Х, х; звуки (х), (х) | 1 | |
48. | Гласные буквы Ю, ю; звуки (й у) | 1 | |
49. | Буквы Ц, ц; звук (ц) | 1 | |
50. | Буквы Э, э; звук (э) | 1 | |
51. | Буквы Щ, щ; звук (щ) | 1 | |
52. | Буквы Ф, ф; звуки (ф), (ф) | 1 | |
53. | Ъ разделительный знак. | 1 | |
54. | Как хорошо уметь читать! | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для подготовки детей к школе.
Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...
Рабочая программа по подготовке детей к школе
Рабочая программа + пояснительная записка по подготовке детей к школе (обучение грамоте,математика, письмо)...
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...
Рабочая программа "Готовим руку к письму"
Программа «Готовим руку к письму» – это первые шаги в изучении учебного материала по обучению грамоте. Данная программа позволяет формировать у обучающихся...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Планета загадок"...
Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...