Готовим руку к письму
статья (1 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obucheniyu_pismu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим руку к письму

Учитель начальных классов Филиппова Л.В.

Учителя начальных классов, а именно первоклассников сталкиваются с трудностями при обучении письму. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Меня насторожил такой явный признак недостаточной работы пальцев рук. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 6-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 6-7 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Поэтому в нашей школе открыта « Школа будущего первоклассника»,где на занятиях особое внимание уделяется подготовке руки к письму.

При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять своими руками, умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв, познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.

Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова и др.

На основе опытов работы вышеперечисленных педагогов, я составила и разработала систему упражнений, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму.

Работая с детьми в «Школе будущего первоклассника» особое внимание, уделяла сенсорному воспитанию детей. Начала свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе использовала основной принцип дидактики от простого – к сложному.

Для начала занятий выбирала более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев. Приложение 1.

Все упражнения проводила в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяла расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).

К середине учебного года я со своими детьми перешла к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно. Приложение 1.

Конечно, моя работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляла упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовала в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяла на развитие навыков самообслуживания в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.

В качестве первых шагов детей в подготовке руки к письму предложила детям серию упражнений (заимствовали из книги Л. Роговина “Хочу сделать сам”), которые ребенок выполняет, копируя движения взрослого.

Для начала брала упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук. Приложение 1. “Пальчиковая гимнастика”.

Проводила с ними такие же упражнения, но с усложнением. Например: упражнение “Два дрозда”: руки детей сжаты в кулачки. Они произносят слова и выполняют действия. “На ветке сидят два маленьких дрозда – Пит и Поль (руки перед собой сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх). Улетай, Пит! Улетай, Поль! (дети то прячут пальцы, то вновь их показывают) (Приложение 1 “Пальчиковая гимнастика для детей четырех лет”). Также использовала в работе с детьми такие упражнения, как: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание, лентоплетение из ниток; завязывание узелков; нанизывание бусинок; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп.

Когда дети перешли в 1 класс работа по подготовке руки к письму усложнилась. Для начала я разучили с ними гимнастику для рук. Эту гимнастику мы выполняли перед началом занятий.

Для подготовки руки к письму предлагала детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Приложение 2.

При раскрашивании познакомила детей с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, но штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.

Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей ещё на подготовительных курсах, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо. Приложение 3.

Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдала за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Детям предлагала задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например: плетение ковриков из бумажных полос). Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии “Сделаем бусы”. Мои дети разрезали прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них они скручивали в виде бусины, конец ее проклеивали. Готовые бусины нанизывали на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигагельной координации, аккуратности, настойчивости, т.e. качеств, необходимых для письма. Приложение 4.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Я проводила постоянные занятия аппликацией, на которых учили детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляли целые композиции-аппликации. Приложение 5.

Также с детьми мы познакомились с рабочей строкой и правилами работы с ней. Дети учились работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.

На подготовительных занятиях ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Приложение 6. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Для того чтобы заинтересовать детей и оживить их однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять, использовали забавные стихи. Приложение 7. Делая тот или иной рисунок, дети не только выполняли движение рукой, но и включали в работу речевой и слуховой анамуаторы, тренировали память.

В процессе своей работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. Но мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывала затруднения, я точками намечала предстоящую работу. С помощью этой опоры дети учились правильно нести линию, не “выезжая” за клетку. К новому рисунку мы не переходили до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработано. Целью графических упражнений ставила: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

В 1 классе продолжила свою работу по подготовке руки к письму. Продолжали с детьми закреплять навыки самообслуживания, добавив к этому сервировку стола, что тоже способствует развитию координированных движений руки. Продолжаем развивать ручную умелость на уроках по ИЗО , только более усложненную. Занимаемся конструированием из бумаги, способом оригами. Приложение 8. Продолжаем заниматься пальчиковой гимнастикой, используя теневой театр. Приложение 9.

И, конечно же, большое внимание уделяла на развитие графических навыков. Продолжали учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); учили штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Использовали такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”. Приложение 10.

Применяли на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук.

На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.

А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 75% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

 Литература

1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 1998 г.

2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000.

4. Т.С. Голубина “Чему научит клеточка” 2005 Москва . Мозаика - Синтез

5. . Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

6. Е.А. Нефедова О.В. Уварова “Готовимся к школе”

7. Роговин “Хочу сделать сам” М., Педагогика 1984

8. Савина Л.II. “Пальчиковая гимнастика для развития дошкольника”

9. Цвынтарный В.В. “Играем пальчиками и развиваем речь

 Журналы:

Варенцова Н.C. “Первые шаги в грамоте” Д В 1993 №12

Е. Карельская “Веселые прописи” Д/в 2000 - №2,4

Федосова Н.А. “Читаю и пишу: от рисунка к букве” начальная школа 1987 г. №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовим руку к письму

Рисунки, узоры для детей 6-7 лет...

готовим руку к письму

данные упражнения помогут взрослым организовать ребёнка, заинтересовать, а ребёнку  - приготовить руку к письму букв...

Готовим руку к письму

Увлекательные картинки, которые позволят подготовить руку к письму...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зерк...

Готовим руку к письму

Упражнения для подготовки руки к письму. Штриховка играет огромную роль для развития мелкой моторики учащихся....

Готовим руку к письму

школа для дошкольников...