урок речевой практики по теме "С днём рождения!"
план-конспект урока (2 класс)

Цель: создание условий для  формирования навыка связного устного высказывания на основе знакомства с некоторыми традициями празднования дня рождения.

Задачи: формировать навык  речевых действий при вручении и получении подарка, учить строить реплики-поздравления разным людям, закреплять знание даты рождения, умение произносить поздравления с торжественной интонацией, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx31.91 КБ
Файл r.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С днем рождения!

Цель: создание условий для  формирования навыка связного устного высказывания на основе знакомства с некоторыми традициями празднования дня рождения.

Задачи: формировать навык  речевых действий при вручении и получении подарка, учить строить реплики-поздравления разным людям, закреплять знание даты рождения, умение произносить поздравления с торжественной интонацией, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Формируемые компетенции: осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, самостоятельность в выполнении учебных заданий, умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик), умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;  умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения принимать цели и произвольно включаться в деятельность;  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Оборудование: ноутбук, проектор, предметные и сюжетные картинки, подвесная рейка, фишки для оценивания, «чашки с чаем» из картона и бумаги, коробка с «подарком», игрушки - посуда, фишки, юла.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

  1. Организация начала урока.

Цель: создание условий для организации работы учащихся на уроке.

Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой на урок, формировать навыки поведения на уроке, повышать мотивацию к обучению.

Ответ детей:

-Вот так! (при этом выполняют действия по смыслу)

Учащиеся совместно с учителем называют правила поведения на уроке.

Психологический настрой «Как живешь?»

Учитель задаёт вопросы.

-Как живёшь?

-Как идёшь?

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берёшь?

-Как даёшь?

-Как молчишь?

-Как сидишь?

Повторение правил поведения на уроке.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Осознание себя как ученика.

Навык контроля.

Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: создание условий для подготовки учащихся к формированию новых навыков речевых действий.

Задачи: формирование навыка правильного дыхания, развитие речевого аппарата, чёткости произношения, закреплять знание даты рождения, умение произносить поздравления с торжественной интонацией, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Просмотр учащимися отрывка из мультфильма «Малышарики. Поздравляю!», ответ на вопрос учителя.

Дети выполняют упражнения совместно с учителем.

Дети проговаривают скороговорку.

1, 2гр-с торжественной интонацией, 3-выговаривая правильно звуки.

Учащиеся подбегают  к картинкам с изображением времён года ,расположенным  в пространстве класса, называют дату своего дня рождения.

Учащиеся раскручивают юлу, на кого укажет стрелка, того поздравляют. 3гр.-по образцу учителя.

- О каком празднике идёт речь?

Организация и проведение артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие правильного дыхания.

 «День рождения язычка» игра.

Упражнения «Помыть пол» , «Надуть шары»,  «Испечь пирог» , «Остуди чай»,   «Прятки»,  «Лошадка».

Организация и проведение речевой разминки:

Принимаю поздравления и подарки в день рождения.

Оценивание-фишки.

Организация и проведение игры «Вспомни дату дня рождения».

Оценивание-фишки.

Упражнения в произнесении поздравления в адрес одноклассника с торжественной интонацией «Игра в случайность».

Оценивание-фишки.

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Правильное речевое дыхание. Правильная артикуляция.

Интонационная выразительность

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Коррекция и развитие  аналитико-синтетической деятельности.

Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: создание условия для формирования умения планировать свою деятельность

Задачи: учить ставить цели с опорой на схемы с помощью учителя, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе со схемами-опорами, стимулировать обучающихся к обучению.

Восприятие информации.

Определение задач урока на основе опор на вертушке с помощью учителя.

а) введение в тему

- Вас окружают разные люди. Учителя, родители, родственники, соседи, одноклассники и т.д.(на вертушке - карточки с изображением учителя, дедушки, ребёнка). У каждого человека есть день рождения. Если вы знаете, что у кого-то день рождения, нужно поздравить, человеку будет приятно.

 

б) объявление темы

Тема: С днем рождения!

в) целеполагание

- Как поздравить разных людей , какие слова говорить при  вручении  подарка - научу сегодня на уроке.

-Чему будете учиться на уроке?

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность

  1. Изучение нового.

Цель: создание условий для  формирования навыка связного устного высказывания на основе знакомства с некоторыми традициями празднования дня рождения.

Задачи: формировать навык  речевых действий при вручении и получении подарка, учить строить реплики-поздравления разным людям, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Слушают загадку, называют отгадку.

Участвуют в диалоге, используя слова на карточках (1, 2 группа).3, 4 группа-с помощью учителя.

Слушают загадку, называют отгадку.

Участвуют в диалоге, используя слова на карточках (1, 2 группа).3, 4 группа-с помощью учителя.

Участвуют в беседе.3, 4гр-с частичной помощью учителя.

Отвечают на  вопросы учителя.

Собирают картинки с изображением возможных подарков.

Участвуют в диалоге.

3, 4гр-с частичной помощью учителя.

Правильный ответ:

- Спасибо большое! Мне очень нравятся книги о животных!

Учащиеся водят хоровод, проговаривают слова  совместно с учителем, выполняют действия по смыслу.

«Отгадай загадку»

Добрый бородатый

Это папин папа. (дедушка)

- Как начать поздравление? Дальше можно произнести такие слова: от души…, от всей души…, горячо.., с радостью…, искренне…)   Что можно пожелать?

Проигрывание диалога «Поздравление».

Оценивание-фишки.

В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)

- Как начать поздравление? Что можно пожелать?

Проигрывание диалога «Поздравление».

Оценивание-фишки.

Организация и проведение беседы «Подарки на день рождения».

-Что делают после поздравления на дне рождения? Какие подарки дарили вам? Дарили вы? Лучший подарок тот, который сделали  своими руками.

Организация работы с учебником с.45

- Кто нарисован на картинке? Зачем ребята собрались

в этой комнате? У кого день рождения? Как догадались?

- Какие подарки приготовили гости?

Организация работы в группах «Собери картинки».

Оценивание-фишки.

Моделирование диалога между девочками с последующим вручением подарков.

-Что подарила девочке  подружка? О чем эта книга? Как догадались? Какие книги любит девочка? Посмотрите на книжные полки , нарисованные на картинке, попробуйте догадаться.

- Что могла сказать девочка? Было бы очень невежливо сказать , что уже есть такая книга, человеку было бы очень неприятно,  т.к. старался, выбирая подарок. Как правильно было бы ответить в этой ситуации?

Моделирование ситуации.

Оценивание-фишки.

Организация и проведение физминутки.

Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость.

Игра «Каравай»

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Коммуникативные навыки.

        

Умение работать с учебником.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Коммуникативные навыки.

Умение участвовать в диалоге.

Умение строить реплики-поздравления и ответные реплики.

Коммуникативные навыки.

.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: повторить и закрепить навык  речевых действий при вручении и получении подарка.

Задачи: закреплять умение строить реплики-поздравления  и ответные реплики на полученное поздравление, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Учащиеся  выполняют действия и строят фразы в соответствии с сюжетом игры с обучающей помощью учителя по мере необходимости.

Организация и проведение ролевой игры «День рождения друга», «День рождения бабушки» (поздравление, вручение подарка, представление гостей друг другу, комплименты, прощание).

Учитель распределяет роли, описывает сюжет, оказывает обучающую помощь при составлении реплик.

Оценивание-фишки.

Навык  речевых действий при вручении и получении подарка

Навык связного устного высказывания при праздновании дня рождения.

Коммуникативные навыки.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

  1. Подведение итогов и оценка работы обучающихся

Цель: создание условий для подведения итогов урока.

Задачи: формировать навык рефлексии, умение принимать оценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Подсчитывают фишки.

Организация рефлексии.

- Чему учились на уроке?  Какое задание понравилось больше? Трудно было? Какое задание было самым трудным?

Подсчет фишек.

Оценивание учащихся.

Вербальное и невербальное поощрение.

Навык рефлексии.

Умение оценивать свои действия, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.



Предварительный просмотр:

Тема: С днем рождения!

Цель: создание условий для  формирования навыка связного устного высказывания на основе знакомства с некоторыми традициями празднования дня рождения.

Задачи: формировать навык  речевых действий при вручении и получении подарка, учить строить реплики-поздравления разным людям, закреплять знание даты рождения, умение произносить поздравления с торжественной интонацией, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Формируемые компетенции: осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, самостоятельность в выполнении учебных заданий, умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик), умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;  умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения принимать цели и произвольно включаться в деятельность;  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Оборудование: ноутбук, проектор, предметные и сюжетные картинки, подвесная рейка, фишки для оценивания, «чашки с чаем» из картона и бумаги, коробка с «подарком», игрушки - посуда, фишки, юла.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

  1. Организация начала урока.

Цель: создание условий для организации работы учащихся на уроке.

Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой на урок, формировать навыки поведения на уроке, повышать мотивацию к обучению.

Ответ детей:

-Вот так! (при этом выполняют действия по смыслу)

Учащиеся совместно с учителем называют правила поведения на уроке.

Психологический настрой «Как живешь?»

Учитель задаёт вопросы.

-Как живёшь?

-Как идёшь?

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берёшь?

-Как даёшь?

-Как молчишь?

-Как сидишь?

Повторение правил поведения на уроке.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Осознание себя как ученика.

Навык контроля.

Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: создание условий для подготовки учащихся к формированию новых навыков речевых действий.

Задачи: формирование навыка правильного дыхания, развитие речевого аппарата, чёткости произношения, закреплять знание даты рождения, умение произносить поздравления с торжественной интонацией, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Просмотр учащимися отрывка из мультфильма «Малышарики. Поздравляю!», ответ на вопрос учителя.

Дети выполняют упражнения совместно с учителем.

Дети проговаривают скороговорку.

1, 2гр-с торжественной интонацией, 3-выговаривая правильно звуки.

Учащиеся подбегают  к картинкам с изображением времён года ,расположенным  в пространстве класса, называют дату своего дня рождения.

Учащиеся раскручивают юлу, на кого укажет стрелка, того поздравляют. 3гр.-по образцу учителя.

- О каком празднике идёт речь?

Организация и проведение артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие правильного дыхания.

 «День рождения язычка» игра.

Упражнения «Помыть пол» , «Надуть шары»,  «Испечь пирог» , «Остуди чай»,   «Прятки»,  «Лошадка».

Организация и проведение речевой разминки:

Принимаю поздравления и подарки в день рождения.

Оценивание-фишки.

Организация и проведение игры «Вспомни дату дня рождения».

Оценивание-фишки.

Упражнения в произнесении поздравления в адрес одноклассника с торжественной интонацией «Игра в случайность».

Оценивание-фишки.

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Правильное речевое дыхание. Правильная артикуляция.

Интонационная выразительность

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность. Коррекция и развитие  аналитико-синтетической деятельности.

Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: создание условия для формирования умения планировать свою деятельность

Задачи: учить ставить цели с опорой на схемы с помощью учителя, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе со схемами-опорами, стимулировать обучающихся к обучению.

Восприятие информации.

Определение задач урока на основе опор на вертушке с помощью учителя.

а) введение в тему

- Вас окружают разные люди. Учителя, родители, родственники, соседи, одноклассники и т.д.(на вертушке - карточки с изображением учителя, дедушки, ребёнка). У каждого человека есть день рождения. Если вы знаете, что у кого-то день рождения, нужно поздравить, человеку будет приятно.

 

б) объявление темы

Тема: С днем рождения!

в) целеполагание

- Как поздравить разных людей , какие слова говорить при  вручении  подарка - научу сегодня на уроке.

-Чему будете учиться на уроке?

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность

  1. Изучение нового.

Цель: создание условий для  формирования навыка связного устного высказывания на основе знакомства с некоторыми традициями празднования дня рождения.

Задачи: формировать навык  речевых действий при вручении и получении подарка, учить строить реплики-поздравления разным людям, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Слушают загадку, называют отгадку.

Участвуют в диалоге, используя слова на карточках (1, 2 группа).3, 4 группа-с помощью учителя.

Слушают загадку, называют отгадку.

Участвуют в диалоге, используя слова на карточках (1, 2 группа).3, 4 группа-с помощью учителя.

Участвуют в беседе.3, 4гр-с частичной помощью учителя.

Отвечают на  вопросы учителя.

Собирают картинки с изображением возможных подарков.

Участвуют в диалоге.

3, 4гр-с частичной помощью учителя.

Правильный ответ:

- Спасибо большое! Мне очень нравятся книги о животных!

Учащиеся водят хоровод, проговаривают слова  совместно с учителем, выполняют действия по смыслу.

«Отгадай загадку»

Добрый бородатый

Это папин папа. (дедушка)

- Как начать поздравление? Дальше можно произнести такие слова: от души…, от всей души…, горячо.., с радостью…, искренне…)   Что можно пожелать?

Проигрывание диалога «Поздравление».

Оценивание-фишки.

В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)

- Как начать поздравление? Что можно пожелать?

Проигрывание диалога «Поздравление».

Оценивание-фишки.

Организация и проведение беседы «Подарки на день рождения».

-Что делают после поздравления на дне рождения? Какие подарки дарили вам? Дарили вы? Лучший подарок тот, который сделали  своими руками.

Организация работы с учебником с.45

- Кто нарисован на картинке? Зачем ребята собрались

в этой комнате? У кого день рождения? Как догадались?

- Какие подарки приготовили гости?

Организация работы в группах «Собери картинки».

Оценивание-фишки.

Моделирование диалога между девочками с последующим вручением подарков.

-Что подарила девочке  подружка? О чем эта книга? Как догадались? Какие книги любит девочка? Посмотрите на книжные полки , нарисованные на картинке, попробуйте догадаться.

- Что могла сказать девочка? Было бы очень невежливо сказать , что уже есть такая книга, человеку было бы очень неприятно,  т.к. старался, выбирая подарок. Как правильно было бы ответить в этой ситуации?

Моделирование ситуации.

Оценивание-фишки.

Организация и проведение физминутки.

Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость.

Игра «Каравай»

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

Коррекция аналитико-синтетической деятельности.

Коммуникативные навыки.

        

Умение работать с учебником.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Умение вступать в контакт и работать в коллективе.

Коммуникативные навыки.

Умение участвовать в диалоге.

Умение строить реплики-поздравления и ответные реплики.

Коммуникативные навыки.

.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: повторить и закрепить навык  речевых действий при вручении и получении подарка.

Задачи: закреплять умение строить реплики-поздравления  и ответные реплики на полученное поздравление, корригировать и развивать мышление путём выполнения упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Учащиеся  выполняют действия и строят фразы в соответствии с сюжетом игры с обучающей помощью учителя по мере необходимости.

Организация и проведение ролевой игры «День рождения друга», «День рождения бабушки» (поздравление, вручение подарка, представление гостей друг другу, комплименты, прощание).

Учитель распределяет роли, описывает сюжет, оказывает обучающую помощь при составлении реплик.

Оценивание-фишки.

Навык  речевых действий при вручении и получении подарка

Навык связного устного высказывания при праздновании дня рождения.

Коммуникативные навыки.

самостоятельность в выполнении учебных заданий

  1. Подведение итогов и оценка работы обучающихся

Цель: создание условий для подведения итогов урока.

Задачи: формировать навык рефлексии, умение принимать оценку своей деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Подсчитывают фишки.

Организация рефлексии.

- Чему учились на уроке?  Какое задание понравилось больше? Трудно было? Какое задание было самым трудным?

Подсчет фишек.

Оценивание учащихся.

Вербальное и невербальное поощрение.

Навык рефлексии.

Умение оценивать свои действия, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок речевой практики по рассказу Л.Н. Толстого "Филипок"

Второй урок по теме. Проводится совместно с логопедом. Разрабатывался также совместно с учителем логопедом Куденковой Марией Николаевной. При необходимости возможно проводить и по одиночке. Включает в...

Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс

В докладе представлен материал по  проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью...

Конспект урока речевой практики по теме «Интонационная выразительность речи. Игровые интонационные ситуации»

Цели:- способствовать формированию у учащихся интонационной выразительности;- продолжить работу по формированию у учащихся разговорно-диалогической речи;- обогащать, уточнять и активизировать словарны...

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Технологическая карта урока речевой практики "Готовимся к Новому году"

Конспект урока предназначен для обучающихся 8 вида (класс разноуровневый). Учащиеся научатся строить простые предложения и короткие рассказы, отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение, образ...

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.

Урок и перемена. Конспект урока речевой практики.2 класс....

Урок речевой практики по теме " С днём рождения!"

Цель: создание условий для  формирования навыка связного устного высказывания на основе знакомства с некоторыми традициями празднования дня рождения.Задачи: формировать навык  речевых действ...