Мастер - класс на тему Особенности планирования и проведения уроков "Речевая практика" 1 класс
методическая разработка на тему
В докладе представлен материал по проведению уроков "Речевая практика" в 1 классе в образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер - класс | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснобаковская специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида»
Мастер- класс на ШМО начальных классов
Тема:
«Особенности планирования и проведения
уроков «Речевая практика»
Выполнила:
руководитель ШМО
Афоньшина С.А.
2016 г.
Цель мастер-класса: Повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проектирования уроков по предмету «Речевая практика» и построения урока по теме.
Задачи мастер-класса: Познакомить коллег с программными требованиями к предмету, дать представление о предмете. Показать конкретный пример проведения урока по теме.
Я начну свое выступление с общей характеристики предмета и особенностей планирования по предмету «Речевая практика», а затем плавно перейду на мастер - класс по теме «Построение урока по теме «Использование громкой и тихой речи в различных речевых ситуациях» в 1 классе.
Основная цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.
2.Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
3. Формирование выразительной стороны речи.
4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.
5.Воспитание культуры речевого общения.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование и дикция», «Выразительность речи», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», «Речь и его значение в жизни», материал которых постепенно расширяется и усложняется.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Речевая практика» имеет практическую направленность и способствует формированию социально значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта: развитие речи как средства общения, умения налаживать деловые и межличностные контакты.
Содержание раздела «Аудирование и дикция»предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов. Материал раздела «Аудирование и дикция» реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других разделов. В 3 классе у большинства детей уже совершенствуются просодические умения, а большинство из них посещают логопедические занятия, содержание раздела рассчитано на 1 и 2 год обучения. Работа по совершенствованию невербальных компонентов речи обучающихся продолжается в разделе «Выразительность (эмоциональность) речи». Темы раздела «Сила голоса», «Темп речи», «Интонация», «Мимика и жесты» соответствуют основной теме урока и являются предметом отдельного разговора на нем. Для работы над каждой темой отводится несколько уроков, как в начале четверти, так и в течение её. На этих уроках идет знакомство и тренировка в использовании того или иного средства выразительности, а во время работы над речевой ситуацией проводится закрепление полученных интонационных или мимических умений. Ведущим является раздел «Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания». На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Чтобы провести ролевую игру по теме речевой ситуации, необходима специальная подготовка, которая заключается в активизации, уточнении и обогащении словаря, совершенствования структуры предложения и развития умения строить связное высказывание. Раздел «Культура общения» предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями. В 3-4 классах в программу вводится раздел «Речь и его значение в жизни», задачи которого обобщение наблюдений обучающихся за речью и речевым общением как на уроках, так и в повседневной жизни.
Я перехожу к мастер - классу и начну его с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «урок «Речевая практика» в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »
Орг.момент. Каким он может быть?
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает.
На уроке по теме «Использование громкой и тихой речи в различных речевых ситуациях» в этап орг.момента я включаю задание «Прослушайте запись(включаю запись тихой речи детей). Что вы слышите? (включаю запись речевых высказываний различной громкости) Что вы слышите?
Формулировка темы и цели урока: Сегодня мы будем учиться распознавать громкую и тихую речь и употреблять ее адекватно речевой ситуации.
Актуализация опорных знаний
Включаем запись стихотворения А.Барто «Мячик»
Как плачет Таня?(Таня плачет громко)
Какая речь у людей, которые её успокаивают?( Тихая)
Какие жесты могут использовать они, успокаивая Таню? (приставляют палец к губе, гладят по голове)
Анализ пиктограмм, изображающих громкоговорящего и тихо говорящего человека(рот в овале, рот – прямая линия). Ребята соотнося пиктограммы с героями стихотворения А.Барто.
Артикуляционная гимнастика
Сейчас один из вас будет в роли Тани, а другой в роли тех, кто ее успокаивает. Для этого будем произносить звуки «а», «у» так: Таня протяжно громко, успокаивающие её – протяжно тихо. (Затем дети меняются)
Знакомство с новой темой.
1.На доске герои сказки «Теремок»
Из какой сказки эти герои.
2.Обсуждение характеров героев (конструирование и переконструирование предложений) по схемам.
Картинка мышки и схемы размер, голос
(Мышка маленькая, серая, пищит)
Какой может быть речь у героя в сказке? (дети показывают нужную пиктограмму)
Картинка лягушки – квакушки и схемы размер, цвет, повадки, голос
(Лягушка маленькая, зеленая, квакает)
Какой может быть речь у героя? (дети показывают соответствующую пиктограмму) и т. д. о каждом герое.
Физкультминутка
Вышли мышки как-то раз (шаг на месте)
Посмотреть, который час. (повороты головы вправо – влево)
Вдруг раздался громкий звон, (присели и свернулись в клубок)
Убежали мышки вон! (встали, бег на месте)
Закрепление.
1.Прослушивание сказки «Теремок» и обсуждение речи героев.
2.Игра «Давай познакомимся» с использованием громкой речи
-Меня зовут мышка, а ты кто?
Меня зовут лягушка, а ты кто? и т.д.
Ребята, а можно ли здороваться тихо? Только
Рефлексия (уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся; оцениваем вместе с детьми урок: здесь можно использовать метод незаконченного предложения; сравниваем успехи относительно его самого) «Сегодня ты работал лучше, чем вчера».
Литература.
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011 год, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская)
2.Комарова С.В. Устная речь. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)- М.: Просвещение, 2011.
3.Комарова С.В., Головкина Т.М., Саакян С.В. Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – М.: Просвещение, 2014.
4. Комарова С.В., Ефимова Т.А. Уроки устной(разговорной) речи в 1-4 классах специальной (коррекционной)школы 8вида// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2006.- №6. - С.29-35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"
В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....
Благодарность за проведение мастер-класса по теме "Организация работы с одаренными детьми"
Благодарность за проведение Мастер-класса...
Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».
Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...
Мастер-класс для учителей по проведению урока математики в 1 классе по теме "Ломаная линия" (УМК "Школа России")
Презентация мастер-класса для учителей по уроку математики в 1 классе на тему "Ломаная линия". Выделены цели и задачи урока, отражены этапы урока....