Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у детей младшего школьного возраста
консультация

Русакова Ольвия Михайловна

Формирование навыков фонематического анализа одна из важных задач. Нарушение фонематического слуха могут быть и основным механизмом акустической дисграфии и фонематической дислексии. К сожалению, симптомы нарушений фонематического слуха диагностируются только в школе, составляя основной контингент логопедического пункта. Таким образом, необходима целенаправленная работа для обеспечения своевременной подготовки детей к грамотному письму. Надеюсь, данная статья поможет глубже разобраться в данном вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у детей младшего школьного возраста

К фонематическим процессам относятся: фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления.

Позвольте напомнить определения понятий, относящихся к фонематическим процессам: Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Фонематический (звуковой) анализ – операция мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. Фонематический (звуковой) синтез – операция мысленного составления (объединения) элементов (фонем) в различные звукокомплексы. Фонематические представления – как способность придумывать слова с заданным звуком (в начале, в конце, в середине).

Остановимся на развитии фонематического анализа.

 Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.

 1. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

 2. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове.

3. Определение места звука в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце и в середине).

 4. И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества.

 5. Определение положения звука по отношению к другим звукам в слове (после какого звука, перед каким звуком) и составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

 Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова). 3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).

 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове. В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Поэтому на данном этапе начинаем знакомство с гласными звуками. Необходимость этого этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок. Например, девочка укачивает куклу: (а – а- а); волк воет (у – у – у); болит зуб, завязана щека (о – о – о). Затем уточняем артикуляцию гласных звуков. Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку). Предлагаю вашему вниманию фрагмент непосредственно образовательной деятельности «Знакомство со звуком о». Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.

После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков. Символы звуков – это геометрические формы красного цвета. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение звука в ходе занятия, символы быстро и легко запоминаются детьми. На данном этапе эффективны такие игры, как «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот. «Фотография звука»: логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ; игра «Сломанный телевизор» (вариант игры «Немые звуки»). Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова ( например, санки, шапка, лампа, ракета), чем из конца, а взрывные звуки — наоборот, из конца слова (бок). С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука. Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в и др.). Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Затем определяется наличие или отсутствие звука в слогах, Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что: артикуляция этих звуков очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения. Уточнение правильной артикуляции изучаемых звуков мы проводим с использованием жестовых и зрительных символов (по Т.А. Ткаченко). Слуховой образ звука сравнивается с образом неречевого звука (с – течет вода из крана, з – звенит комар, в – воет ветер). При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть и почувствовать. Но для детей артикуляционные и акустические свойства звука – это абстрактные, не видимые понятия, поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить и наглядно увидеть их. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком – если горлышко «гудит», звенит, работает, значит, звук звонкий, используем символ колокольчика, если глухой – перечеркнутый колокольчик.

Можно применить другой прием – во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам. Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики твердости – мягкости согласных звуков используются символы: камень, орех – твердый, облачко, вата – мягкий. С этой же целью в подготовительной группе мы используем звуковые будильники (звонкий и глухой), они помогают детям усвоить понятия звонкости и глухости согласного и закрепить связь звука со зрительным образом буквы. Кроме этого, будильники раскрывают понятия парных звонких и глухих звуков, а также помогают запомнить только звонкие или только глухие звуки. Обратите внимание: они вынесены с циферблата на подставку будильников. Для закрепления понятия твердости и мягкости звука подключается опора в виде твердых и мягких будильников. Дети усваивают понятия парности твердого и мягкого звука, запоминают всегда твердые и всегда мягкие согласные звуки. Для полной характеристики звука очень удобно использовать следующую схему. С ее помощью ребенок расскажет о любом звуке: гласный или согласный, если гласный – ударный или безударный, если согласный – твердый или мягкий, глухой или звонкий.

Предлагаю вашему вниманию оформление речевой зоны: вместе с детьми мы отправляемся в удивительное путешествие в королевство звуков и букв. В красном замке живут гласные звуки, в синем – твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки, в небе светит яркое буквенное солнце, плывут пушистые слоговые облака. После уточнения артикуляции звуков определяется наличие или отсутствие звука в слове на слух и на основе собственного произношения в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

 Можно предложить следующие задания по выделению звука на фоне слова:

1. Поднять руку или хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет воспитатель. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.

2. Определить, есть в слове звук р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.

3. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.

4. Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.

5. Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

6. Игра «Кто больше?» Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине. Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком. Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, "Огород". После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

На этом этапе продолжается работа по теме «Деление слов на слоги». Мы уточняем с детьми понятие слог, дифференцируем понятия звук и слог.

Закрепление действий слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

1.Повторить заданное слово по слогам.

2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1,2,3,4).

3. Игра « Расселить картинки в домик». На первом этаже живут слова с одним слогом, на втором – с двумя, на третьем – с тремя слогами и т.д.

4.По сюжетной картинке назвать слова, состоящие из 1,2,3 слогов.

5. Придумать слова с одним, двумя или тремя слогами.

6. Придумать слово с определенным слогом в начале. Выполняя эти упражнения, дети усваивают основное правило слогового деления: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

 Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова). Вычленение первого ударного гласного из слова.

 Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше — позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый – последний, начало – конец. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ребенок определяет, что, например, в сочетании иу первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку). Применение различных схем повышает эффективность звуко-слоговой деятельности, а также улучшает контроль над усвоением знаний. Поэтому в процессе обучения мы используем различные наглядные пособия. Звуки обозначаем кружками, квадратами красного, синего и зеленого цвета. Для позиционного анализа используем звуковые гусеницы, рыбки, птички, где голова указывает на начало, туловище – на середину, а хвост – на конец слова. Можно использовать звуковые линейки, карточки светофоры, где красный цвет обозначает начало слова, желтый – середину, а зеленый – конец слова. Количество пособий нужно изготовить по числу детей в группе.

Для закрепления умений выделять первый ударный гласный из слова проводятся следующие упражнения:

1.Игра «Угадай первый звук». Воспитатель называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести. Набор слов: аист, искра, обувь, астра, улица, остров, эхо, облако.

2. Игра «Кто лучше слушает?» Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

3. Дети с удовольствием играют в игру «Звуковой кубик». Подбрасывая куб, называют по символу выпавший звук и вспоминают 5 предметов, названия которых начинаются со звука У, или вспоминают 4 - 5 действий, названия которых начинаются со звука У. Игра направлена не только на выделение первого звука в слове, но и на развитие фонематических представлений.

Вычленение первого согласного из слова.

Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить согласный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове.

1. Дидактическая игра «Назови первый звук в слове». Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко

2. Игра «Выдели звук». Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него): малина, мама, мыть.

3. Подобрать названия птиц, посуды, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

4. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

5. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

6. «Найди сбежавший звук». Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать '"сбежавший" звук. За каждый правильно названный звук дается очко. Примерные тексты для игры: Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки, И гулял он целый век по скрюченной _…орожке. А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке Жили летом и зимой скрюченные _…ышки. И стояли у ворот скрюченные елки, Там гуляли без забот скрюченные _…олки. И была у них одна скрюченная _…ошка, И мяукала она сидя у окошка. 7.Игра «Светофор». Дети определяют первый звук в слове, произнесенном воспитателем, и зажигают огоньки светофора в соответствии с услышанным звуком.

8. Игра «Разноцветные машины». Дети помогают сказочным героям и загружают в синий грузовик картинки, названия которых начинаются с твердых согласных звуков, а в зеленый грузовик - картинки, названия которых начинаются с мягких согласных звуков. Поиграем с вами в эту игру. Эту игру можно использовать и при дифференциации твердых и мягких звуков (например, клоуны Бом и Бим).

9.Игра «Звуковая дорожка» или «Следы». Эту игру можно использовать при дифференциации конкретных звуков, а также при закреплении понятия «гласный звук – согласный звук».

1 вариант. Выложи следы звуков, которые пройдут по дорожке. Воспитатель последовательно произносит ряд звуков, а дети фиксируют их с помощью игрового материала.

2 вариант. Шли по дорожке звуки и оставили свои следы. Угадай, какие звуки здесь прошли? Сколько их было? Придумай слова для звуков. Определение конечного согласного в слове.

Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове. В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухо-произносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, может определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук. При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Дидактическая игра "Доскажи звук". Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки. Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере…. Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё…. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая…. Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

С детьми уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных (дом, мак) - двусложных словах, в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.  

1.Игра «Паровоз». Разложить картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце.

2. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук л.

3. Назвать растения или игрушки, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

4.Игра «Ромашки». Пособие представляет собой серединки ромашек с изображением буквы и лепестков с картинками на разные звуки. Дети определяют первый звук или последний звук в названии картинки и подбирают лепестки к серединке.

 5.Игра «Волшебные бусы». Это один из вариантов игры «Цепочка слов». Начинает игру воспитатель, он прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до тех пор, пока все бусинки не будут «нанизаны». Затем дети проговаривают слова еще раз, четко выделяя первый и последний звуки.

6. Интересно проходит игра «Сороки» с использованием прищепок. Прищепки превращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком С. Дети выбирают картинки со звуком С начале и в конце слова. На этом этапе продолжается работа по делению слов на слоги и развитию фонематических представлений. Предлагаю вашему вниманию игру «Ладошки».

 Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится с использованием различного игрового материала: это фишки, пробки, пуговицы, прищепки. Эта работа проходит в тесной связи с обучением чтению и письму. Письмо – это процесс перевода устной речи в графическую (буквенную) модель, а чтение – процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме. Таким образом, написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков в последовательность букв в пространстве. При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы.

Этапы формирования функции фонематического анализа (по Гальперину).

Первый этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, затем двусложные слова из открытых слогов типа луна, лиса. Обратите внимание, что для анализа мы берем такие слова, произношение которых соответствует их написанию. По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно. На этом этапе можно использовать игру «Телевизор», где на экране телевизора появляется картинка. Ребенок с помощью фишек выполняет звуковой анализ слова.

 Второй этап - формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. Предлагаю вашему вниманию фрагмент непосредственно образовательной деятельности по развитию навыков фонематического анализа. Третий этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых три, четыре, пять звуков. При этом картинки не называются.

 В качестве примера можно привести игру «Подбери картинку к схеме». В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала: - односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, нос, сок и т.д.; - двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы и т.д.; - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и т.д.; - двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и т.д.; - односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и т.д.; - односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.; - двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи, врачи и т.д.; - двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка и т.д.; - трехсложные слова: паровоз, канава и т.д.

В процессе работы используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, печатание. В своей работе букву мы произносим как звук, говорим, что буква читается, помогаем ее запомнить через ассоциации ребенка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа, рассматриваются элементы буквы, их количество, предлагаем стихотворение для запоминания образа буквы. Запоминание образа буквы можно организовать по – разному, с использованием различных анализаторов. Например, используем алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы. К концу учебного года у детей улучшаются показатели двигательной сферы, осанки. Возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха. Поиграем с вами в эту игру. Изобразите буквы Т, К, О, Ф. А теперь изобразите первую букву своего имени. А можно нарисовать букву пальчиком на спине и отгадать ее. Попробуем! Разбейтесь на пары, один из вас рисует букву на спине, а другой угадывает, теперь поменяйтесь местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет

Сценарий новогоднего представления для детей младшего школьного возраста 6-11 лет,очень интерессный сценарий для ребят,наши дети с удовольствием учавствовали в этом мероприятии....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Развитие пространственных представлений у младших школьников является основной составной частью по формированию умений и навыков развития различных видов деятельности и задач коррекционной работы....

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Программа психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР «Учусь ориентироваться наблюдая».

В данном материале представлена анотация, календарно-тематическое планирование и краткие конспекты занятий к программе психолого-педагогической коррекции пространственно-временных представлений у дете...

Игры и упражнения для развития оптико-пространственных представлений у детей младшего школьного возраста

Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов: величина, форма, месторасположение, движения.   Пространственные пред...