Рабочая программа подготовительного курса "Обучение грамоте".
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа подготовительного курса "Обучение грамоте". | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 18»
г.о. Саранск
Рассмотрено на заседании ШМО Утверждаю: учителей начальных классов Директор школы Н.И Брюзгин Протокол № _______ Приказ № _____________ от «______» ______________ 2021 от «______» ___________2021 Руководитель ШМО Вельмакина С.А. Подпись __________________ Подпись: ____________ |
Рабочая программа
подготовительного курса
«Обучение грамоте»
Составитель: Биксалиева Альфия Шамилевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 18»
Саранск 2021
Пояснительная записка
Переход от дошкольного детства к школьному – это ответственный этап. Для детского организма адаптация к переменам требует перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
К старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры».
Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, включающая в себя:
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений.
Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе это:
- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
Неготовность ребенка к обучению отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Рабочая учебная программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: способствует формированию желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную деятельность, самостоятельность и творческие способности дошкольников 5 -6 лет. Рабочая учебная программа составлена в контексте Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации.
Цель рабочей учебной программы - формирование у старшего дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой.
Основная форма обучения по данной программе – занятие.
Занятия призваны решать следующие задачи:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники;
- развитие познавательной активности, мотивации, интеллектуальных способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, стремления к активной деятельности и творчеству;
- формирование четких представлений и школе и формах школьного поведения;
- формирование готовности и заинтересованного отношения к учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, его целостное развитие личности и готовность личности к дальнейшему развитию;
принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, создание условий для самореализации;
принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
принцип ориентировочной функции знаний. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими;
принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей;
принцип обучения деятельности. Главное–организация такой деятельности, в процессе которой дети сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу;
принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие;
креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, поощрять потребность детей самостоятельно находить решение в нестандартных ситуациях.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5 –6 лет:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи.
- Обучение звуко - слоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки.
Место процесса подготовки дошкольников в учебном плане.
Занятие проводится 1 раз в неделю. Учебное занятие длится 30 минут .
Учебно-методический комплекс состоит из учебного пособия:
«Солнечные ступеньки», серия «Рабочие тетради дошкольника» Обучение грамоте (часть 1, часть 2)
Ценностные ориентиры содержания процесса подготовки
дошкольников.
Ценность добра – осознание постулатов нравственной жизни (поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, разума.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность семьи – формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким; воспитание взаимной ответственности, уважения к старшим.
Планируемые результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством воспитателя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных воспитателем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке воспитателя);
- при поддержке воспитателя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию)
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя;
- учиться работать по предложенному воспитателем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с воспитателем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии ( в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с воспитателем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и заменять слово, схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свою фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы получать сведения от партнера деятельности;
- совместно с воспитателем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но возникающих на практике ситуациях конфликтов, интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
- отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; различать звуки и буквы;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.
Обучение грамоте– 30 занятий.
Задачей занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, выделять звуки из слова, производить звуковой анализ, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. Большая роль-это развитие устной речи, навыков слушания и говорения.
На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение.
Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях).
Лексическая и грамматическая работа:- обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.
Обучение звуко -слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
Развитие связной речи: - ответы на вопросы, участие в диалоге;- пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова;
- выделение в слове гласных и согласных звуков;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка. В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА
Номер занятия | Тема обучения грамоте | Страницы рабочей тетради | Тема занятия | Тема по развитию речи |
1 | Буква, звук:а | стр. 1,4 | Игрушки | Знакомство с предложением |
2 | Буква, звук: о | стр. 2 | Овощи | Гласные звуки |
3 | Буквы,звуки:и-ы | стр.3,5 | Шары | Образование множественного числа |
4. | Буква,звук: у | стр. 4 | Игрушки | Знакомство со словом |
5 | Буква, звук: т | стр.7 | Одежда | Согласные звуки |
6 | Буква, звук: к | стр.8 | Головные уборы | Словоразличительная роль звука |
7 | Буква, звук: с | стр.9 | Обувь | Звуковой анализ |
8 | Буква, звук: л | стр.10 | Мебель | Звук [л]. Автоматизация звука |
9 | Буква, звук: р | стр.11 | Электроприборы | Предложение из двух слов |
10 | Буква, звук: в | стр.12 | Инструменты | Слова с заданным звуком |
11 | Буквы е-ё | стр.13, 24 | Зима | Схемы звукового анализа |
12 | Буква, звук: п | стр.14 | Спортивные принадлежности | Сочинение-описание |
13 | Буква, звук: м | стр.15 | Наземный транспорт | Деление на слоги |
14 | Буква, звук: з | стр.16 | Воздушный транспорт | Развитие мышления |
15 | Буква, звук: б | стр.17 | Водный транспорт | Использование предлогов, словообразование |
16 | Буква, звук: д | стр.18 | Профессия | Согласные, твердые, мягкие |
17 | Буква, звук: я | стр.19 | Техника | Словесное ударение, место его в слове |
18 | Буква, звук: г | стр.20 | Фрукты | Вычленение ударения |
19 | Буква, звук: ч | стр.21 | Ягоды | Образовывать относительные прилагательные |
20 | Буква, звук: ш | стр.22 | Цветы | Схемы звукового анализа |
21 | Буква, звук: ж | стр.23 | Деревья | Семантические особенности измененного слова |
22 | Буква, звук: й | стр.25 | Грибы | Вычленения ударения |
23 | Буква, звук: х | стр.26 | Домашние животные | Глагольный словарь |
24 | Буква, звук: ю | стр.27 | Дикие животные | Вопросы: Кто? Что? |
25 | Буква, звук: ц | стр. 28 | Животные севера | Звуковой анализ |
26 | Буква, звук: э | стр. 29 | Животные жарких стран | Одинаковые звуки в словах |
27 | Буква, звук: щ | стр.30 | Обитатели моря | Предложение из трех слов |
28 | Буква, звук: ф | стр. 31 | Птицы | Развитие мышления, устное сочинение |
29 | Буква: ь-ъ | стр.32 | Домашние птицы | Деление на слоги (схемы) |
30 | Слоги | стр. 3-5 ч.2 | Рыбы | Составление пересказа, слоги. |
Заключение
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни. Старший дошкольник уже имеет основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивацию, коммуникативные умения.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению (желание стать школьником, достаточный уровень волевого развития, умственное развитие, уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности).
Благодаря занятиям у дошкольника сформируется готовность к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Познакомившись требованиями школы, будущий первоклассник придет в школу без страха и опаски, у него сформируется положительное отношение к учителям, он будет с радостью идти в школу, легче пройдет период адаптации его к школьной жизни.
Содержание программы, технология организации занятий направлены на развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. Таким образом, старшие дошкольники, прошедшие подготовительный курс по данной программе, смогут успешно заниматься в первом классе по любым учебно-методическим комплектам. Организованная внеурочная деятельность старших дошкольников воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивает эстетические чувства детей и эмоционально- ценностные ориентации.
Педагог, работающий со старшими дошкольниками по данной программе, получает возможность проводить наблюдения за развитием интеллектуальной, личностной и эмоциональной сфер детей и планировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Результаты наблюдений и проводимой педагогами диагностики могут быть полезны родителям, желающим познать внутренний мир ребенка и видеть своих детей психически здоровыми.
Рабочая учебная программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе: желание учиться, умение управлять своим поведением, владение приемами умственной деятельности, проявление самостоятельности, развитие творческих способностей.
Литература:
1. «Солнечные ступеньки», серия «Рабочие тетради дошкольника» Обучение грамоте (часть 1, часть 2)
2. Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2020.
3. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: ВАКО, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Гармония"....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»
Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»...