Технологическая карта урока по развитию речи "Осень"
план-конспект урока (3 класс)
Дети, обучающиеся в школе для глухих и слабослышащих, имеют объективные проблемы в развитии и обучении. Коррекционная направленность на преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, коммуникативных навыков общения, благотворно влияет на речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности, любознательности и повышает интерес к учебным занятиям.
Данное занятие способствует обогащению словаря, развитию связной устной речи, развитию речевого слуха, речевой памяти, развитие слухового восприятия. Занятие является обобщающим в цепи занятий по теме «Осень».
Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся об осени и осенних явлениях.
Задачи: Образовательные:
закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе,
уточнить приметы осени, представление об осени по основным, существенным признакам;
подвести к выводу, что в природе ничего не происходит случайно, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями;
принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, самостоятельно рассуждать.
Развивающие:
способствовать развитию грамматической связной речи, активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»;
развивать у детей интерес к окружающему, расширять кругозор, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность;
прививать любовь к природе и бережное отношение к ней, заботливое отношение к животным;
формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;
показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
Коррекционные
способствовать развитию:
оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; познавательной активности; слухового восприятия, корректировать произношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_osennyaya_pora.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Конспект внеурочного занятия
Тема: «Осенняя пора…»
Разработчик проекта:
Засим О.Г.
учитель ГБОУ УКШИ № 30 для глухих и слабослышащих обучающихся
Руководитель проекта:
Уфа-2021
Дата _____________
Класс: 4 класс
Технологическая карта внеурочного занятия
Целевой блок | |
Тема: Беседа «Осенняя пора…» | |
Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся об осени и осенних явлениях. | Формировать УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
умение определять и формулировать цель с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе, уточнить приметы осени, представление об осени по основным, существенным признакам; подвести к выводу, что в природе ничего не происходит случайно, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями; Личностные: сформировать положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу. Метапредметные:
самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения; выполнять задания в соответствии с целью.
научиться договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, формировать понятное для партнёра высказывание.
сравнивать и группировать задания по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Инструментальный блок | |
Задачи | Образовательные: закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе, уточнить приметы осени, представление об осени по основным, существенным признакам; подвести к выводу, что в природе ничего не происходит случайно, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями; принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, самостоятельно рассуждать. Развивающие: способствовать развитию грамматической связной речи, активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»; развивать у детей интерес к окружающему, расширять кругозор, наблюдательность, любознательность. Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность; прививать любовь к природе и бережное отношение к ней, заботливое отношение к животным; формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту; показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Коррекционные способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; познавательной активности; слухового восприятия, корректировать произношение. |
Тип урока | урок повторения и усвоения новых знаний |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | «приметы осени» |
Организация пространства | Групповая, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи | Окружаюший мир |
Действия учителя и обучающихся | Организационные моменты Проверка слуховых аппаратов Проверка слуха за экраном Фонетическая зарядка Давайте начнём наше занятие со скороговорки. ат а ат Под ногами в листопад о Листья жёлтые шуршат. Актуализация знаний Какое сейчас время года? Назови первый осенний месяц, выбери соответствующую картинку. Как называется осень в сентябре? Назови второй осенний месяц, выбери соответствующую картинку. Как называется осень в октябре? Назови третий осенний месяц, выбери соответствующую картинку. Как называется осень в ноябре? Какой сейчас месяц осени? Значит сейчас какая осень? Создание проблемной ситуации и поиск её решения. В книжке были нарисованы три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег. Но на всех трёх картинках было одно название. Почему нарисованы три разных картинки, а название одно? Потому что на картинках нарисованы разные периоды осени или разные месяцы. Определение темы урока Отгадайте загадку. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. Что это? Правильно, осень. Теперь вы можете сами назвать тему занятия? Правильно, мы будем говорить об осени, о приметах осени. Что знаете – расскажите вы, а что не знаете, расскажу вам я. Основная часть Итак, тема занятия «Осенняя пора». В золотой карете, Что с конём игривым, Добрая волшебница Давайте вспомним слова – прилагательные, которыми мы называем осень. Осень (какая?) Назовите приметы осени. Задание. По картинке вы должны назвать примету осени. В народе есть такая пословица об осени На дворе осень – погод восемь. Да, погода осенью может быть разная. Давайте вспомним слова – прилагательные Погода осенью (какая?) А какая погода нравится вам? Пословица Осень идёт, дождь за собой ведёт. Дождь осенью (какой?) Пословица В октябре лист на дереве не держится. Давайте вспомним слова – прилагательные (глаголы) Как можно сказать про осенние листья, какие они? Листья осенью (какие?) Осенью листья на деревьях меняют окраску. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко – желтого или оранжевого - до тёмно -красного и коричневого. Листья (что делают?) Почему же листья осенью опадают с деревьев? Оказывается, деревья так готовятся к зиме. Представьте себе, что листья с деревьев не опадут. Придёт зима, выпадет много снега. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться. Значит, весной на многих деревьях не смогут распуститься и зазеленеть листочки, лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от солнца. Осенью деревья сбрасывают листву, чтобы зимой отдохнуть. Это ещё один пример того, что в природе всё взаимосвязано. Явление природы, когда листья опадают с деревьев, называется - … Задание. Подберите к слову листопад однокоренные слова. Листья с деревьев опадают, лежат под ногами пёстрым разноцветным ковром. А сможете ли вы определить с какого дерева лист? Проверим. Задание Игра «С какого дерева лист?» Физкультминутка Листья осенние тихо кружатся, (кружатся, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо – влево) Будто опять закружиться хотят. (поднимаются и кружатся) Пословица Осенняя пора - птица со двора. Задание. Отгадайте ребусы. С 3 Ж 40А ЛАС . стриж сорока ласточка Покажите на картинке эту птицу. Название какой птицы лишнее? Почему? Назовите и покажите на картинках других перелётных птиц. Почему мы называем этих птиц – перелётными? Куда они улетают? А почему птицы улетают в тёплые края? Да, птицы улетают, потому что им становится трудно добывать себе еду, они улетают туда, где есть корм. В сентябре птицы готовятся к отлету, а в октябре они начинают улетать. Первыми улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. А с наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше. Почему пропали насекомые? Потом улетают журавли, грачи и кукушки, потому что они могут поменять свой корм на ягоды, плоды и зерна. И последние - улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение вместе со мной: я задаю вопрос, вы отвечаете. Эхо лесное, спросить могу? Ау-ау-ау! Куда это листья лесные пропали? Опали-опали-опали… Птички певички, давно ли галдели? Летели, летели, на юг улетели… Белки и зайцы, про вас не знаем. Линяем, линяем, линяем… Так что же творится в лесу? - спросим. Осень, осень, осень… Так что же происходит в лесу осенью? Об этом нам расскажут сами животные. Собрались животные на лесной полянке и завели разговор. (Дети надевают маски зверей медведя, ёжа, зайца, волка, белки и рассказывают о том, как звери готовятся к зиме). Воспитатель дополняет рассказы детей. Рассказывает о животных барсуке и бурундуке. Пришла пора обобщить всё, о чём мы говорили на занятии. Задание. Составьте рассказ об осени по схеме. Совсем скоро наступит последний месяц осени – ноябрь. Это - поздняя осень. С каждым днём будет становиться всё холоднее и холоднее. Уже будет чувствоваться приближение зимы. Ведь не зря же позднюю осень называют «серебряной». РСВ Повтори начало пословицы и найди её продолжение. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок. Осенняя пора - птица со двора. В октябре лист на дереве не держится. Осень идёт, дождь за собой ведёт. На дворе осень – погод восемь. |
Диагностика результатов урока (итог урока) | Итог занятия Подведём итог занятия. Игра «Четвёртый лишний». Рефлексия Мы много говорили об осени, рисовали, делали поделки. Я думаю, что сейчас вы сможете высказать своё мнение. Скажите его. Я люблю осень, потому что… Осень славится своими дарами. Вот и вам она принесла гостинца, яблоки. Они лежат в разных корзинках. Если вам было интересно на занятии, возьмите яблоко из корзинки, где нарисован улыбающийся смайлик. А если на занятии вам было трудно, возьмите яблоко из корзинки с грустным смайликом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе, 2отделения ,школы II вида
Технологическая карта по предмету: " Развитие слухового восприятия и формирование произношения". Тема: Текст "Чудо-дерево". Дифференциация звуков: "С-Ш". для учащихся 5 класса, 2 отделени...
Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....
Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа
Предмет: русский языкКласс: 3Тема: Подробное изложение текста повествовательного типаТип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: - развивать умения пересказывать письменно текст по пла...
Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».
Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....
Технологическая карта урока по развитию речи. Обучающее изложение
УМК, автор программыШкола России, В. П. Канакина, В. Г. ГорецкийЦель урокаУчащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в текстеЗадачи урока способствовать формированию...
Технологическая карта урока по развитию речи "Описание белки" 1 класс по АООП НОО Вариант 2.2
Технологическая карта урока по развитию речи "Описание белки" 1 класс по АООП НОО Вариант 2.2. Цель: Дать представление о белке. (Внешний вид, части тела, питание, пер...
Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»
Обучающие получат возможность: - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты. Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...