Технологическая карта урока по развитию речи "Осень"
план-конспект урока (3 класс)

Засим Олеся Геннадиевна

Дети, обучающиеся в школе для глухих и слабослышащих, имеют объективные проблемы в развитии и обучении. Коррекционная направленность на преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, коммуникативных навыков общения, благотворно влияет на речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности, любознательности и повышает интерес к учебным занятиям.

Данное занятие способствует обогащению словаря, развитию связной устной речи, развитию речевого слуха, речевой памяти, развитие слухового восприятия. Занятие является обобщающим в цепи занятий по теме «Осень».

Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся об осени и осенних явлениях.

Задачи: Образовательные:

закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

уточнить приметы осени, представление об осени по основным, существенным признакам;

подвести к выводу, что в природе ничего не происходит случайно, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями;

принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, самостоятельно рассуждать.

Развивающие:

способствовать развитию грамматической связной речи, активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»;

развивать у детей интерес к окружающему, расширять кругозор, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность;

прививать любовь к природе и бережное отношение к ней, заботливое отношение к животным;

формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;

показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Коррекционные

способствовать развитию:

оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; познавательной активности; слухового восприятия, корректировать произношение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_osennyaya_pora.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Конспект внеурочного занятия

Тема: «Осенняя пора…» 

Разработчик проекта:

Засим О.Г.

учитель ГБОУ УКШИ № 30 для глухих и слабослышащих обучающихся

Руководитель проекта:  

Уфа-2021

Дата  _____________                                                                                                                                                                

Класс: 4 класс

Технологическая карта внеурочного занятия

Целевой блок

Тема: Беседа «Осенняя пора…»

Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся об осени и осенних явлениях.

Формировать УУД:

  • Личностные: 

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Регулятивные:

умение определять и формулировать цель с помощью учителя; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

  • Познавательные: 

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

уточнить приметы осени, представление об осени по основным, существенным признакам;

подвести к выводу, что в природе ничего не происходит случайно, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями;

Личностные:

сформировать положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения; выполнять задания в соответствии с целью.

  • Коммуникативные УУД:

научиться договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, формировать понятное для партнёра высказывание.

  • Познавательные УУД:

сравнивать и группировать задания по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Инструментальный блок

Задачи

Образовательные:

закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

уточнить приметы осени, представление об осени по основным, существенным признакам;

подвести к выводу, что в природе ничего не происходит случайно, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных;

формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями;

принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, самостоятельно рассуждать.

Развивающие:

способствовать развитию грамматической связной речи, активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»;

развивать у детей интерес к окружающему, расширять кругозор, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность;

прививать любовь к природе и бережное отношение к ней, заботливое отношение к животным;

формировать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту;

показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Коррекционные

способствовать развитию: 

оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; познавательной активности; слухового восприятия, корректировать произношение.

Тип урока

урок повторения и усвоения новых знаний

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

«приметы осени»

Организация пространства

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

Окружаюший мир

Действия учителя и обучающихся

Организационные моменты

Проверка слуховых аппаратов

Проверка слуха за экраном

Фонетическая зарядка

Давайте начнём наше занятие со скороговорки.

   ат  а                     ат

Под ногами в листопад

         о

Листья жёлтые шуршат.

Актуализация знаний

Какое сейчас время года?

Назови первый осенний месяц, выбери соответствующую картинку.

Как называется осень в сентябре?

Назови второй осенний месяц, выбери соответствующую картинку.

Как называется осень в октябре?

Назови третий осенний месяц, выбери соответствующую картинку.

Как называется осень в ноябре?

Какой сейчас месяц осени? Значит сейчас какая осень?

Создание проблемной ситуации и поиск её решения.

В книжке были нарисованы три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка.

   На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка.

   А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег. Но на всех трёх картинках было одно название.

Почему нарисованы три разных картинки, а название одно?

Потому что на картинках нарисованы разные периоды осени или разные месяцы.

Определение  темы урока

Отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Что это?

Правильно, осень. Теперь вы можете сами назвать тему занятия?

Правильно,   мы будем говорить об осени, о приметах осени. Что знаете – расскажите вы, а что не знаете, расскажу вам я.

Основная часть

Итак, тема занятия «Осенняя пора».

 В золотой карете,

Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.

Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.

Давайте вспомним слова – прилагательные, которыми мы называем осень.

Осень (какая?)

Назовите приметы осени. 

Задание.

По картинке вы должны назвать примету осени.

 В народе есть такая пословица об осени

        На дворе осень – погод восемь.

Да, погода осенью может быть разная.

Давайте вспомним слова – прилагательные

       Погода осенью (какая?)

А какая погода нравится вам?

Пословица

       Осень идёт,  дождь за собой ведёт.

       Дождь осенью (какой?)

Пословица

       В октябре лист на дереве не держится.

Давайте вспомним слова – прилагательные (глаголы)

Как можно сказать про осенние листья, какие они?

       Листья осенью (какие?)

Осенью листья на деревьях меняют окраску. У разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко – желтого или оранжевого - до тёмно -красного и коричневого.

       Листья (что делают?)

Почему же листья осенью опадают с деревьев? Оказывается, деревья так готовятся к зиме. Представьте себе, что листья с деревьев не опадут. Придёт зима, выпадет много снега. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться. Значит, весной на многих  деревьях не смогут распуститься и  зазеленеть листочки, лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от солнца. Осенью  деревья сбрасывают листву, чтобы зимой отдохнуть. Это ещё один пример того, что в природе всё взаимосвязано.

Явление природы, когда листья опадают с деревьев, называется - …

Задание.

Подберите к слову листопад однокоренные слова.

Листья с деревьев опадают, лежат под ногами пёстрым разноцветным ковром. А сможете ли вы определить с какого дерева лист? Проверим.

Задание

Игра «С какого дерева лист?»

Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся,

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,

(движения руками вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаются и кружатся)

Пословица

Осенняя пора - птица со двора.

Задание.

Отгадайте ребусы.

С 3 Ж     40А     ЛАС .    

стриж   сорока    ласточка

Покажите на картинке эту птицу.

Название какой птицы лишнее? Почему?

Назовите и покажите на картинках других перелётных птиц.

Почему мы называем этих птиц – перелётными?

Куда они улетают?

А почему птицы улетают в тёплые края?

Да, птицы улетают, потому что им становится трудно добывать себе еду, они улетают туда, где есть корм.

В сентябре птицы готовятся к отлету, а в октябре они начинают улетать. Первыми улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. А с наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Почему пропали насекомые?

Потом улетают журавли, грачи и кукушки, потому что они могут поменять свой корм на ягоды, плоды и зерна.

И последние - улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворение вместе со мной: я задаю вопрос, вы отвечаете.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали…

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели…

Белки и зайцы, про вас не знаем.

Линяем, линяем, линяем…

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень…

Так что же происходит в лесу осенью? Об этом нам расскажут сами животные.

Собрались животные на лесной полянке и завели разговор.

(Дети надевают маски зверей медведя, ёжа, зайца, волка, белки и  рассказывают о том, как звери готовятся к зиме).

Воспитатель дополняет рассказы детей. Рассказывает о животных барсуке и бурундуке.

Пришла пора обобщить всё, о чём мы говорили на занятии.

Задание.

Составьте рассказ об осени по схеме.

Совсем скоро наступит последний месяц осени – ноябрь. Это - поздняя осень. С каждым днём будет становиться всё холоднее и холоднее. Уже будет чувствоваться приближение зимы. Ведь не зря же позднюю осень  называют «серебряной».

РСВ

Повтори начало пословицы и найди её продолжение.

Грибок в кузовок -                     зимой будет пирожок.

Осенняя пора -                          птица со двора.

В октябре лист на дереве       не держится.

Осень идёт,                              дождь за собой ведёт.

На дворе осень –                      погод восемь.

Диагностика результатов урока

(итог урока)

Итог занятия

Подведём итог занятия.

Игра «Четвёртый лишний».

Рефлексия

Мы много говорили об осени, рисовали, делали поделки.

Я думаю, что сейчас вы сможете высказать своё мнение. Скажите его.

Я люблю осень, потому что…
Мне не нравится осень, потому что…

Осень славится своими дарами. Вот и вам она принесла гостинца, яблоки. Они лежат в разных корзинках. Если вам было интересно на занятии, возьмите яблоко из корзинки, где нарисован улыбающийся смайлик. А если на занятии вам было трудно, возьмите яблоко из корзинки с грустным смайликом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе, 2отделения ,школы II вида

Технологическая карта по предмету: " Развитие слухового восприятия и формирование произношения". Тема: Текст "Чудо-дерево". Дифференциация звуков: "С-Ш".    для учащихся 5 класса, 2 отделени...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Предмет: русский языкКласс: 3Тема: Подробное изложение текста повествовательного типаТип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя:   - развивать умения пересказывать письменно текст по пла...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Технологическая карта урока по развитию речи. Обучающее изложение

УМК, автор программыШкола России, В. П. Канакина, В. Г. ГорецкийЦель урокаУчащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в текстеЗадачи урока способствовать формированию...

Технологическая карта урока по развитию речи "Описание белки" 1 класс по АООП НОО Вариант 2.2

Технологическая карта урока по развитию речи "Описание белки"   1 класс по АООП НОО Вариант 2.2. Цель: Дать представление о белке. (Внешний вид, части тела, питание, пер...

Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...