Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. 

Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие

- развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов,

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

по развитию речи

по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Учитель – Теплоухова Т. В.

2022 - 2023 уч. год

Тема урока: «Сочинение по картине «Медвежата»

Класс: 4 В классы II отделение

Дата проведения: 07.04.2023

Цель: - Формировать умение составлять текст – описание по репродукции картины.

Планируемые результаты

Предметные

 Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины.  

- составлять  предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности,

- отмечать в тексте средства художественной выразительности.

- формирование внятной, выразительной связной устной речи;

- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов;

- восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний: музыки.

Метапредметные

познавательные УУД:

- способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач,

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- овладение навыками построения речевого высказывания.

коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог,

- формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

регулятивные УУД:

- выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- реализация сформированных умений и навыков в коммуникации.  

Коррекционно-развивающие

- развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся;

-  развитие умения оформлять ответы фразой;

- развитие слухового восприятия на материале урока;

- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов,

- развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей.

Личностные

1) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 

 2) Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи).

4) развитие эстетического взгляда на мир, эмоционального отношения к живой природе.

5) - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

6) Развитие связной устной и письменной  речи обучающихся с ОВЗ.

Межпредметные связи:  «Русский язык» -  темы «Составление связного текста. Согласование слов в предложении. Употребление глаголов в предложении».   «Окружающий мир» - темы «Время года – лето. Дикие животные».

Ресурсы занятия (оборудование): - тексты загадок (адаптированные в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ),  - таблички, карточки с заданиями, - репродукции картин И.И. Шишкина, - конфеты «Мишка косолапый», - книга о жизни и творчестве И. Шишкина «Сказка о лесном художнике», - аудиозапись произведения Эдварда Грига «Утро»,  - презентация «Рассказ о художнике».

                Ход  урока

Этапы урока

Виды работ

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Используемые методы, приёмы, формы

Реализация коррекционно-развивающей направленности урока

 

Организация

начала занятия

1. Приветствие

2. Мотивация на совместную деятельность

Побуждает к приветствию.

Проверяет наличие и состояние слухового аппарата/ кохлеарного импланта.

Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на совместную деятельность.

- Приветствие.

- Задайте друг другу вопросы к началу урока.

- Какой сейчас урок?                

- Как мы будем заниматься на уроке?  

Приветствуют учителя.

Сообщают учителю о готовности к занятию.  

Слушают, задают вопросы и отвечают на вопросы ребят.

Ученики задают друг другу вопросы о занятии.  

- Вопрос задает первый ученик.

- Сейчас урок развития речи.

  Мы будем:      

    - внимательно слушать,

    - хорошо говорить.  

Фронтальная работа.

На всех этапах урока

с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по РСВ или слухозрительного восприятия.

При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух.

I. Первый  этап

занятия

Постановка учебной задачи

Просит обучающихся определить тему и задачи урока.

  - Прочитайте план урока  

1. Мы будем: - отгадывать загадки.

2.  Слушать рассказ о художнике.

3.  Рассказывать о картине.

4. Составлять план сочинения.  

Слушают учителя.

Читают план урока.

Фронтальная работа

1. Актуализация полученных знаний.

- Загадки,

- однокоренные слова.

План: 1.1.   Прочитайте загадки:

 - Белки в нём живут и волки,
  А растут дубы и ёлки
 Высокие  – до небес!
 Называют его …..   (лес)
 

- В чаще он лесной живёт,

  Летом ест малину, мёд.

  А зимой сосёт он лапу,

  Спит в берлоге под сосной.

  Может громко он реветь,

  А зовут его  …   (медведь)

1.2.   Образуйте от слова «Медведь» однокоренные слова: (устно по картинкам,

проверка по табличкам на доске)

- Докажите, что это однокоренные слова, выделите корень, назовите лексическое значение.

Презентация 

 

Ученик читает загадку.

Ученики слушают загадку,

отгадывают, смотрят презентацию

Картинки:          

Медведь – медведица –

медвежонок (мн.ч. медвежата) – медвежья семейка.

На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация).

2. Самоопределение к учебной деятельности

 - Репродукция картины.  

- Тема урока.

- Называние темы урока.

2.1. Рассмотрите репродукцию картины.

(картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»)

- Что такое репродукция?  Прочитайте.

- Послушайте музыку Эдварда Грига «Утро».

- Подумайте, как называется эта картина?

  Придумайте свои названия.

2.2 - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? - О ком мы будем говорить?

- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять рассказ по картине Ивана Шишкина.      – Назовите  тему урока? 

 - Прочитайте.      

Презентация,  

репродукция картины «Утро

в сосновом лесу»

- Репродукция – это фотография с картины. 

- Картина называется:

 - Утро в лесу.  - Сосновый лес.

 - Медвежата.

- Мы будем говорить о картине, о лесе.  - Мы будем говорить о медвежатах.

Тема:

- Сочинение по картине «Медвежата».

 

II. Работа по теме урока.

1.  Рассказ учителя о художнике

И. Шишкине.

             Прочитайте 2 п. ПЛАНА

План: 2.  Мы будем слушать рассказ о художнике.  

 - Художник Иван Иванович Шишкин очень любил рисовать природу: леса, поля, деревья, ручьи.    - Ива́н Ши́шкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге на реке Каме.

- Иван Шишкин поступил  в Московское училище живописи и ваяния.  

- Продолжил образование Шишкин в Петербурге в Академии художеств.  - Иван Крамской был другом Шишкина и написал его портрет.  

- Какие картины написал художник?

- Какая самая известная картина художника?

- Сейчас работы художника находятся в Государственной Третьяковской  галерее – московском художественном  музее.

   Презентация 

  «Рассказ о художнике».

  Ученики - слушают рассказ учителя,  - смотрят презентацию,

- отвечают на вопросы учителя по презентации.

- Иван Шишкин написал картины: Рожь. Корабельная роща.

- Самая известная картина «Утро в сосновом лесу».  

В ходе урока исправляются аграмматизмы в речи обучающихся с опорой

на грамматический вопрос с последующим обязательным повторением правильно оформленной фразы.

2. Беседа по картине

                  Прочитайте 3 п. ПЛАНА

План: 3.  Мы будем рассказывать о картине.      -  Возьмите карточки.    

- Вспомните, какие жанры живописи вы знаете?  

Портрет

Натюрморт

Пейзаж

изображение ………..

На картине изображены …………….

На картине изображение

…………….

 человека

овощи, фрукты,  посуда. 

природы

- К какому жанру можно отнести картину?    

  Почему?

- Что нарисовано на картине?

- Кто изображён на картине?  

  Что они делают ?

- Посмотрим, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес?

Лесная чаща.  Лес (какой?) ……………                             

Сосны (какие?) …………………………                                  

Одна сосна (какая?)  ……………………                            

Медвежата (какие?) ……………………

Медведица (какая?)  ……………………

Ученики работают на карточках.

Ученики:

- письменно дополняют высказывания,

- отвечают на вопросы учителя.

- Это пейзаж.

- На картине нарисован сосновый лес, лесная чаща.

- Ранее утро.  

- Наступило утро (где?)  в ………………

- Семейство (кого?) ………………………

- Медведица и (кто?)  ……………………

Они вышли на прогулку, выбежали на поляну в лесу.  

 густой, сказочный

 высокие,  могучие,  

 сломанная,    

(бурые, пушистые, шаловливые)

(огромная, мохнатая, заботливая)

Физкультминутка 

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили.

   А как?  Вот так, вот так.

   Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Обучающиеся выполняют движения, совместно проговаривают текст  

 

   А потом они плясали,

   Дружно лапы поднимали.

При проведении физкультминутки используется сопряжённое («хоровое») проговаривание.

3.  Составление плана сочинения  

 

             Прочитайте 4 п. ПЛАНА

План 4. Мы будем составлять план сочинения.  

- Из каких частей состоит рассказ?

- Составим план текста.              

3. 1. - О чём вы расскажете в 1 части?

- Как можно озаглавить 1 часть?  

- Как можно начать рассказ?

3. 2. - О чём вы будете рассказывать

 в основной части?  

- Как можно озаглавить 2 часть?

- Кого вы видите в центре картины?

  Назовите следующий пункт плана.

3. 3. – О чём вы расскажете в заключении?

- Как можно озаглавить заключительную часть?

- Что вы напишете в заключении?

- Мы составили план сочинения.

  Прочитайте план:   

  1. Картина Ивана Шишкина.  

  2. Утро в лесу. 

  3. Медвежья семейка.

  4. Моё отношение к картине.

 Ученики  отвечают на вопросы учителя.

- В рассказе 3 части:  

1. Вступление.      2. Основная часть.

3. Заключение.

- Мы познакомим с темой сочинения.

  1. Картина Ивана Шишкина.  

- Наступило утро в сосновом лесу.

На картине мы видим раннее утро.

На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.

- Мы расскажем:  - что изображено на картине,  - какие краски использовал художник,  

- какое настроение они создают.

  2. Утро в лесу. 

  3. Медвежья семейка.

- Мы расскажем  о своём отношении к картине, расскажем о впечатлениях.  

 

  4. Моё отношение к картине.

- Картина написана тёплыми красками, это создаёт радостное настроение.

- Художник передал в картине красоту соснового леса, радостное настроение медвежат.

 

При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков).

4. Рефлексия.

 

 Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» широко известна. Её изображение уже больше ста лет используется на обертках шоколадных конфет. За счет косолапых обитателей леса она смотрится словно сцена из сказки.            

Ученики  отвечают на вопросы учителя, рассматривают рисунок на обёртках конфет.

Сравнивают изображение с картиной.  

- Как называются конфеты?

- Конфеты «Мишка косолапый».  

- Похож ли рисунок на конфете на картину?

III. Организация окончания занятия

  Рефлексия учебной деятельности

- организация подведения итогов.

- Самооценка достижений обучающихся

- общая оценка учителя.

Подводит итог занятия с учетом плана деятельности.

- Мы говорили сегодня о художнике. Как зовут художника?

- Как называется картина?

Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии.

- Расскажите, как вы работали на уроке.

Как ты говорил, ты хорошо слушал?    

- Молодцы.

Отвечают на вопросы.

- Художника зовут Иван Шишкин.  

- Картина называется «Утро в сосновом лесу».

Оценивают свою работу. Определяют, чему научились, как отвечали на занятии.

- Я работал хорошо, отлично,

 - мне было трудно.  

- Я старался, внимательно слушал,

правильно говорил. 

Фронтальная

Работа

Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Конспект  "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан  для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник  «Русский язык»...

Урок по развитию речи по теме «Сочинение от лица героя по серии сюжетных картинок художника Н. Радлова «Странная история»»;

Урок способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря обучающихся. Воспитывает эстетические качества детей....

Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления....

Технологическая карта урока развития речи "Учимя писать сочинение" 3 класс

Конспект урока развитие речи.Класс: 3Тема: Учимся писать сочинение. Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основы...

Технологическая карта урока "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»».                       ...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине. Задачи у...

Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...