Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ
статья
Народ, не знающий истории и культуры своих предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культуры, способов передачи его грядущим по
колениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_vystuplenie_na_rayonnom_seminare.docx | 436.91 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районной кафедре ОРКСЭ
учителя нач. классов МОУ ЛИЦЕЯ г.Истры
Меркуловой Светланы Анатольевны
Сентябрь 2021
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ.
Проблемы и пути их решения[a]
1 слайд События последних десятилетий в России привели к кризисным явлениям в духовно–нравственной сфере. К сожалению, сегодня материальные ценности в сознании молодежи, да и не только молодежи, доминируют над духовными, что привело к искажению главных, вечных представлений о добре и зле, любви, милосердии, справедливости, патриотизме. РАзмыто понятие совести.
Массовая культура, СМИ пропагандируют в основном западную культуру. Истинные духовные, культурные национальные ценности забываются, а порой и вовсе утрачиваются.
2 слайд Семья в современном своём виде перестаёт быть хранительницей огня предков. Для большинства наших современников религия, к сожалению, утратила роль стержня, перестала быть значимой частью духовного опыта.
Нынешнее поколение не признает авторитетов, не знает понятия героя, на которого можно равняться. Вседозволенность и безнаказанность, царящие в современном мире уничтожают границы ответственности.
Духовность.. Нравственность… Совесть… Эти главные критерии оценки личности пытаются ставить на последнее место. Недостаток этот моментально сказывается в деятельности и поведении людей, отражается на человеческих взаимоотношениях.
3 слайд Народ, не знающий истории и культуры своих предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культуры, способов передачи его грядущим по
колениям.
Необходимо воспитывать у детей убеждённость в необходимости выполнения норм морали, формировать моральные качества личности, умения и навыки достойного поведения в разных жизненных ситуациях, то есть воспитывать нравственную культуру личности.
«Кроме личной памяти есть общая, зовется она культура».
4 слайд Духовно-нравственное воспитание должно опираться, как мне кажется, на изучение культурного и социального опыта предшествующих поколений. Ведь система ценностей культурно-исторической традиции складывалась векамиПоэтому очень важно, чтобы в процессе воспитания соблюдалась историческая преемственность поколений. Важно, чтобы молодежь могла бы и хотела бы брать пример с людей, живших в прошлом, знала, как люди решали свои проблемы, и что стало с теми, кто нарушал нравственные законы. Религия здесь выступает значимой частью духовной культуры человека во многом оказывающая влияние на развития человеческой истории
5 слайд Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Российской Федерации это эксперимент, целью которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, . Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер.
Учебный курс ОРКСЭ сложен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны, для его преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из области истории, литературы, культурологии, религиоведения (история мировых религий, основы вероучения различных конфессий, обрядово-культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.).
С другой стороны, основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе.
В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная сфера человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя.
6 слайд –прочитать
7 слайд –прочитать
8 слайд- прочитать
9 слайд- прочитать
Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Учителю ОРКСЭ чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник учебного процесса), иметь определенные навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно-образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.), уметь различными педагогическими приемами, способами и средствами поддерживать у школьников интерес к предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета.
Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность»
Необходимо организовать большую подготовительную работу с родителями, включающую изучение выбора обучающимися и родителями того или иного модуля, подготовку педагогов, материальной базы для преподавания курса. Для определения модуля курса проводить анкетирование родителей, родительские собрания, с целью учета интересов обучающихся и их семей. Обеспечить условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса.
В течение всего учебного года по курсу ОРКСЭ устанавливается безотметочная система оценивания. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет- незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся. В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Ведь именно семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании.
А у родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе.
Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников.
Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с ФГОС НОО, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и
социализации в будущем. В требованиях стандарта определены основные результаты начального общего образования, предполагающие:
- формирование у обучающихся предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умения учиться
- способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс восновных сферах личностного развития
- эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
- Вы можете выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал:
1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании
общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.
2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются аспекты гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:
•воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;
•воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине -России на основе знания ее исторического прошлого и культуры.
•воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод
сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;
•развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;
•развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;
•семейное воспитание -выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни .
Уважаемые родители!
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведётся преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В связи с этим выбор модуля курса ОРКСЭ для изучения школьником согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими ответственность за его воспитание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем , мы неизбежно обращаемся к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционног о мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры своих предков, обречен на духовное вырождение
Задачи курса
Работа с родителями.анкетирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы преподавания ОМРК.
Изучение «Основ религиозных культур и светской этики»...
Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"
В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...
Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)
Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...
Организация работы городской опорной школы «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ
Смена ценностных ориентиров общества, расширение информационного пространства заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. С целью обеспечения уч...
Доклад "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"
Статья "Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ" основывается на собственном, пока еще небольшом опыте педагога . Освещаются проблемы, с которыми довелось столкнуться в процессе преподаван...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания курса РКСЭ в начальной школе. Подчеркивается важность данного предмета в формировании целостной духовно-нравственной личности....