Умелые ладошки
рабочая программа (1 класс)
Программа по развитию мелкой моторики у младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ladoshki.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Титульный лист.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
1. Пояснительная записка.
2. Учебный план.
3. Содержание учебного плана
4. Формы аттестации планируемых результатов
5. Календарный учебный график.
Комплекс организационно-педагогических условий:
1. Методическое обеспечение программы.
2. Условия реализации
3. Оценочные материалы
4. Список литературы.
Пояснительная Записка
В современном мире прогресс автоматизации и функции управления на расстоянии освобождает человека от ручного труда. Человечество все реже пишет авторучкой, и использует ручной труд как в быту так и на производстве. Ручной труд уходит из жизни взрослых, а значит и детей.
Но как мы знаем человек, познает окружающий мир с помощью органов чувств- зрения, осязания, обоняния и слуха.
Происходящие изменения в современном обществе заставляет нас задуматься о развитии у современных детей мелкой моторики.
Направленность программы – социально педагогическая, так как представляет комплексную дополнительную образовательную услугу для детей дошкольного возраста и детей первых и вторых классов.
Актуальность – дошкольный возраст важнейший период в развитии каждого ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент всестороннего развития личности. Отсутствие детского сада в селе вносит свои запросы, а именно подготовить детей к школе. Данная программа позволит сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность у детей.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия проходят в непринужденной, активной игровой форме (с проговаривание детского фольклора), о также используются нетрадиционные способы лепки, рисования, клеения. Гимнастика пальцев, игры с привлечение бытовых и канцелярских предметов.
Отличительные особенности Работа в кружке «Умелые ладошки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. При постоянной смены видов деятельности и переключения внимания, данная методика позволяет детям активно и с удовольствием заниматься и не уставать. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, развитию всех необходимых навыков готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы опирается на исследования Л.В. Занкова и др. Нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов нарушений интеллекта на уровне умственной отсталости. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Цель программы - развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста и учащихся младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Обучающиеся:
-научатся управлять движением пальцев рук, глаз, рук;
- обучатся различным навыкам работы с бумагой, пластилином и другими предметами;
- проявят интерес к обучению.
Развивающие:
- развивать движения кистью и пальцами рук
-развивать способности управления работой рук со зрительным восприятием
- развивать творческую активность, мышление и фантазию
- развивать сосредоточенность, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, целенаправленность и самоконтроль
Возраст и возрастные особенности: дети дошкольного возраста и учащиеся младшего школьного возраста.
Сроки реализации: 6 месяцев (24 недели, 24 занятия)
Общее количество часов в год: 24
Количество часов в неделю: 1 час
Количество человек в группе-15
Продолжительность занятия-20-25 мин.
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Формы и режим занятий:
индивидуальная, групповая, фронтальная, очная и дистанционная.
Очная - класс.
Дистанционная- Чат Viber.
Создания группы в месенджере Viber:«Умелые ладошки», в которой еженедельно выдаются задания с применение практических занятий по картинкам, проводятся индивидуальные консультации по телефону с участием преподавателя и обучающегося, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Предметные:
Обучающиеся научатся:
-владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («игра на барабане» и т.п.).
-соизмерять визуально предметы
-изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, ниток, пакетов и т.п.
- работать с трафаретами;
-застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
-завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;
-выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы);
- наносить краски разными способами (кистью, ватной палочкой, губкой и др;
-основным формам штриховки (вертикальная. Горизонтальная);
Личностные:
У обучающихся сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам;
-внутренняя мотивация к самоконтролю;
-внимательность, усидчивость, самостоятельность;
-навыки художественного вкуса, любознательность, интерес к творчеству;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
-планировать свои действия на отдельных этапах своей работы;
-использовать приемы, полученные при обучении;
-планировать движение кисти и пальцев рук;
-осуществлять координацию рук со зрительным восприятием;
-понимать и принимать полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
Коммуникативные УУД :
-включаться в диалог с учителем и сверстниками;
-работать в группе, управлять поведением;
-обращаться за помощью;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника и преподавателя;
-договариваться о распределении функций в совместной работе;
-выражать собственное мнение;
- умение контролировать свои эмоции;
Личностные УУД :
-учащиеся дают нравственную оценку;
- у учащихся сформирована мотивация к обучению;
Познавательные УУД:
-учащиеся умеют составлять модель своей работы;
-учащиеся умеют строить логические цепочки, размышлять;
-учащиеся владеют навыками работы с ножницами, клеем, карандашом, бумагой, пуговицами и т.д.;
-учащиеся умеют анализировать свои действия;
-учащиеся умеют находить пути решения своих задач;
Способы определения результативности реализации программы
- наблюдать, сравнивать, анализировать;
- называть функциональное назначение инструментов;
-обладать приемами безопасной работы ручными инструментами;
-подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- находить оптимальные технологические способы изготовления;
-планировать практическую деятельность;
-осуществлять самоконтроль.
Формы подведения итогов
На разных этапах обучения проводится контроль уровня усвоения программы и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом. Итоговый этап является показателем освоения программы, а также объединяет детский коллектив. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
-опрос,
-самостоятельные работы,
-конкурс,
-презентация своей работы.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | Форма контроля\аттестация | ||
теория | практика | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Входная диагностика, викторина. | ||
2 | Пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся стишками и потешками. | 3 | 0,5 | 0,5 | Пальчиковая игра. | |
3 | Аппликация | 4 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | |
4 | Графические упражнения | 6 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, опрос, выставка. | |
5 | «Послушный карандаш» | 6 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, анализ. | |
6 | Игры и действия с предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. | |
7 | Лепка | 2 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | презентация своей работы, выставка для родителей. |
Содержание учебного плана
Вводное занятие:
-знакомство детей с работой данной программы.
Пальчиковая гимнастика:
- игры при помощи пальцев рук, сопровождающиеся детским фольклором;
-сжимание и разжимание пальцев в кулачки, массаж для пальцев и рук.
Аппликация:
-техника безопасности при работе с бумагой и ножницами
-знакомство с различными видами материалов: бумагой, бросовым материалом, клеем и т.п.;
- знакомство с инструментами при выполнении самостоятельных работ, с их назначением и применением;
-знакомство со свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая)
-приемы работы с бумагой и бросовым материалом: вырезание, разрезание, изготовление деталей.
Графические упражнения – познакомиться с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические диктанты (петли , прямые, кривые, части геометрических фигур и т.д.), дорисовать, обведи по контуру, работа с трафаретами.
Прирученный карандаш- рисуночные задания штриховки, графические диктанты.
Игры и действия с предметами - игры с цветными палочками , камушками, карандашами, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с бумагой, шариками и др .
Лепка- знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Выполнение разных видов работы с различными инструментами. изготовления изделий и аппликации путем пластилинографии . Умение безопасной работы с пластилином.
Итоговое занятие- презентация своей работы, выставка для родителей.
Календарно учебный график
№п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Месть проведения | Форма контроля |
1 | 15:00 | очная | 1 | Вводное занятие. | класс | Входная диагностика(наблюдение. | ||
2 | 15:00 | очная | 1 | Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками | класс | Наблюдение, опрос. | ||
3 | 15:00 | очная | 1 | Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками | класс | Наблюдение, опрос. | ||
4 | 15:00 | очная | 1 | Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками | класс | Наблюдение, опрос. | ||
5 | 15:00 | очная | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
6 | 15:00 | очная | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
7 | 15:00 | очная | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
8 | 15:00 | очная | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
9 | 15:00 | очная | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
10 | 15:00 | очная | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
11 | 15:00 | очная | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
12 | 15:00 | очная | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
13 | 15:00 | очная | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
14 | 15:00 | очная | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
15 | 15:00 | очная | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
16 | 15:00 | очная | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
17 | 15:00 | очная | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
18 | 15:00 | очная | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
19 | 15:00 | очная | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
20 | 15:00 | очная | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
21 | 15:00 | очная | 1 | Игры и действия с предметами | класс | Наблюдение. | ||
22 | 15:00 | очная | 1 | Лепка | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс | ||
23 | 15:00 | очная | 1 | Лепка | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс | ||
24 | 15:00 | очная | 1 | Итоговое занятие | класс | Выставка для родителей. |
Календарно учебный график дистанционных занятий
№п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Месть проведения | Форма контроля |
1 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Вводное занятие. | класс | Входная диагностика, викторина. | ||
2 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками | класс | Наблюдение, опрос. | ||
3 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками | класс | Наблюдение, опрос. | ||
4 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками | класс | Наблюдение, опрос. | ||
5 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
6 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
7 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
8 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Аппликация | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс. | ||
9 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
10 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
11 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
12 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
13 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
14 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Графические упражнения | класс | Наблюдение, опрос. | ||
15 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
16 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
17 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
18 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
19 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
20 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | «Послушный карандаш» | класс | Наблюдение, анализ. | ||
21 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Игры и действия с предметами | класс | Наблюдение. | ||
22 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Лепка | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс | ||
23 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Лепка | класс | Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс | ||
24 | 15:00 | Дистанционная- Чат Viber. | 1 | Итоговое занятие | класс | Выставка для родителей. |
Комплекс организационно-педагогических условий:
Методическое обеспечение:
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ иллюстраций, просмотр презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, массаж;
Условия реализации:
Количество часов занятий в неделю регламентируется учебным
планом- 1 час в неделю. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Время занятий составляет-25 мин. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса. В группу записываются все желающие.
Оценочный материал:
Для отслеживания результатов проводится система оценивания:
-викторина;
- наблюдение;
- опрос;
-самостоятельная, коллективная работы;
-выставка.
Литература:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная физминутка "Ладошка"
Физминутка представляет собой игровой массаж, который имеет важное значение в развитии ребёнка....
Нетрадиционная техника рисования ладошками. Мастер-класс.
Мастер-класс предполагает групповое занятие.Рисуя, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Сравнение цвета краски с окружающими пред...
Презентация "Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки"
презентация к уроку...
Программа внеурочного занятия "Кулачки-ладошки"
Программа внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр...
Классный час "Ладошка к ладошке"
На классный час я пригласила учеников 2 класса с той целью, чтобы ребята моего класса могли понять, что существует дружба не только среди одноклассников. Хотелось создать добрые взаимоотношения ...
Презентация к классному часу "Ладошка к ладошке"
На классный час я пригласила учеников 2 класса с той целью, чтобы ребята моего класса могли понять, что существует дружба не только среди одноклассников. Хотелось создать добрые взаимоотношения ...