Программа внеурочного занятия "Кулачки-ладошки"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Дамдын Долаана Алексеевна

Программа внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_kulachki-ladoshki.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр

Движения руки всегда тесно связаны

с речью  и способствуют ее развитию.

В.М. Бехтерев.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.

"Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время Р.Штайнер доказал, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

  Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Еще во II веке до н.э. в древнем Китае было известно влияние мануальных действий (действий рук и пальцев) на развитие мозга человека: игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Чем же обусловлена такая связь?

Дело в том, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупукнктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами, что улучшает память, умственные способности ребенка, устраняет его эмоциональное напряжение, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

В русской народной педагогике созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Современные исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга, высшей нервной деятельности, развитием речи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков речи.

Содержание программы

Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен приобрести навыки чтения и письма, стать заинтересованным учеником. А если не все гладко? А если у ребенка есть определенные проблемы? Дополнительный час занятий на кружке в неделю призван помочь начинающему школьнику.

В современной педагогике недостаточно внимания уделяется эмоциональной сфере личности ребенка. Поэтому отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению, пополнению словарного запаса и общему развитию речи – это путь через игру, фантазирования, сочинительство, всего этого можно добиться, занимаясь по программе «Развитие речи с использованием пальчиковых игр».

        Программа решает одну из важных проблем – культуру речевого поведения ребенка в современном обществе. Позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системы русского языка, элементами грамоты.

     Предлагаемая программа - основополагающая по организации  работы по обучению детей 7-8 лет общению.

Данная программа относится к внеучебной деятельности, разработана для детей 1 «б» класса, которые участвуют в эксперименте по введению ФГОС.  Количество часов в неделю – 1 час, в год – 33 часов.

Цели программы:

- использовать потенциальные возможности школьников в совершенствовании устной речи;

-  формировать коммуникативно-речевую компетентность детей;

- развивать   творческие способности детей с использованием пальчиковых игр;

- активизировать мелкую моторику рук.

Задачи программы

- обогащать словарный запас ребенка, развивать грамматический строй, связной речи;

- воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения;

- развивать мыслительные способности детей, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

- выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;

- развивать эстетические способности;

- развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание;

- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;

Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие человека. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и начальный периоды. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения.

Какую же речь следует считать хорошей, к чему стремиться учителю и ученику? Программы начальной школы предъявляют следующие требования к уровню развития речи:

Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.

Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход от одного высказывания к другому, структурированность мысли.

Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения использовать синонимы, сравнения.

Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

Ясность речи – это доступность ее для людей, к которым она обращена. В этой области важную роль имеет произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение интонировать. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, при которых ребенок плохо выговаривает некоторые звуки ([р], [л], [с], [ш]). Поэтому методика развития речи тесно связана с логопедией. Помочь ребенку в решении таких проблем – одна из задач кружка.

В занятия включаются словарная работа, работа над лексической составляющей, звуковая подготовка (чистоговорки, скороговорки, рифмовки).

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, на ее выразительность, формирование творческих способностей.

 Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает  школьникам успешно овладеть навыками письма.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии  с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптацию дошкольников.

Ожидаемые результаты.

В конце учебного года от учащихся ожидаются следующие результаты:

  1. выполнять артикуляционные упражнения;
  2. делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
  3. слышать рифму, ударения, делить слова на слоги
  4. произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
  5. выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
  6. составлять предложения с заданными словами;
  7.  согласовать свои действия с другими детьми;
  8. запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
  9. выполнять упражнения и ритмические движения пальцами;
  10. уметь «рассказывать руками» целые истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...