Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тема урока: Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки
Тип: Урок изучения нового материала
Цели:
- Формировать знаний о технологии создания театральной игрушки
- Знакомство с понятиями театр, театральная игрушка
- Формировать знания о театральной игрушке и её особенностях, о навыках самостоятельной работы над игрушкой
- Формировать представление о конструкции и приемах изготовления пальчиковой куклы из бумаги
- Учить конструировать пальчиковые куклы на основе туловища-трубочки
- Развитие творческого воображения, фантазии, расширение кругозора, воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества
- Осуществлять межпредметные связи с литературой
Оборудование урока: белая бумага, карандаши, акварель, ножницы, клей
Зрительный ряд: ширма, игрушки, изображения персонажей кукольного театра
ХОД УРОКА
I. Организация класса
–На уроке у нас много гостей! Давайте их поприветствуем!
-А сейчас красиво встали, улыбнулись, настроились работать! Тихонько садимся.
II. Вводная беседа (10 мин)
-Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в кукольный театр
-А что такое театр кукол? (высказывания детей)
Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой
-Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, а иногда устраивали различные хитрые приспособления и заставляли кукол поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища стали похожи на театральное представление.
-Существует множество кукольных театров, но самым знаменитым театром кукол является театр, созданный Сергеем Владимировичем Образцовым. Находится он в городе Москве. Знаменит этот театр своими сказочными часами, которые находятся на центральной стене
-Кто играет на сцене кукольного театра?
-По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.
-К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.
-Напольные в отличие от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей
.
- ПЕРЧАТОЧНЫЕ - Примеры таких кукол лежат у вас на партах. Данные куклы надевают на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра. Указательный палец – голова. Большой и средний - руки.
-Давайте попробуем научиться управлять такими куклами (пошевелили ручками, поклонились, имитируем ходьбу куклы.
- ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.
- Примером такой куклы служит бабушка. Управлять такой куклой гораздо легче.
- ТЕНЕВЫЕ - основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)
- ТРОСТЕВЫЕ - куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.
- МАРИОНЕТКИ (куклы на нитках) - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.
ФИЗМИНУТКА (МАРШРУТ) – 2 МИНУТЫ
- Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно
-На какие 2 группы, по способу управления делятся куклы?
-Какие куклы относятся к верховым, напольным?
- Сегодня наш урок труда будет проходить в сказочной мастерской. Но сказку мы будем делать своими руками.
-Какая сказка сегодня у нас получится, вы должны догадаться сами, отгадав по загадкам ее героев.
- Белым был зимою снежной, Летом он сменил одежду. Серым стал косой зверек, Кто узнал пусть назовет……. Заяц (Выставляю на доску зайца)
- Рыжая плутовка, Обманывает ловко. Её боится мышка, И зайка – шалунишка, Хоть сама в лесу живет , Из деревни кур крадет………. Лиса (Выставляю на доску лису)
- Кто зимой холодной, Бродит злой голодный?...............Волк (Выставляю на доску волка)
- Бурый, косолапый, Зимой в берлоге спит причмокивая лапу………….Медведь. (Выставляю на доску медведя)
- Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК). ...
-Эти герои, из какой сказки?
-А сейчас я вам предлагаю переместиться в школьный кукольный театр и посмотреть сказку «Колобок». Участниками являются ребята, которые посещают школьный театральный кружок.
Дети показывают сказку «Колобок» (10 мин)
ФИЗМИНУТКА (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ, «На раз……») – 2 мин
-Какую сказку показали нам ребята?
-Назовите главного героя этой сказки
-Охарактеризуйте главного героя. Какой он? (непослушный, зазнайка, глупый)
-К чему привело непослушание Колобка?
-Какой сделали вывод для себя?
-Какие куклы были использованы? (перчаточные)
- К какой группе относятся перчаточные куклы? (верховые)
III. Работа над заданием (5 мин)
-Сегодня на уроке мы будем изготавливать головки для перчаточных кукол к сказке «Колобок»
- А к какой группе относятся перчаточные куклы? (к верховым)
-Для работы нам понадобится:
- Бумага белая
- Клей
- Кисточка
- Карандаш простой и цветные карандаши
- Акварель
Организация рабочего места, повторение правил ТБ при работе с ножницами и клеем.
Памятка о работе с бумагой
1 ученик: Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться.
А еще – ее всегда не хватает особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно и экономно.
Памятка о работе с ножницами
2 ученик: У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать – они ему помогают. Но если с ними баловаться крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать резать и рвать всё, что оказывается рядом, руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны и платья, доставляя кучу неприятностей.
А вообще они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по – настоящему помогут во многих делах. Попробуйте с ними поговорить, и они вам обо всем расскажут.
Памятка о работе с клеем
3 ученик: Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать всё кое-как, то работа получается неаккуратная, некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно – клей ему помогает. А когда он высохнет, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезнут. Вот он, какой клей ПВА.
-Работать мы будем группами. Каждая группа должна изготовить героев этой сказки, а именно: колобка, волка, лису, медведя, зайца
Последовательность работы:
- Изготовление кукольного туловища-цилиндра по размеру пальца руки (объяснение и показ)
- Изготовление головы куклы (по шаблону) – 2 детали (объяснение и показ)
- Сборка, приклеивание деталей к туловищу
- Выполнение декоративной разметки куклы (использование акварели, цветных карандашей)
IV. Самостоятельная работа учащихся (звучит музыка) (14 мин)
V. Итог урока (2 мин)
-Давайте посмотрим, какие работы у нас получились. Наденьте их на пальцы. И попробуйте представиться.
(Учитель отмечает тех ребят, чьи работы выразительны, аккуратны, завершены. Уборка рабочих мест)
- Что интересного узнали на уроке про кукольный театр?
VI. Домашнее задание: придумать и изготовить пальчиковую куклу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки"
презентация к уроку...
Программа кружка "Театр на ладошке"
Программа кружка рассчитана на учеников 4 класса. В программу включены задания по теории, практическая деятельность, творческие игры, направленные на развитие способностей детей....
Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки
Представленный урок – третий урок в разделе «Работа с бумагой и картоном» и содержит сведения по теме «История кукольного театра. " Урок состоит из следующих основных этапов: организа...
Использование конструктора LEGO WeDo, как инструмента для обучения учащихся конструированию,моделированию и основам изобретательской деятельности
Описание опыта работы с конструктором LEGO WEDO, перечисление УУД, которые можно развить с помощью этого конструктора....
Конспект внеурочного занятия «Пальчиковый театр. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки».
Конспект внеурочного занятия на тему «Пальчиковый театр. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки»....
Презентация «Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода в обучении»
Проектирования уроков деятельностной направленности для стимулирования роста творческого потенциала педагогов начальной школы....
Технологическая карта урока по технологии в 4 классе. Тема «Конструирование игрушки на основе конуса»
Технологическая карта урока по технологии.4 класс. Тема «Конструирование игрушки на основе конуса»...