Игры на развитие слухового восприятия.
учебно-методическое пособие (1 класс)
Веселые игры помогут ребенку обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, развить и сформировать не только слуховое восприятие, но мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_na_razvitie_sluhovogo_vospriyatiya.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
👂Игры на развитие слухового восприятия.
Веселые игры помогут малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, развить и сформировать не только слуховое восприятие, но мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы.
🗣”Скажи, что ты слышишь?”
Игра развивает умение прислушиваться и определять источник звука. Хорошо поиграть на прогулке (там больше разнообразных звуков).
Предложите ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (пение птиц, сигнал машины, шорох листьев, разговор прохожих и т. д.). Спросите где этот звук? (далеко, близко, впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу). Обязательно открыть глаза и проверить!
🎺 “Что прозвучало?”
Игра развивает словарный запас и умение различать на слух звучащие предметы.
Выберите несколько звучащих предметов: колокольчик, пищалка, шуршащая бумага, емкости с камешками, горохом, манкой.
Предложите ребёнку послушать как звучат разные предметы. Назовите и предмет, и как заучит (звенит, шуршит, стучит, трещит и др.), затем ребёнок должен закрыть глаза, послушать звук и определить «Что звучало?».
Начните играть с различения более контрастных звуков, постепенно усложняя задание, предлагая узнавать и различать звуки, близкие по звучанию (наполнители с разными крупами, колокольчики с разным звучанием и др.) Слушать и различать можно совершенно разные предметы (ножницы режут, льётся вода из чайника, шуршит пакет, щёлкает выключатель и др.)🪗🥁🎸🎻
🔔 “Где звенит?”
Игра развивает ориентацию в пространстве.
Ребенок находиться в середине комнаты, закрывает глаза или отворачивается. Взрослый звонит в колокольчик или бубен, стучит молоточком и др., отойдя от ребёнка и там же оставляет игрушку; затем встаёт рядом с малышом. Ребенок по направлению звука определяет где звучала игрушка и открывает глаза, проверяет себя.
🗣 «Жмурки»
Развивает ориентацию в пространстве. Ребенку завязывают глаза, и он должен найти ведущего с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) и при этом звонит.
Усложнить игру можно поиграв с голосом, выбрав «волшебное» слово или даже один звук (ребёнок слышит, идёт на звук). Говорить можно громко, тихо. В этом случае развиваем восприятие звучащей речи.
👏« Топ-топ, хлоп-хлоп»
Развитие координации движений и чувства ритма.
Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, ребёнок под тихий звук просто шагает, под громкий звук хлопает, под очень громкий - топает. Можно придумать свои движения: тихо - малыш идет на носочках, под громкий звук - шагом, под более громкий - бежит.
🐥«Наседка и цыплята»
Игра развивает слуховое восприятие (звука и речи) и понятия о количестве.
Наседка (взрослый) зовёт цыплёнка, а цыплёнок слушает и отзывается. Если мама, например, позовёт 3 раза (ко-ко-ко), ребенок, должен пропищать 3 раза (ПИ-ПИ-ПИ) и т.д.
Можно разнообразить задание и стучать «клювом», а «цыплёнок» столько же раз повторяет (пи-пи), можно более старшему ребёнку показать карточку с цифрой, а «цыплёнок» отзывается столько же раз.
🙎♀️«Продавец и покупатель.»
Игра развивает слуховое восприятие, словарь и фразовую речь.
Взрослый - продавец, ребёнок- покупатель. На «прилавке» 2-3 коробки (затем число, их можно увеличить) в каждой разный вид крупы (горох, рис, пшено, мука и пр. ) Покупатель входит в магазин, здоровается и просит нужную ему крупу, рассказав для чего (сварить кашу, плов, суп...) Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить в какой коробке нужная ему крупа (предварительно познакомить малыша с продуктами, поместив продукты в коробку, встряхнуть и дать возможность прислушаться к звуку. В магазине могут продаваться не только крупы, но и спички, скрепки, камушки, значки и др.), главное подобрать разные шумы (от тихого до громкого).
😻«Кто это?»
Игра формирует понятия по теме «Животные и птицы», формирует звукоподражание.
Приготовить несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок выбирает одну картину. так, чтобы взрослый ее не видел и подражает крику животного и его движениям, а взрослый должен догадаться «кто это?».
👻«Шепот»
Развивает остроту слуха.
Взрослый отходит па определенное расстояние становится, напротив ребёнка и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, взрослый делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
👌«Слушай и выполняй»
Развивает слухо-речевую память, понимание словесных инструкций и фразовой речи.
Взрослый называет несколько различных движений не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем перечислить последовательность проделанных упражнений. Далее на одно движение больше и т.д. Например: руки вверх, руки на пояс (2 движения). Далее: руки в стороны, руки на голову, руки к плечам (3 движения) и т.д.
За правильное, точное выполнение можно ребёнка поощрять (за каждое правильно выполненное действие - 1 балл (фишка, картинка и др.)
🗂«Лото»
Развивает внимание, словарь и умение соотносить слово с изображением предмета. Для игры подойдёт любое детское лото. Взрослый и ребёнок берут большие карты, а потом по очереди берут маленькие карточки и называет каждую из них. К кого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня...» — и называет предмет. Побеждает тот, кто быстрее заполнит большую карту. Взрослый может быть не внимательным, а ребёнок - помогать увидеть карточку!
🙋♂️”Кто летит (бежит, идет, прыгает)?”
Цель игры - произвольное внимание, накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов. В начале игры водящим должен быть взрослый, в дальнейшем, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Водящий: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а тв каждый раз поднимай руку. Но внимательно слушай, что я говорю; я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руку поднимать нельзя!»
В начале игры ведущий говорит медленно, останавливаясь после каждый фразы, давая время подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и, в конце концов, ввести еще одно усложнение — водящий - путает (сам каждый раз поднимает руку, независимо от того, следует это делать или нет).
😉 «Запомни больше»
Игра развивает слухо-речевую память. Взрослый называет сначала одно слово, ребёнок повторяет. Затем два, затем три и т.д. Играющие должны повторять слова в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается ошибкой (можно набирать штрафные очки). Лучше называть слова по лексическим темам (овощи, животные и т.д.) В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности.
👍По аналогии можно придумать много весёлых и полезных игр.
😊Хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...
Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке
Выступление на дефектологическом всеобуче по теме" Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке"...
Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия"
Коррекционная педагогика...
Игры на развитие слухового восприятия.
Рекомендации родителям для развития слухового восприятия детей в домашних условиях....