Игры на развитие слухового восприятия.
консультация по логопедии

ФОМИЧЁВА Евгения Александровна

Рекомендации родителям для развития слухового восприятия детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_sluhovogo_vospriyatiya.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие

слухового восприятия.

Учитель – логопед

Фомичёва Е.А.

Взаимодействие между людьми осуществляется в первую очередь при помощи речи. Бесконтрольное «зависание» детей в гаджетах приводит к тому, что многие дошкольники и ученики начальных классов не только сами не имеют нарушения речи, но с трудом воспринимают информацию на слух.

Мы живём в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребёнок слышит множество звуков: шелест листьев, шум автомобилей, музыка, речь людей… но эти слуховые впечатления у малыша сливаются, поэтому способность слушать и слышать нужно целенаправленно развивать поэтому и нужны игры для развития слухового восприятия.

Именно игра поможет ребёнку открыть особый мир звуков, сделать их важными и значимыми. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Слуховое внимание – это умение сосредоточиться на определённой группе звуков, выделить из потока речи важную информацию, проанализировать её и преобразовать в картинку, с которой в дальнейшем уже можно работать в памяти.  Так же это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребёнка от природы острый слух, такая способность не возникает сама собой.

Развитие слухового внимания помогает научиться слышать и слушать то, что говорит собеседник, так же оно необходимо для чёткой артикуляции звуков, способствует расширению словарного запаса, и грамматически верному построению фраз и предложений. Слуховое внимание стимулирует развитие устной и письменной речи, тем самым давая ребёнку толчок к общению и налаживанию коммуникаций

Цель описанных ниже игр – помочь детям научиться сознательно пользоваться слухом.

«Звучащие коробочки».

В одинаковые коробочки или баночки насыпаем разные наполнители (это может быть горох, песок, ракушки, рис, соль, бусинки...). нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества. Задача ребёнка: найти одинаково звучащие коробочки.

«Угадай, что звучит».

Взрослый издаёт звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан, погремушка, бубен, ксилофон, маракасы,...) , а ребёнок угадывает, какой инструмент сейчас звучит.

Кстати, британские исследователи говорят, что музыкальные игрушки помогают развивать слуховое восприятие ребёнка. поэтому поощряйте музыкальные игры и помогайте ребёнку играть хотя бы простейшие мелодии.

Кроме работы с неречевыми звуками, обязательно развивайте способность ребёнка к восприятию речевых звуков, учите вслушиваться в слова.

Звуковая ориентация в пространстве.

Упражнение на концентрацию внимания, когда ребёнку необходимо определить источник и направление звука. Смысл задания таков: тренируемому завязывают глаза и просят угадать, откуда раздаётся определённый звук , и показать направление рукой. Источником звука может быть колокольчик, телефон, игрушка.

«Что ты слышишь?».

 Эта игра не только развивает остроту слуха и умение сосредотачивать внимание, но и обучает правильно воспринимать словесную инструкцию.                                                                С расстояния в полтора – два метра шёпотом позовите ребёнка. А затем так же шёпотом давайте ему короткие и простые задания: «Принеси мне, пожалуйста, зайку. Положи кубик на полку…». Говорить надо тихо, но чётко. Эту игру тоже очень удобно трансформировать. Можно играть в маминых помощников и в роботов, которые дают инструкции и задания.

Детские песенки и потешки.

Наши неизменные помощники для развития слухового восприятия детей. Пойте ребёнку как можно чаще! О той пользе, которую песенки и потешки принесут ребёнку, можно рассказывать очень долго.   Слуховую память, речь и внимание хорошо развивает разучивание коротких стишков, пословиц, поговорок. Во время чтения взрослым необходимо чётко и правильно проговаривать каждое слово, так как ребёнок воспринимает его речь как определённый эталон.

«Да или нет».

Взрослый задаёт вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы примерно такие: «У куклы есть платье? А у машинки есть платье? Мячик умеет прыгать? Мы спим на мячике? А шкаф умеет ходить?..»

«Общий звук».

В следующую игру можно играть в дороге или в очереди. Взрослый называет три слова, а ребёнок отгадывает, какой общий звк объединяет се эти слова. Например, «лыжи, жук, жизнь – [ж]», «лиса, соль, любовь – [ль]» и т.п.

«Съедобное – несъедобное»

Думаю, все знают эту замечательную игру с мячом. Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь предмет. И если назван съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, а несъедобный – не ловит.   Если ребёнок ловит несъедобный предмет, иногда можно попросить изобразить, как он этот мяч ест. Так к игре добавляется артикуляционная гимнастика.

«Доскажи словечко».

Ещё одна хорошая игра с мячом. Взрослый кидает мяч и произносит первую часть слова, а ребёнок ловит и договаривает окончание. Например, вы говорите: «МО», а ребёнок подхватывает: «РЕ» или «ДА». С помощью этой игры хорошо развивается не только фонематический слух, но и активный словарный запас.

«Недостающее слово».

Игровая ситуация, при которой хорошо развивается память и фонематический слух. Суть данной игры: взрослый несколько раз прочитывает стихотворение или отрывок из него, затем ненароком пропускает слово и просит ребёнка его вспомнить и произнести.

Фонетический анализ «На глаз».

В данном упражнении задействованы зрительный и слуховой анализаторы. Такие задания требуют много усилий и особой концентрации.

Взрослый задаёт звук (слог, группу звуков) и просит ребёнка смотреться вокруг и показать/назвать предметы, в которых данный звук (слог) присутствует. Усложняем задание, определяя точку позиции слога в слове, например, в конце.

Итак, развивать слуховое восприятие можно в игровой форме, и каждая мама может научить этому своего ребёнка. Умение слушать и слышать помогает возникновению верного звукопроизношения, формирует правильную речь ребёнка.

Каждая мама способна стать лучшим учителем для своего ребёнка. Научите ребёнка слышать звуки и вслушиваться в слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление

В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию восприятия временных отношений

Методические рекомендации и дидактические игры  по развитию восприятия временных отношенийу детей с ЗПР...

Нравственно-эстетическое воспитание детей в начальной школе через восприятие живописи посредством игры и вовлеченности в процесс.

Данный материал  включает в себя  художественно-педагогические разработки, авторские игры и уникальные материалы , направленные на развитие у детей начальной школы чувства красоты и эстетики...

Игры на развитие фонематического восприятия

Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к уч...

Дидактические игры на развитие восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья

Для работы по развитию восприятия и формированию представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и отношениях, можно найти игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отн...