Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сидоркина Ирина Михайловна

Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по развитию зрительного восприятия и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия

В рамках реализации новых подходов и стратегических  преобразований, которые регламентируются  Федеральными Государственными образовательными Стандартами,  в сегодняшнем образовании детей с проблемами в развитии особое место отводится комплексной диагностике и мониторингу достижений детьми планируемых результатов в освоении различных коррекционных программ.

Работа по развитию зрительного восприятия, являясь одним из важнейших направлений коррекционно-образовательного  процесса в классах для детей с нарушением зрения тоже строится с учетом новых подходов к развитию, обучению и воспитанию детей, имеющих функциональные расстройства зрительного анализатора.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.  

Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех важнейших функций зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе и  способствующими развитию всех сторон зрительного восприятия.

Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития по классам и достижения планируемых промежуточных и итоговых  освоения детьми с нарушении ем зрения коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.

Диагностика зрительного восприятия, его механизмов и свойств, повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Изучение умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания, функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности. 

Субъект мониторинга – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения зрения.

Формы мониторинга -   игровые коррекционно-диагностические  занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.

Периодичность и сроки проведения мониторинга:

Стартовый этап: 1-3 неделя сентября

Итоговый этап: 2-3 неделя мая

Оценка функций зрительного восприятия.

Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по трехбалльной   шкале.

Не выполняет - 0

Выполняет с физической подсказкой - 1 

Выполняет со словесной подскок - 2

Выполняет самостоятельно - 3

Оценка проходит во время диагностического обследования детей.

Описание системы мониторинга.

Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.

В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам зрительного восприятия в соответствующие графы таблицы.

Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого». 

Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня зрительного восприятия и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по развитию зрительного восприятия.

Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель в классе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и  делении его на количество детей в классе.

Этот показатель используется для учета   результатов по каждому классу по всем  разделам программы зрительного восприятия.

В конце учебного года после подсчета итоговых показателей в классе  делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.

Полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать  инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса :учителей, психологов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей

Мониторинг составлен на основе пособия:

1. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

3.  Дружинина, Л.А. Современные подходы к организации образовательного процесса в работе с детьми, имеющими нарушения зрения: лекции по курсу

4. Дети с амблиопией и косоглазием /Под ред. Г.В. Никулиной. СПб., 1999

1 класс

Исследуемые параметры

Характеристика выполнения задания (высокий уровень)

Начало года

Конец года

1

2

3

I. Исследование восприятия цвета
1. Узнавание и называние цвета

2. Соотнесение объектов по цвету

3. Фиксация цвета по насыщенности

4. Выделение цвета в окружающей среде

II. Исследование восприятия формы
1. Узнавание и название формы

 

 

2. Соотнесение форм и фигур

3. Соотнесение фор мы, фигуры и их предметного изображения

4. Локализация

5. Дифференцирование сходных форм

III. Исследование восприятия размера
1. Соотнесение предметов по величине

2. Словесное обозначение величины 

3. Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания

Всего 12 параметров. 

Не выполняет - 0

Выполняет с физической подсказкой - 1 

Выполняет со словесной подскок - 2

Выполняет самостоятельно - 3

На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого 

От 0 до 12– низкий уровень

От 12-18 – уровень ближе к среднему

От 18-24 – средний уровень

От  24-30– уровень выше среднего

От 30-36 – высокий уровень

2 класс

Начало года

Середина года(январь)

Конец года

Общая моторика:

1.Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске.

2.Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

Мелкая моторика:

3 Рисовать в воздухе (на доске, на бумаге) обеими руками в одну сторону вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, параллельные, фигуры (формы).

4 Последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее.

5 «Кольцо» соединить указательный и большой пальцы ведущей; другой руки.

6 «Чудесный мешочек»: узнай на ощупь; чего не стало.

 7 штриховка

8 Графические диктанты

Зрительно моторная координация:

9 лабиринт

10 Выложить дорожку из фасоли 

Зрительное восприятие:

11  Дорисовать фигуры

12 Собрать разрезную картинку.

13 Восприятие формы( призма, пирамида ,параллелепипед ,конус)

14 Восприятие предмета на зашумленном фоне, пунктиром и т.д.


Всего 14 параметров. Каждый верно полученный результат оценивается как 1 балл.

На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого 

Не выполняет - 0

Выполняет с физической подсказкой - 1 

Выполняет со словесной подскок - 2

Выполняет самостоятельно - 3

От 0 до 12 – низкий уровень

От 12 -24 – уровень ближе к среднему

От 24-20 – средний уровень

От  20-36 – уровень выше среднего

От 36-42 – высокий уровень

3 класс 

Начало года

Середина года

Конец года 

Общая моторика:

1 Бросить мяч педагогу и поймать его в обратном броске.

2. Пройти по одной линии, приставляя носок к пятке.

Мелкая моторика:

3 Обведение через кальку

4 штриховка

5 Графические диктанты на листе в клетку

6 Графические задания на листе в линейку

7 Построение геометрических фигур по линейке на листке в клетку

Зрительно моторная координация:

8 веревочка

9 лабиринт

Зрительное восприятие:

10. Дорисовать фигуры

11. Построение плоских и объемных геометрических фигур

12. Умение работать с простейшим тестом

  13 .Умение работать с простейшим текстом (умение ориентироваться в тексте)

14. умение ориентироваться на циферблате

15. Целое и части

16. Конструирование по образцу

17. Конструирование по представлению ,опираясь на образы зрительной памяти

18. Работа с циркулем





























Всего 18 параметров. На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого 

Не выполняет - 0

Выполняет с физической подсказкой - 1 

Выполняет со словесной подскок - 2

Выполняет самостоятельно - 3

От 0 до 18– низкий уровень

От  18 -24– уровень ближе к среднему

От 30 -42– средний уровень

От   42-48 – уровень выше среднего

От  48-54 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы          Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...

"Технологии достижения планируемых результатов освоения программ НОО по предметам"

Раскрыты основные принципы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, принципы безотметочного обучения, приёмы оценочной деят...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...