Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
учебно-методический материал по теме

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педагогических кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_fgos.docx27.55 КБ
Office presentation icon otsenivanie_fgos.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

 Система оценки достижения планируемых результатов освоения про-

граммы.

Общие положения.

         Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития школы, системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников школы.

         Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени НОО выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для ка-

ждой программы, предмета, курса.

         При оценке результатов деятельности школы и ее педагогических работников основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения Программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

          Особенностями системы оценки являются:

       комплексный подход к оценке результатов образования (оценка пред-метных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

       использование планируемых результатов освоения основных образова-

тельных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;          

       оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

       сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

       использование персонифицированных процедур итоговой оценки и ат-тестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состоя-ния и тенденций развития школы;

       уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструмен-тария и представлению их, ведение оценки индивидуальных образователь-ных достижений «методом сложения», при котором фиксируется достиже-ние опорного уровня и его превышение;

       использование накопительной системы оценивания, характеризующей

динамику индивидуальных образовательных достижений - Портфель дости-жений;

       использование наряду со стандартизированными письменными или ус-

тными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных ре-

зультатов

   Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы фор-

мирования УУД у обучающихся на ступени НОО.

8.2.1. Достижение личностных результатов.

        Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную дея-тельность, реализуемую семьёй и школой.

       Объектом оценки личностных результатов начального образования является:

      сформированность внутренней позиции обучающегося, которая нахо-дит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

      ориентация на содержательные моменты образовательного процесса— уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения;

      сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордо-сти за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических со-бытий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способно-сти к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

      сформированность самооценки, включая осознание своих возможнос-тей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неу-спеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

      сформированность мотивации учебной деятельности, включая со-циальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к со-вершенствованию своих способностей;

       знание моральных норм и на основе сформированность морально-эти-ческих суждений, способности к решению моральных проблем децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); спо-собности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

       Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

       Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:

      1) в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследо-

ваний специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;

      2) в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформи-

рованности отдельных личностных результатов).

           Оценка личностного прогресса проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении). Педагоги отслеживают, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий.

Главный критерий личностного развития –наличие положительной тенденции развития.  

          Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим спе-циальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родите-лей) по вопросам:

         сформированности внутренней позиции обучающегося;

         сформированность мотивации учебной деятельности;

         сформированность самооценки;

         сформированность умения видеть свои достоинства и недостатки;

         сформированность самоуважения и веры в успех;

         сформированность способности к оценке своих поступков и действий

других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

        сформированность способности адекватно судить о причинах своего

успеха/неуспеха в учении.

       Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность об-разовательной деятельности школы и реализации программы духовно-нрав-ственного развития и воспитания обучающихся.

8.2.2 Оценка метапредметных результатов.

       Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

        Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов и внеурочной деятельности.

       Объектом оценки метапредметных результатов служит сформирован-ность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, т. е. умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:

        -способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

       -умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение суще-ственной информации из различных информационных источников;

      -умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

      -способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению ана-логий, отнесения к известным понятиям;

     -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

       Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени

НОО строится вокруг умения учиться.

       Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в се-бя следующие процедуры:

        — решение задач творческого и поискового характера;

       — проектная деятельность;

       — текущие и итоговые проверочные работы по предметам, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

        — комплексные работы на межпредметной основе.

          В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения по комплектам: УМК «Школа 2000...», УМК «Школа 2100», УМК «Л.В.Занков».

8.2.3 Оценка предметных результатов.

       Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

      Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

        Объектом оценки предметных результатов служит в соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

        В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений.

          Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следую-

щие формы:

Промежуточная

аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктант;

- контрольное списывание;

- тесты;

- графическая работа;

- изложение;

- сочинение;

- сообщение

- творческая работа;

- проектная деятельность;

- диагностическая работа

Итоговая

аттестация

- контрольная работа;

- диагностическая работа

- комплексные работы

- диктант;

- изложение;

- проверка осознанного чтения

        Оценка динамики учебных достижений обучающихся осуществляется через накопительную систему Портфель достижений.

        В Портфель достижений обучающихся школы включаются следующие материалы.

        1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в

ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, курсам,

блокам, реализуемым в рамках учебного плана школы.

       Обязательной составляющей Портфеля достижений являются материалы

стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных

работ по отдельным предметам.

       Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность

демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, дости-

жение более высоких уровней формируемых УД.

       2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения УУД.

      3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, в т.ч. результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях и др.

       Основное требование, предъявляемое к этим материалам, – отражение в

них степени достижения планируемых результатов освоения Программы.

       Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов НОО, закреплённых в настоящей программе.

       На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются

при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения об-

учения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредмет-

ные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

      Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на мате-риале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных со-держанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных дей-ствий. Способность к решению иного класса задач является предметом раз-личного рода неперсонифицированных обследований.

       На ступени НОО особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

       -речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

      -коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учи-

телем и сверстниками.

       В школе используются следующие формы оценки:

1. Безотметочное обучение – 1 класс.

2. Пятибалльная система в 2-4 классах.

3. Накопительная система оценки – Портфель достижений, процентная шкала достижений для метапредметных результатов.

8.4.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от на-

чального к основному общему образованию.

         Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

        Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в Портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

         Формами представления образовательных результатов являются:

          дневник ,электронный дневник успеваемости по предметам;

          итоговые, диагностические контрольные работы, диктанты и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

           письменная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

           Портфель достижений;

           результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирую-щих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

          Критериями оценивания являются:

          соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения Программы;

           динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

         Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего об-разования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением ха-рактеристики обучающегося, в которой:

 отмечаются образовательные достижения и положительные качества об-учающегося;

 определяются приоритетные задачи и направления личностного развития

с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

 даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

        Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами Портфеля достижений и другими объективны-ми показателями.

        Школа информирует органы управления в установленной регламентом форме: о результатах выполнения итоговых работ по русскому, математике, и итоговой комплексной работы на межпредметной основе; о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени НОО и переведённых на следующую ступень общего образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы НОО

  Система оценки призвана способствовать  поддержанию единства всей системы образования , обеспечению преемственности в системе непрерывного образования....