Инклюзивное образование как социально-психологическая модель
статья

Зиновьева Тамара Николаевна

Инклюзивное образование как социально-психологическая модель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuziya.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование как социально-психологическая модель

ЗИНОВЬЕВА Т.Н.

Люди с ограниченными возможностями здоровья в разные времена по-разному интегрировались в общество. Со времен древнего мира инвалиды либо приспосабливались к требованиям социума и, соответственно, к своим возможностям и брали на себя определенные роли, способствовавшие совместному выживанию, либо становились бродягами и попрошайками, юродивыми. Очевидно: значимость человека измерялась ценностью его труда.

В России на государственном уровне первый шаг от заботы — к возможности обучения людей с ОВЗ был совершен Указами Александра I «Об учреждении специализированных школ» в 1806—1807-ом годах, к XX веку оформилась система специального образования.  

В настоящее время сторонники интеграции считают, что совместное обучение полезно как здоровым школьникам, так и детям с ОВЗ, отклонениями в развитии. 

Журнал «Инклюзивное образование» под редакцией Т.Н. ГУСЕВОЙ пишет: «Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой… шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования… Более тысячи детей с ОВЗ – с ДЦП, аутистическими расстройствами, нарушениями слуха, зрения, познавательными нарушениями… уже включены в общеобразовательную среду с обеспечением условий безбарьерности и адаптивности». 

Здесь возникает ряд вопросов:

* о критериях организации подобных классов;

* о защите прав здоровых детей на получение знаний «в полном объеме» (не пострадает ли уровень восприятия ими учебного материала, когда учитель переключается на объяснение темы одноклассникам, например, с познавательными или поведенческими нарушениями);

* не станет ли инклюзия дополнительным источником дестабилизации психической системы здорового ребенка в изначально стрессовых условиях школы и т.д.

Между тем, «На базе Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем инклюзивного образования и Городской Ресурсный Центр. Разрабатывается стратегия развития инклюзивного образования», «запуск» процесса осуществлен практически на всех уровнях образовательной вертикали – «от служб ранней помощи до среднего специального образования и высших учебных заведений, что дает… право говорить о непрерывном инклюзивном образовании». Такое положение «оказывает мощное влияние» на развитие образовательного процесса, изменяя отношения между его участниками. И чем активнее процесс — тем логичнее тревога:

* так ли необходимо «перемешивать» детей – условно здоровых с детьми, заведомо страдающими от нарушений в развитии?

* насколько оправдан путь инклюзии, если в настоящее время — пока еще — имеют место быть коррекционно-развивающие школы и школы массовые?

* не станет ли инклюзия обязательной для общеобразовательных государственных школ через упразднение системы школ I—VIII видов, оставив прерогативу серьезного образования негосударственным школам? 

Психологической основой отношения учителей и учеников общеобразовательных школ к инклюзии детей с ОВЗ становится эмоциональная напряженность, что нельзя игнорировать. Ведь, если здоровый ребенок, даже случайно, обидит ребенка с ОВЗ, его будут ругать и накажут, если ребенок с ОВЗ причинит вред здоровому – ему ничего за это не будет — у него справка. Таким образом, у детей будут развиваться страхи, раздражительность, неуверенность, обида, чувство несправедливости.  

В то же время директор Института проблем инклюзивного образования Светлана АЛЕХИНА сообщает: «В Москве… принят Закон «Об образовании лиц с ОВЗ», который… определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений». Не комментируя сам Закон, она проясняет основные моменты:

*«Развитие инклюзивного образования — не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом», 

* «инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (цитируя профессора Департамента образования Стокгольма Ульфа ЯНСОНА).

«Подстраиваясь» под ученика с ОВЗ, образовательная система лишает здорового ребенка права получать образование в рамках его интеллектуальных и психических характеристик, что, бесспорно, «оказывает мощное влияние» не только на интеллектуальное и культурное развитие граждан, но и на здоровье нации в целом, ослабляет ее, снижает интеллектуальный потенциал и делает менее жизнеспособной на геополитическом уровне.  

Ссылаясь на словарное толкование инклюзии как «части целого», АЛЕХИНА подчеркивает: «В разрабатываемой Стратегии развития инклюзивного образования… данный период определён как переходный», то есть вопрос о том, быть инклюзии или нет, не ставится – это вопрос решенный, а «переходный» период необходим для преодоления «системных институциональных изменений». 

Складывается странная ситуация. С одной стороны, инклюзивное образование всё более интегрируется в образовательный процесс, оно поддержано законодательно, обосновано международными требованиями и процессами мировой интеграции. С другой, ни учащиеся массовых школ (и их родители), ни учителя не располагают особым желанием стать участниками инклюзии (категоричное несогласие вызывает инклюзия детей с психическим и интеллектуальным дизонтогенезом).

Усилия зависят от цели, которую мы перед собой ставим. В вопросе инклюзии цель приложения усилий туманна, а усилия по ее внедрению явно велики.  

Тем не менее, руководитель Городского ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ, научный руководитель ГЭП «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении» Н.Я. СЕМАГО в журнале «Инклюзивное образование» рассказывает, что в Центральном округе № 1 опыт системного развития инклюзивного образования уже есть: «Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий».

Насколько это достижимо или нет, знает любой учитель-практик.

Учитывая, что инклюзивное обучение проходит по ИОП и не является обязательным для детей с ОВЗ, возникает вопрос: для чего же тогда ломать и перестраивать всю систему образования, делая инклюзию обязательной для здоровых детей, если существуют коррекционные школы восьми видов, созданные специально для детей с отклонениями в развитии как альтернатива массовых?

Санкт-Петербург 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Социально-психологическое взаимодействие цикла: семья -дошкольное образование –школа»

Цель данного мероприятия: способствовать активизации работы по решению проблем взаимодействия ДОУ, школы и родителей, выявить эффективные механизмы взаимодействия. Задачи:Вспомнить основные понят...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Ра...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Долгое время работа с детьми c ограниченными возможностями здоровья носила интуитивный характер, что не всегда способствовало получению желаемых результатов.Школьники учатся и используют полученные зн...

Модель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ

Цель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ: обеспечение доступного и качественного образования всем детям, в том числе детям с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей...

Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования

Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования, доклад....

Статья "Инклюзивное образование, как современная модель образования"

Инклюзивное образованиеВ России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 18...