Инклюзивное образование как социально-психологическая модель
статья
Инклюзивное образование как социально-психологическая модель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование как социально-психологическая модель
ЗИНОВЬЕВА Т.Н.
Люди с ограниченными возможностями здоровья в разные времена по-разному интегрировались в общество. Со времен древнего мира инвалиды либо приспосабливались к требованиям социума и, соответственно, к своим возможностям и брали на себя определенные роли, способствовавшие совместному выживанию, либо становились бродягами и попрошайками, юродивыми. Очевидно: значимость человека измерялась ценностью его труда.
В России на государственном уровне первый шаг от заботы — к возможности обучения людей с ОВЗ был совершен Указами Александра I «Об учреждении специализированных школ» в 1806—1807-ом годах, к XX веку оформилась система специального образования.
В настоящее время сторонники интеграции считают, что совместное обучение полезно как здоровым школьникам, так и детям с ОВЗ, отклонениями в развитии.
Журнал «Инклюзивное образование» под редакцией Т.Н. ГУСЕВОЙ пишет: «Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой… шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования… Более тысячи детей с ОВЗ – с ДЦП, аутистическими расстройствами, нарушениями слуха, зрения, познавательными нарушениями… уже включены в общеобразовательную среду с обеспечением условий безбарьерности и адаптивности».
Здесь возникает ряд вопросов:
* о критериях организации подобных классов;
* о защите прав здоровых детей на получение знаний «в полном объеме» (не пострадает ли уровень восприятия ими учебного материала, когда учитель переключается на объяснение темы одноклассникам, например, с познавательными или поведенческими нарушениями);
* не станет ли инклюзия дополнительным источником дестабилизации психической системы здорового ребенка в изначально стрессовых условиях школы и т.д.
Между тем, «На базе Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем инклюзивного образования и Городской Ресурсный Центр. Разрабатывается стратегия развития инклюзивного образования», «запуск» процесса осуществлен практически на всех уровнях образовательной вертикали – «от служб ранней помощи до среднего специального образования и высших учебных заведений, что дает… право говорить о непрерывном инклюзивном образовании». Такое положение «оказывает мощное влияние» на развитие образовательного процесса, изменяя отношения между его участниками. И чем активнее процесс — тем логичнее тревога:
* так ли необходимо «перемешивать» детей – условно здоровых с детьми, заведомо страдающими от нарушений в развитии?
* насколько оправдан путь инклюзии, если в настоящее время — пока еще — имеют место быть коррекционно-развивающие школы и школы массовые?
* не станет ли инклюзия обязательной для общеобразовательных государственных школ через упразднение системы школ I—VIII видов, оставив прерогативу серьезного образования негосударственным школам?
Психологической основой отношения учителей и учеников общеобразовательных школ к инклюзии детей с ОВЗ становится эмоциональная напряженность, что нельзя игнорировать. Ведь, если здоровый ребенок, даже случайно, обидит ребенка с ОВЗ, его будут ругать и накажут, если ребенок с ОВЗ причинит вред здоровому – ему ничего за это не будет — у него справка. Таким образом, у детей будут развиваться страхи, раздражительность, неуверенность, обида, чувство несправедливости.
В то же время директор Института проблем инклюзивного образования Светлана АЛЕХИНА сообщает: «В Москве… принят Закон «Об образовании лиц с ОВЗ», который… определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений». Не комментируя сам Закон, она проясняет основные моменты:
*«Развитие инклюзивного образования — не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом»,
* «инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка» (цитируя профессора Департамента образования Стокгольма Ульфа ЯНСОНА).
«Подстраиваясь» под ученика с ОВЗ, образовательная система лишает здорового ребенка права получать образование в рамках его интеллектуальных и психических характеристик, что, бесспорно, «оказывает мощное влияние» не только на интеллектуальное и культурное развитие граждан, но и на здоровье нации в целом, ослабляет ее, снижает интеллектуальный потенциал и делает менее жизнеспособной на геополитическом уровне.
Ссылаясь на словарное толкование инклюзии как «части целого», АЛЕХИНА подчеркивает: «В разрабатываемой Стратегии развития инклюзивного образования… данный период определён как переходный», то есть вопрос о том, быть инклюзии или нет, не ставится – это вопрос решенный, а «переходный» период необходим для преодоления «системных институциональных изменений».
Складывается странная ситуация. С одной стороны, инклюзивное образование всё более интегрируется в образовательный процесс, оно поддержано законодательно, обосновано международными требованиями и процессами мировой интеграции. С другой, ни учащиеся массовых школ (и их родители), ни учителя не располагают особым желанием стать участниками инклюзии (категоричное несогласие вызывает инклюзия детей с психическим и интеллектуальным дизонтогенезом).
Усилия зависят от цели, которую мы перед собой ставим. В вопросе инклюзии цель приложения усилий туманна, а усилия по ее внедрению явно велики.
Тем не менее, руководитель Городского ресурсного центра развития инклюзивного образования ИПИО МГППУ, научный руководитель ГЭП «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении» Н.Я. СЕМАГО в журнале «Инклюзивное образование» рассказывает, что в Центральном округе № 1 опыт системного развития инклюзивного образования уже есть: «Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий».
Насколько это достижимо или нет, знает любой учитель-практик.
Учитывая, что инклюзивное обучение проходит по ИОП и не является обязательным для детей с ОВЗ, возникает вопрос: для чего же тогда ломать и перестраивать всю систему образования, делая инклюзию обязательной для здоровых детей, если существуют коррекционные школы восьми видов, созданные специально для детей с отклонениями в развитии как альтернатива массовых?
Санкт-Петербург 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-939442-1502959531.jpg)
Круглый стол «Социально-психологическое взаимодействие цикла: семья -дошкольное образование –школа»
Цель данного мероприятия: способствовать активизации работы по решению проблем взаимодействия ДОУ, школы и родителей, выявить эффективные механизмы взаимодействия. Задачи:Вспомнить основные понят...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-491739-1412607123.jpg)
1. Особенности реализации модели инклюзивного образования в условиях реальной образовательной практике
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/10/picture-95845.jpg)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Ра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/10/picture-95845.jpg)
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Долгое время работа с детьми c ограниченными возможностями здоровья носила интуитивный характер, что не всегда способствовало получению желаемых результатов.Школьники учатся и используют полученные зн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-841245-1481439017.jpg)
Модель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ
Цель инклюзивного образования в МБОУ Родниковской СОШ: обеспечение доступного и качественного образования всем детям, в том числе детям с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей...
Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования
Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования, доклад....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/13/picture-1492836-1699874145.jpg)
Статья "Инклюзивное образование, как современная модель образования"
Инклюзивное образованиеВ России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 18...