Методика исследования развития речи дошкольника
методическая разработка
Данная методика разработана для исследования речи дошкольника. Она проходит в два этапа сентябрь- апрель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_razvitiya_rechi_maldshego_shkolnika.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385
Красносельского района города Санкт-Петербурга
Методика исследования развития речи младшего школьника
Разработала учитель начальных классов
Сорокина Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2020
Методика исследования развития речи
(начало обучения)
За основу методики исследования была взята «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой. Предложенная методика включает в себя 3 основные группы:
- Исследование сформированности грамматического строя речи.
- Исследование словаря и навыков словообразования.
- Исследование связной речи.
Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий.
1 группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи.
2 группа заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.
3 группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребёнка построения внутренней программы высказывания, а также его грамматического оформления.
4 группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах 5 группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальное количество баллов – 45.
Исследование словаря и навыков словообразования состоит из пяти групп заданий.
6 группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей животных.
7 группа заданий включает 20 проб, предусматривающих образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.
Максимальное количество баллов – 30.
Исследование связной речи — ввиду высокой информативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития использованы задания:
8 группа – рассказ по серии сюжетных картинок,
9 группа – пересказ,
Максимальная количество баллов за 3 часть — 30.
Таким образом, экспресс-вариант включает в себя 9 групп заданий. Все задания объединены в три блока с максимальными оценками в 45, 30 и 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 105. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.
IV уровень – 100-80%;
III уровень – 79,9-65%;
II уровень – 64,9-45%;
I уровень – 44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серий, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:
Грамматический строй речи 1 – повторение предложений, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений, 4 – использование предлогов, 5 – образование сущ. множественного числа
Состояние словарного запаса и навыки словообразования 6 – образование сущ. (детёныши животных), 7 – образование прилагательных,
Связная речь 8- составление рассказа по серии сюжетных картинок, 9 – пересказ прослушанного текста.
Тестовые материалы.
(начало обучения)
Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
- Птичка свила гнездо.
- В саду было много красных яблок.
- Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
- Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
- Четыре плюс два равно шесть.
- Три меньше пяти.
- Из трёх вычесть один равно два.
- Геометрическая фигура, у которой три угла, называется треугольник.
- Квадрат – это четырёхугольник.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Максимальное количество баллов – 10.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут ошибки, постарайся их исправить.
- Собака вышла в будку.
- По морю плывут корабль.
- Дом нарисован мальчик.
- Хорошо спится медведь под снегом.
- Над большим деревом была глубокая яма.
- Два равно четырём.
- Из четырёх вычесть один получится три.
- Эта фигура называется квадрат.
- Если к двум прибавить один получится четыре.
- Семь меньше пяти.
Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.
Максимальное количество баллов – 10.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
- мальчик, открывать, дверь
- сидеть, синичка, на, ветка
- груша, бабушка, внучка, давать
- Витя, косить, трава, кролики, для
- Петя, купить, шар, красный, мама
- четыре, восемь, минус
- один, плюс, равно, два, три
- семь, больше, девять
- три, нуль, плюс
- прямоугольник, фигура, это, геометрическая
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
- Лева наливает чай ... чашки.
- Почки распустились ... деревьях.
- Птенец выпал ... гнезда.
• Щенок спрятался ... крыльцом.
• Пес сидит ... конуры.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й -стимулирующий («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.
Максимальное количество баллов – 5.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
- один — стол, а много — это...
- стул —
- окно —
- звезда —
- ухо —
Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.
- один — стол, а много чего? — ...
- стул —
- окно —
- звезда —
- ухо —
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество баллов – 10.
Исследование словаря и навыков словообразования.
6. Инструкция: у кошки — котята, а у...
- козы — собаки —
- волка — курицы —
- утки — свиньи —
- лисы — коровы —
- льва — овцы —
Максимальное количество баллов – 10.
7. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
- шляпка из соломы — кисель из клюквы —
- горка изо льда — салат из моркови —
- варенье из вишни — суп из грибов —
- варенье из яблок — лист дуба —
- варенье из сливы — лист осины —
Максимальное количество баллов – 10.
б) Качественных
Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если...
- мороз —
- солнце —
- снег —
- ветер —
- дождь —
Максимальное количество баллов – 5.
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...
- кошки —
- волка —
- льва —
- медведя —
- лисы —
Максимальное количество баллов – 5.
Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Исследование связной речи.
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 4-5 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности; 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.
Максимальное количество баллов – 15.
9. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
ГОРОШИНЫ
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2.5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —
пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; О баллов — пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл — пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ недоступен даже по вопросам.
Максимальное количество баллов – 15.
Максимальное количество баллов по заданиям всего раздела – 30.
Методика исследования развития речи
(конец обучения)
Содержание методики исследования развития речи.
Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий.
1 группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи.
2 группа заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка, так и с их нарушениями.
3 группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребёнка построения внутренней программы высказывания, а также его грамматического оформления.
4 группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах 5 группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальное число баллов – 45.
Исследование словаря и навыков словообразования – состоит из пяти групп заданий.
6 группа включает 10 проб, предусматривающих образование существительных в уменьшительной форме.
7 группа заданий включает 20 проб, предусматривающих образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных.
Максимальное число баллов 30.
Исследование связной речи, — ввиду высокой информативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития использованы задания:
8 группа рассказ по серии сюжетных картинок
9 группа пересказ прослушанного текста
Максимальная число баллов за 3 часть — 30 баллов.
Таким образом, экспресс-вариант включает 15 групп заданий. Все задания объединены в три блока с максимальными оценками в 45, 30 и 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 105. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.
IV уровень — 100-80%;
III уровень -79,9-65%;
II уровень — 64,9-45%;
I уровень — 44,95% и ниже.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серий, можно вычертить индивидуальный речевой профиль:
Грамматический строй речи 1 – повторение предложений, 2 – верификация предложений, 3 – составление предложений, 4 – использование предлогов, 5 – образование сущ. множественного числа,
Состояние словарного запаса и навыки словообразования 6 – образование сущ. В уменьшительно-ласкательной форме, 7 – образование прилагательных,
Связная речь 8 – составление рассказа по серии сюжетных картинок, 9 – пересказ прослушанного текста.
Тестовые материалы
(конец обучения)
Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
- Катя пьёт молоко.
- В вазе на столе стоят красные гвоздики.
- Дети носили воду в песочницу и строили замок из песка.
- Мама сказала, чтобы я выключил телевизор, потому что шумно.
- В шкафу, который стоял у стены, было много одежды.
- Восемь минус три равно пять.
- Длина отрезка равна один сантиметр и восемь дециметров.
- Из пяти нельзя вычесть шесть, потому что пять меньше шести.
- Геометрическая фигура, у которой три угла
- Если к четырём сначала прибавить три, а потом вычесть три, то получится четыре.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл— правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла — пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла — пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов — невоспроизведение.
Максимальное количество баллов – 10.
2. Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых
из них будут ошибки, постарайся их исправить.
- Самолёт летит под землёй.
- Маму купила кукла.
- Солнце освещается землёй.
- Под большим дубом была глубокая яма.
- Хорошо дышится в озере человеку.
- Пять равно восьми.
- К семи прибавить два будет четыре.
- Эта фигура называется пятиугольник.
- Уменьшаемое три вычитаемое десять разность семь.
- Если к десяти прибавить три, то получится тринадцать.
Оценка: 1 балл — выявление и исправление ошибки; 0,5 балла — выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла — ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов — ошибка не выявлена.
Максимальное количество баллов – 10.
3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
- телевизор, девочка, смотреть
- Миша, дать, собака, большой, кость
- ползти, жук, по, трава
- Марина, купить, куклу, красивый, мама
- Мама, цветы, вырастить, клумба, на
- пять, семь, плюс
- десять, отрезок, длина, сантиметр
- два, минус, равно, шесть, четыре
- одиннадцать, больше, пятнадцать
- цилиндр, фигура, это, геометрическая
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл — предложение составлено верно; 0,5 балла — нарушен порядок слов; 0,25 балла — наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов — смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимальное количество баллов – 10.
4. Добавление предлогов в предложение
Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.
- Кошка смотрит … птичек.
- Дети пошли гулять … парк.
- Собака вышла … будки.
• Красивая скамейка стоит … дома.
• Корабли плавают …. реке.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й -стимулирующая («Неверно, подумай еще!»); 2-ой — в виде вопроса к пропущенному предлогу (Наливает чай куда?).
Оценка : 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида
Максимальное количество баллов – 5.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Инструкция: один — дом, а если их много, то это — дома.
- одна — парта, а много — это...
- трава —
- вода —
- окно —
- ухо —
Инструкция: один — дом, а много чего? — Домов.
- одна — парта, а много чего? — ...
- трава —
- вода —
- окно —
- ухо —
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — форма образована неверно; 0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество баллов – 10.
Исследование словаря и навыков словообразования.
6. Образование существительных в уменьшительной форме.
Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду называть.
- стол
- палец
- стул
- птица
- дом
- лампа
- снег
- дождь
- дерево
- песок
Максимальное количество баллов – 10.
7. Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.
- варенье из малины
- горка изо льда
- варенье из клубники
- лист клёна
- варенье из черники
- сапоги из резины
- лист ели
- стол из дерева
- варенье из облепихи
- ваза из стекла
Максимальное количество баллов – 10.
б) Качественных
Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а ….
- волка за жадность
- зайца за трусость
- медведя за силу
- льва за смелость
- осла за упрямство
Максимальное количество баллов – 5.
в) Притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у...
- зайца
- белки
- гнездо орла
- клюв птицы
- ружьё охотника
Максимальное количество баллов – 5.
Оценка для всех заданий серии производилась по общим критериям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.
Максимальное количество баллов – 30.
Исследование связной речи
8. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (из 4-5 картинок).
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трем критериям.
а) Критерий смысловой целостности; 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; О баллов — задание недоступно даже при наличии помощи.
9. Пересказ прослушанного текста
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.
Как аукнется, так и откликнется.
Русская народная сказка.
Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:
Пришёл журавль на званый обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля.
Журавль - хлоп-хлоп носом по тарелке: стучал-стучал – ничего не попадает. А лиса лижет да лижет кашу – так всю сама и скушала.
Съела кашу лиса, а журавль пошёл домой голодным.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, положил в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт- то кувшин, и понюхает – всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает: клевал да клевал, пока всё не съел.
Теперь лиса домой пошла голодная. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.
Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа
по серии картинок.
а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2.5 балла — смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл — пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов — невыполнение;
б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов —
пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла — пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл — отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов — пересказ не доступен;
в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов — самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла — пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл —пересказ по вопросам; 0 баллов — пересказ не доступен даже по вопросам.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Максимальное количество баллов по заданиям всего раздела – 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление " Роль родителей по развитию речи дошкольников"
Выступление на родительском собрании в ДОУ...
Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...
развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
Презентация предназначена для формирования понятия "корова" в рамках темы "Домашние животные" с детьми с нарушениями слуха....
Развитие речи дошкольников
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой де...
Проблема развития речи дошкольников
Методический материал по преемственности дошкольного и младшего школьного обучения по развитию речи. Презентация....
Методические разработки занятий по развитию речи дошкольников "Учимся играя"
Методические разработки предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей образовательных учреждений. Данный материал содержит разработки занятий по развитию речи дошкольников....
Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Регулярное применение пальчиковой гимнастики у дошкольников способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и...