Выступление " Роль родителей по развитию речи дошкольников"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Выступление учителя начальных классов Криштаповой Н.И.
на семинаре для родителей в ДОУ «Зоренька» по теме: «Работа с родителями по развитию речи будущих первоклассников»
Скоро в школу! - так говорят воспитатели и родители старшему дошкольнику, вкладывая в это и радость - «ему уже 6 лет!», и тревогу - «готов ли он к школьному обучению, ведь он совсем еще ребенок?!», и сомнения - «справится ли он с нагрузкой в школе или подождать еще год?».
Поступление в школу - это действительно резкий переход от одного этапа воспитания и обучения к другому: новые обязанности, требования дисциплины, продолжи тел ь ная нагрузка и снижение двигательной
активности, систематические занятия предоставляют для многих 1-классников большие трудности. Поэтому при приближении времени поступления в школу важно знать насколько ребенок готов к новой ступени развития.
Существует много критериев, по которым определяется готовность ребенка. Мы сегодня будем говорим об одной из них - развитии речи.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Итак, дошкольник стал учеником. Работу по развитию речи мы начинаем не с нуля, а опираемся на те знания, умения, которые ребенок приобретает в детском саду.
Дети, которых мы принимаем их детских садов:
- способны правильно произносить все звуки родного языка;
- способны к простейшему звуковому анализу слов;
- обладают хорошим словарным запасом;
- грамматически правильно строят предложения;
- умеют самостоятельно рассказывать знакомые сказки или составить рассказ по картинкам;
- свободно общаются со взрослыми и сверстниками;
- используют в речи союзы, приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Учитель в школе помогает «расти», расширяет, углубляет полученные знания.
Главными помощниками при подготовке детей к школе являются самые близкие - это родители учащегося. Ведь не секрет, кто лучше знает своего ребенка, понимает каждый его взгляд, движение, кто всегда рядом в трудную минуту. Все желают своему ребенку только удачи. Поэтому, уважаемые родители, мне хочется еще раз подчеркнуть, что речевое равитие влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживают трудности в общении, обучении и грамоте. Дети со средним уровнем развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.
Итак, развивать речь ребенка необходимо, но как, что необходимо делать, чтобы это принесло ощутимые результаты?
Во-первых, мне еще раз хочется привлечь ваше внимание, что речь ребенка напрямую зависит от развития тонкой моторики, недоразвитие которой отрицательно сказывается на умственном развитии и речи. Физиологи указывают, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган.- такой же артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть еще одна речевая зона мозга. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть достаточно развита зрительно-моторная координация. Существует много игр. упражнений для развития мелкой моторики. Воспитатели вас с данным видом работы знакомили. Главное - вы должны хорошо помнить, что истоки способностей и дарования ребенка лежат на кончиках пальцев.
Родители часто сетуют о том, что не хватает времени для систематических целенаправленных занятий с детьми. Но ведь многие упражнения можно выполнять и по дороге из сада, в магазин, транспорте, при ежедневной работе по дому. Прогулки по городу, на даче тоже можно использовать для бесед с ребенком. Главное - приохотить ученика говорить много и правильно, отвечая на поставленные вопросы. А для этого необходимы речевые упражнения, игры по развитию речи.
Замечено, что в речи детей мало присутствует прилагательных. Восполнить этот пробел помогут следующие упражнения:
- опиши, снег какой? (белый, пушистый);
собака(какая)
- Узнавание предмета по эпитетам.
Что это? (кудрявая, белоствольная, стройная...)
- работа с антонимами:
пух легкий, а камень - широкий.
• Подбор слов к прилагательным.
Что бывает широким? Узким? Зеленым? Хмурым? Деревянным?
- Подбор к предмету слов, обозначающих действия.
Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, листья срывает,
освежает...)
- Игра в увеличенные очки.
Я надела увеличенные очки. И теперь я вижу не дом, а домище.
- Я - ласка (кошка - кошечка...)
Без потерь передать ребенку важнейшие знания удается только разложив все по полочкам. Приучите ребенка и себя! К тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут.
Сегодня многие дошкольники без труда управляют кнопками мобильного телефона, клавиатурой компьютера, но далеко не все школьники умеют работать с книгой, для многих современных детей трудно грамотно выражать свои мысли, речь отличается отсутствием логики, ясности, выразительности. Для того, чтобы этого не произошло с вашим ребенком необходимо прививать интерес к чтению, научить его любить книгу до школы. Взять за правило: каждый день ребенку читать вслух, а не ставить ему диск со сказкой. Когда мы читаем, он ищет возможность домыслить, представить, вообразить. Он творит вместе с автором и вступает в дружеские отношения с книгой.
Телеэкран же с обманчивой, легкостью представляет все уже в готовом виде - ярком, привлекательном.
Передозировка экранного времени приводит к облегченному восприятию нового. От потока информации до знаний, а от знаний до умения активно и творчески применять - расстояние большое. Ребенок должен прийти в школу не пассивным потребителем, а именно творцом своих знаний.
Необходимо выписать и читать детский журнал.
Беседуйте с ребенком о прочитанном. Не бойтесь хвалить! Помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской - не возьмет и строгостью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Роль родителей в развитии связной речи у детей с ОНР.
Консультирование семьи – одна из широко распространенных форм помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье автор раскрывает направление коррекционной р...
Консультация родителям по развитию речи дошкольников
Буклет содержит рекомендации по развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста....
"Советы родителям по развитию речи дошкольников"
Речь выполеяет многообразные фуенкции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения....
Консультация для родителей «Роль родителей в развитие речи у дошкольников»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, граммат...
Роль родителей в развитии речи детей
Расскрывается роль родителей ь в становлении речи ребенка....
Роль родитель в развитии речи дете. Зачем логопед задаёт домашние задания?
Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??...