Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации к школьному обучению
статья

Потапова Елена Николаевна

В статье отражен опыт работы учителя начальных классов Е.Н.Потаповой по преемственности в обучении на уровнях дошкольного и начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennrost_v_rabote_detskogo_sada_i_shkoly.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации к школьному обучению»

Форма: статья

Автор – Потапова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Если ребенок приходит в первый класс не подготовленным: не знает правила поведения в школе и у него плохо развиты познавательные процессы (внимание, память, речь, мышление), то, как правило, он впоследствии испытывает трудности в обучении. В последнее время все больший процент первоклассников испытывают трудности в адаптации: не находят общий язык с одноклассниками, не проявляют усидчивость, не умеют слушать и не понимают объяснений учителя. Это вносит дополнительные трудности в работу педагога, поскольку ему на уроке приходится решать проблемы, связанные с отсутствием мотивации и недостаточно развитой произвольностью психических процессов, т.е. тратить время не на освоение школьной программы, а восполнять пробелы дошкольного развития. А как следствие, учащиеся теряют интерес к школе, а иногда испытывают стресс от пребывания в ней. Чтобы избежать негативных последствий, необходима хорошо налаженная и систематизированная работа по преемственности между детским садом и школой.

Многолетняя дружба связывает коллектив нашей школы с педагогами центра развития «Радуга», 98% выпускников Радуги приходят к нам в школу. В рамках преемственности у нас разработан план совместной работы, который согласовывается и подписывается руководителями двух учреждения.

Сотрудничество детского сада и школы мы решаем через следующие виды совместной деятельности:

  • Проводим семинары по преемственности

По результатам регионального мониторинга  «Оценка уровня готовности к обучению в школе» определяется  тема семинара. В 2017 г первоклассники показали низкие результаты методики «Образец и правило». В рамках семинара «Развитие регулятивных учебных действий на уроках в 1-х классах» учителя показали, как организовать контроль и самоконтроль учебных действий; как преобразовать практическую задачу в познавательную; как научить ребенка рефлексировать собственную деятельность. В 2018г первоклассники продемонстрировали заниженные результаты мотивационной сферы. В план семинара был включен психологический тренинг по отработке приемов, направленных на развитие внутренних мотивов. Педагоги в роли дошкольников анализировали коррекционные сказки, сжигали страхи, рисовали свою «мечту». А маленькие гости – дошкольники посоревновались с первоклассниками в спортивной эстафете.

  • Проводим открытые уроки и занятия

Учителя начальных классов так же являются частыми гостями дошкольных организаций, по просьбам коллег проводят мастер-классы по обучению грамоте, развитию речи, делятся методическими находками.

Когда выпускники детских садов показали невысокие результаты познавательной деятельности. В рамках семинара «Развитие когнитивной сферы средствами внеурочной деятельности», учителя начальных классов представили опыт работы по системе интенсивного интеллектуального развития «СИРС». Познакомили воспитателей с работой системы, дали возможность самим попробовать свои силы и выполнить задания на развитие интеллектуальных способностей.

  • Реализуем программу по подготовке детей к школе

Объем работы по ликвидации дезадаптации может быть сведен к нулю, если ошибки предыдущих лет будут учтены и предупреждены. С целю выявления проблем и слабых мест в развитии ребенка, интеллектуальной и мотивационной готовности ребенка к обучению, в нашей школе функционирует адаптационная школа «Малышок», где реализуется программа «Скоро в школу». Цель программы: психологическая и мотивационная подготовка ребенка к школе, ранняя адаптация к новым условиям. В 2018 г коллектив школы столкнулся с проблемой, какие учебные пособия  выбрать для получения более эффективных результатов (До этого года был использован комплект «Детский сад – школа 2100», который не прошел экспертизу и не был включен в перечень учебных пособий, допущенных к обучению). Не выбрав единой программы, которая бы помогла решить проблемы нашей категории воспитанников ( звукопроизношение и развитие связной речи, развитие мелкой мускулатуры и волевого развития), творческая группа учителей начальных классов пришли к выводу о необходимости разработки собственного методического пособия. В 2018-2019г впервые была апробирована тетрадь дидактических заданий «Скоро в школу», в которой собраны упражнения на развитие мотивационной и произвольной сферы, когнитивных способностей и мелкой моторики. На страницах тетради расположен диагностический материал, который позволяет на ранних стадиях определить уровень сформированности эмоционально-волевой сферы, отдельных индивидуально-личностных качеств будущих первоклассников. Отличительной особенностью данного пособия является то, что занятия, объединены общей сюжетной линией – путешествие с героями «Лесной школы» (для этой цели используется анализ коррекционных сказок М.Панфиловой «Лесная школа»); каждое занятие состоит из заданий четырех курсов, реализуемых адаптационной школой «Малышок»; на страницах данного пособия отображена система самооценки «Оцени себя сам», используемая в учебно-методическом комплекте «Школа России». Содержание учебного пособия соответствует требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям старших дошкольников и не противоречат ФГОС ДО. Программа адаптационной школы и сама тетрадь прошли внешнюю экспертизу:   сотрудники педагогического университета  дали положительную оценка нашему продукту и рекомендации к использованию пособия в практике. На протяжении трех лет мы успешно реализуем данный проект и отслуживаем результативность.

В данной таблице представлен сравнительный анализ тех показателей, которыми должен владеть выпускник дошкольного учреждения:

Исследуемые параметры

Прошли подготовку

1

Прошли подготовку

В школе

В семье, детском саду

2

Не умеют функционировать в роли ученика

0

6

3

Не готовы к обучению в 1 классе

0

По письму

2

19

По чтению

4

14

По математике

1

19

4

Не умеют работать по инструктажу учителя

3

18

5

Имеют низкий уровень познавательной сферы

1

5

6

Не готовы к общению со сверстниками

3

6

7

Не умеют организовать самостоятельную деятельность

1

3

8

Испытывают тревогу по поводу обучения

2

7

9

Имеют трудности в адаптации

0

4

10

Имеют проблемы в эмоциональном благополучии

0

2

11

Имеют проблемы произвольной сферы

1

6

12

Освобожденных от физкультуры

0

0

12.1

Имеющих 2 группу здоровья

12

15

12.2

Имеющих 3-4 группу здоровья

3

1

Сравнительный анализ диагностических работ, проведенных по окончанию работы в школе «Малышок» и в начале учебного года показал, что дошкольники, прошедшую подготовку в нашей школе по данному пособию показывают более высокие результаты по подготовке к школе, чем те которые не посещали наши подготовительные курсы.

  • Обеспечиваем работу с родителями

Одним из важных составляющих в работе по преемственности является работа с родителями будущих первоклассников. В 2019, 2020г в подготовительных группах детских садов города учителями, набирающими первые классы проведены лектории по следующим темам: в 2019г: «Что должен знать и уметь будущий первоклассник» (д/с «Радуга»), «Как избежать ошибок при подготовке ребенка к школе» (д/с «Елочка»), «Что должны знать родители о первом классе» - (д/с «Буратино»); в 2020г «Как подготовить ребенка к школе»: д/с «Брусничка». Тема подготовки ребенка к школе раскрывается и на родительских собраниях, проводимых в рамках работы подготовительных курсов: «Организация работы школы «Малышок». Знакомство с программами подготовки к школе», «Условия приема в первый класс. Виртуальная экскурсия по школе». В работе с родителями не обойтись без психолого – педагогических консультаций. По субботам, в рамках функционирования адаптационной школы осуществляет работу консультативный пункт, где сотрудники службы сопровождения отвечают на вопросы родителей, касающиеся мотивационной и психологической готовности ребенка к школе.

  • Организуем досуг и внеурочную деятельность обучающихся и воспитанников детского сада

Организация совместных праздников, соревнований и экскурсий позволяет с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе. Ежегодно в марте педагоги нашей школы встречают будущих учеников, проводят экскурсии, устраивают мини-уроки, организуют соревнования с первоклассниками. С большим желанием и восторгом бегут наши ученики в стены детского сада для встречи со своими любимыми воспитателями. А чтобы встречи стали тематическими, коллектив Радуги организует спортивные эстафеты, состязания в шашках, конкурс рисунков, зимние забавы в покорении снежных гор.

        Такой подход к работе по преемственности

  • помогает обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников;
  • создает благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;
  • обеспечивает преемственность и успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу;
  • осуществляет профилактику по дезадаптации будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению

В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...

Преемственность в работе детского сада и школы

Презентация по экологическому занятию....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».

    Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в перву...


 

Комментарии

Паршина Елена Алексеевна

Елена Николаевна, благодарю за полезную и нужную информацию. Ваш опыт интересен и доступен. Буду использовать Ваши идеи в своей работе.