РУССКИЙ ЯЗЫК
презентация к уроку (2 класс)
Тема урока: Что такое синонимы?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас обучающихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
- Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
- Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в прядке,
Если делаешь зарядку.
- Прошу вас оформить запись начала урока. (число, классная работа)
- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
- Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
- Произнесите звуки, которые обозначает буква С
- Что вы о них можете рассказать?
- Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
- Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
- Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
- Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)
- Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
- Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
- Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
- Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
- А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
- Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
- Это будет тема урока.
- Цель нашего урока?
Дети: узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр 52. Найдите название темы нашего урока - Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
- Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
- Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
- Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу
- Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. - А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
- Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?
- Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
- Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
- Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный?
- Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
мороз | жёлтый |
пламя | озорник |
печаль | квакушка |
блестеть | грусть |
шалун | огонь |
лягушка | холод |
золотой | сверкать |
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше -
10. Самостоятельная работа. Тест.
- А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
(Самопроверка с интерактивной доски)
11. Домашнее задание:
- Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
- Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
- Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
13. Оценивание.
14. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕМА УРОКА: Синонимы. | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое синонимы?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас обучающихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники «Русский язык» В.П. Канакина для 2 класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
- Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
- Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в прядке,
Если делаешь зарядку.
- Прошу вас оформить запись начала урока. (число, классная работа)
- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.
- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си
- Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения)
Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.
- Произнесите звуки, которые обозначает буква С
- Что вы о них можете рассказать?
- Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?
- Напишите красиво по образцу.
3. Словарная работа.
Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно. Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как правильно его нужно писать?
- Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.
- Запишем это слово в тетрадь и запомним его написание. (осина)
- Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина». Что это такое?? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).
- Как назвать её по-другому? (осинка)
Как назвать лес, где растут только осины? (осиновый)
Запишите все слова и подчеркните букву.
4. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы
Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (На доске запись)
Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.
Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.)
(Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют запись.)
- Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у доски)
- Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)
- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).
- А кто знает, как называются эти слова?
Дети предлагают разные варианты.
- Ребята, а почему все называют разные ответы?
Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.
- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?
Дети: со словами с близким значением.
- Это будет тема урока.
- Цель нашего урока?
Дети: узнать, как называются слова с близким или одинаковым значением.
5. Тема урока.
Откройте содержание учебника стр 52. Найдите название темы нашего урока - Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего исследования.
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
- Узнаем, что такое синонимы.
- Будем их сравнивать, подбирать.
- Будем учиться использовать их в речи.
- Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.
- Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
- Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу
- Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. - А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
- Кто готов, поднимите руку.
-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?
- Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
- Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
8. Физминутка.
- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Человек
9. Закрепление изученного.
1.- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
- Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
2. Знакомство со словарем синонимов в учебнике.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный?
- Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
Найдите словарь синонимов на стр. 141
С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер, дивный и третье слово выберите сами. Проверка
3. Игра «Найди пару»
Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять, носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.
Выберите себе пару из слов синонимов. Озвучьте пары слов, которые у вас получились.
4.Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)
5.Работа в группах по карточкам
Игра «Составь пары слов»
мороз | жёлтый |
пламя | озорник |
печаль | квакушка |
блестеть | грусть |
шалун | огонь |
лягушка | холод |
золотой | сверкать |
Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте !,кто ошибся один или два раза +, кто больше -
10. Самостоятельная работа. Тест.
- А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я предлагаю вам тест.
1. Отметь галочкой синоним к слову красный
- алый
- красавец
- красота
2. Отметь галочкой синоним к слову бежать
- сидеть
- мчаться
- лежать
3. Отметь галочкой синоним к слову друг.
- ученик
- дети
- приятель
(Самопроверка с интерактивной доски)
11. Домашнее задание:
- Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70
12. Рефлексия.
- Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
- Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами
Красный билетик – вам все удавалось на уроке!
Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.
Голубой – если у вас не все получилось…
13. Оценивание.
14. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....
- Мне нравится (1)