РУССКИЙ ЯЗЫК
презентация к уроку (2 класс)
Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;
Развивающие – развитие правильной связной речи, орфографической зоркости, аналитического мышления, обогащение словарного запаса учащихся;
Воспитательные – воспитание интереса к изучению языка, осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.
Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,
Ход урока.
- Организационный момент.
К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино из повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка? Тогда не будем терять время.
- Орфографическая минутка: ( на карточках)
-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.
Прочитайте фразеологизмы. Соедините их по смыслу со словами 2 столбика.
Как сне… на гол…ву. медленно
В ч…с по ч…йной ло…ке. растеряться
Пот…рять почву под н…гами. неожиданно
Хоть гла… вык…ли. запомнить
Зарубить на н…су. темно
Вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка. (п о слайду)
- АОЗ: ( слайд №1 )
Придумайте задание к следующим словам.
Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.
Микро итог: о лексическом значении.
Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.
Давайте вспомним грамматические признаки.
( таблица)
Вывод: слова имеют лексическое значение и грамматическое значение
- Целеполагание: (слайд №2 )
Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.
Прочитайте предложения. Что можете сказать?
Мышка живут в норе.
Лисы живет в норке.
Во дворе растет зеленый сосна.
Какие нормы нарушены?
Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).
А по смыслу все слова сочетаются в предложении?
(показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)
Вывод: слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.
Так чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Задача нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении. Для Чиполлино это тоже будет очень актуально.
(показ слайда №4 )
- Работа по теме урока:
1)Упр. №242
Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?
Работаем в парах по рядам.
Проверка: почему вы выбрали это слово.
Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?
2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?
ПЕНЬ?
2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.
(показ слайда №5)
Найдите ошибку в предложении. Что заметили?
Мальчик встал, как вскопанный.
Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.
А теперь разберем лексическое значение слов?
(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)
Работа по группам. (упр. №244)
- Рефлексия:
А теперь мне хотелось бы убедиться, что вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.
Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.
- Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.
- На облаке сидел молодой воробышек.
- На полянке распустились ромашки.
- Коровы жуёт сочную траву.
- В воде играют пушистые зайчики.
Проверка: 2, 4, 5.
Оцените свои успехи на полях кружочками.
- Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?
Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).
- Ребята, Чиполлино очень доволен новыми знаниями, рад знакомству с вами и предлагает вам прочитать повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
(Показ книги).
- Д.з: упр. 243.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕМА УРОКА: Лексическая сочетаемость слов. Однокоренные слова. | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;
Развивающие – развитие правильной связной речи, орфографической зоркости, аналитического мышления, обогащение словарного запаса учащихся;
Воспитательные – воспитание интереса к изучению языка, осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.
Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,
Ход урока.
- Организационный момент.
К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино из повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка? Тогда не будем терять время.
- Орфографическая минутка: ( на карточках)
-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.
Прочитайте фразеологизмы. Соедините их по смыслу со словами 2 столбика.
Как сне… на гол…ву. медленно
В ч…с по ч…йной ло…ке. растеряться
Пот…рять почву под н…гами. неожиданно
Хоть гла… вык…ли. запомнить
Зарубить на н…су. темно
Вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка. (п о слайду)
- АОЗ: ( слайд №1 )
Придумайте задание к следующим словам.
Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.
Микро итог: о лексическом значении.
Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.
Давайте вспомним грамматические признаки.
( таблица)
Вывод: слова имеют лексическое значение и грамматическое значение
- Целеполагание: (слайд №2 )
Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.
Прочитайте предложения. Что можете сказать?
Мышка живут в норе.
Лисы живет в норке.
Во дворе растет зеленый сосна.
Какие нормы нарушены?
Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).
А по смыслу все слова сочетаются в предложении?
(показ слайда №3 : мышь – нора, лиса - норка)
Вывод: слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.
Так чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Задача нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении. Для Чиполлино это тоже будет очень актуально.
(показ слайда №4 )
- Работа по теме урока:
1)Упр. №242
Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?
Работаем в парах по рядам.
Проверка: почему вы выбрали это слово.
Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?
2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?
ПЕНЬ?
2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.
(показ слайда №5)
Найдите ошибку в предложении. Что заметили?
Мальчик встал, как вскопанный.
Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.
А теперь разберем лексическое значение слов?
(показ слайда №6: грядка вскопанная, столб вкопанный)
Работа по группам. (упр. №244)
- Рефлексия:
А теперь мне хотелось бы убедиться, что вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.
Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.
- Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.
- На облаке сидел молодой воробышек.
- На полянке распустились ромашки.
- Коровы жуёт сочную траву.
- В воде играют пушистые зайчики.
Проверка: 2, 4, 5.
Оцените свои успехи на полях кружочками.
- Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?
Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).
- Ребята, Чиполлино очень доволен новыми знаниями, рад знакомству с вами и предлагает вам прочитать повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
(Показ книги).
- Д.з: упр. 243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....