Индивидуальный маршрут педагога
методическая разработка (1 класс)

Индивидуальный маршрут педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihina_individualnyy_marshrut_pedagoga.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СОШ №3 им А. А. Ивасенко»

Индивидуальный маршрут педагога

2020 – 2021 г.г.

Учитель начальных классов

Михина Н.А.

Высшая квалификационная категория

Нефтеюганск 2020

«Всякое настоящее образование добывается только путём самообразования»

                                                                                                   Э. Берк

Тема: «Индивидуальная образовательная траектория ученика».

Цель: создание условий для индивидуального образовательного маршрута учащегося  с низкими учебными возможностями.

Задачи:

  1. Изучить индивидуальные возможности учащегося с низкими учебными возможностями.
  2. Провести диагностику.
  3. Разработать  индивидуальную образовательную программу ученика.

индивидуальная образовательная траектория

 индивидуальный                                                            разработанный способ                                  образовательный                                                           реализации  маршрута

маршрут                                                       ( + технологии организации

(содержательный компонент)           образовательного процесса)

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого  последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Также необходимы определенные умения учащегося:

  • умение ставить задачу,
  •  осуществлять выбор способов и форм ее решения,
  • умение планировать  свое время,
  • умение представлять свою работу, умение оценивать собственную учебную деятельность.

Можно выделить два разных способа, которые лежат в основе внутриклассной индивидуализации:

1) ориентация на уровень достижений школьника;

2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности (имеются ввиду особенности психологических процессов)

Организация личностно-ориентированного образования  учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

– право на составление индивидуальных образовательных программ;

– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности личности;
  • ресурсными возможностями.

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права обучающегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности (содержание программы выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации воспитанника через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);
  • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
  • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности одаренной личности;
  • ориентация образовательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей детей.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
  • технологический        (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
  • диагностический (определение системы        диагностического сопровождения);
  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:

  • структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
  • сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
  • регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты).

При построении индивидуального образовательного маршрута выделяют несколько этапов:

  1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.
  1. Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержанием учебного предмета в целом, темы, и т.д. Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме).
  2. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.

Проект на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время.

Источники самообразования

СМИ, Интернет, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),; медиа-информация на различных носителях, курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мероприятия по обмену опытом, https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61314/

Формы самообразования

1. Индивидуальная - индивидуальный план.

2. Групповая–участие в деятельности школьного, городского методических объединений, творческих групп, участие в жизни школ

Ожидаемый результат самообразования:

  • Повышение качества преподавания основных предметов, повышение результативности участия в олимпиадах.
  • Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение и представление полученного опыта по исследуемой теме.
  • Доклады, выступления на заседаниях МО, участие в семинарах мастер-классах, творческих группах, конференциях по исследуемой теме.
  • Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем методических материалов. 

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные разделы работы по самообразованию:

1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы (изучение и анализ научно-методической литературы, подписка на электронную версию журнала «Начальная школа» издательского дома «Первое сентября»), обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии.

2. Научно-методическая работа: изучение и внедрение в практику своей работы «Индивидуальная образовательная траектория ученика», разработка программы.

3. Опытно-экспериментальная работа: подборка и апробация

диагностических материалов, разработка  индивидуальной образовательной программы ученика.

4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, продвижение персонального

сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов, публикация своих наработок в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет.

5. Участие в системе методической работы  (проведение открытых уроков, участие в семинарах, мастер-классах по обмену своим опытом,  

проведение мониторинга уровня сформированности метапредметных компетентностей обучающихся.

6.Обучение на курсах в системе повышения квалификации по теме: " «Индивидуальная образовательная траектория ученика»

https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61314/

7.Внедрять в образовательную деятельность здоровьесберегающие технологии.

Карта результативности  деятельности педагога.

Оптимальный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

3 балла

2 балла

1 балл

1.Успеваемость

100%

Менее 100%

2.Качество

От 61 ыше 70%

От  50% до 60%

Менее  50%

3.Результаты диагностических работ (русский язык, математика)

Результаты диагностических работ соответствуют уровню обучаемости и полностью подтверждают годовые отметки.

Результаты диагностических работ в большинстве случаев соответствуют уровню обучаемости и подтверждают годовые отметки.

Результаты диагностических работ не соответствуют уровню обучаемости и не подтверждают годовые отметки.

4.Результаты рейтинга ребенка

В «Десятке лучших» более  2-х обучающихся

В «Десятке лучших» 1 обучающийся

Отсутствие обучающихся в «Десятке лучших»

5.Результаты внеурочной предметной деятельности

Обучающиеся являются победителями  городских, окружных, российских смотров, конкурсов, олимпиад .

Обучающиеся являются участниками  (окружных, российских) конкурсов; победителями  городских  смотров, конкурсов, олимпиад.

Обучающиеся не участвуют в  окружных, российских, городских конкурсах, смотрах, олимпиад

6.Результаты проектной деятельности

Постоянная сменяемость материалов на стенде; выбор социально значимых проектов с учетом особенностей коллектива (портрет класса); наличие системы работы по проектной деятельности; наличие конечных продуктов (книги, альбомы, журналы и т.п) всех проектных работ; презентация проектов на уровне ОУ (1-2 класс); включенность родителей в проектную деятельность (70%)

Постоянная сменяемость материалов на стенде; выбор социально значимых проектов с учетом особенностей коллектива (портрет класса); организация работы на уровне плана ; наличие конечных продуктов (книги, альбомы, журналы и т.п) некоторых проектных работ; презентация проектов на уровне ОУ (1-2 класс); включенность родителей в проектную деятельность (50%)

Сменяемость материалов на стенде осуществляется редко; выбор проектов с учетом особенностей коллектива (портрет класса); отсутствие  плана проектной деятельности; отсутствие  конечных продуктов (книги, альбомы, журналы и т.п) проектных работ; дети не выходят на презентацию проектов на уровне ОУ (1-2 класс); включенность родителей в проектную деятельность (менее 50%)

7.Качество занятий проектной деятельности

80-100%

60-80%

Менее 60%

8.Результаты исследовательской деятельности

Организована  работа исследовательская деятельность обучающихся.  

Дети участвуют в городской научно- практической конференции; занимают призовые места.

Организована  работа исследовательская деятельность обучающихся.  

Дети представляют материалы лишь на уровне ОУ.

Отсутствует исследовательская деятельность  с обучающимися.

9.Сформированность коллектива

90-100%

48-89%

Менее 48%

10.Удовлетворенность детей (комфорт)

90-100% детей показывают удовлетворенность учебно-воспитательным  процессом, им комфортно в классном коллективе.

48-89% детей показывают удовлетворенность  процессом, им комфортно в классном коллективе.

Менее 48% детей показывают удовлетворенность  процессом, основной части детей некомфортно в классном коллективе.

11.Качество уроков.

65%-100%

45%-64%

Менее 45%

12.Качество работы с обучающимися высоких учебных возможностей «+»

Выделены дети «+», работа проводится целенаправленно и систематически, результаты подтверждаются мониторинговыми исследованиями.

Выделены дети «+», работа проводится эпизодически, с целью подготовки к предметным олимпиадам, конкурсам ведется мониторинг продвижения. Результаты подтверждаются мониторинговыми исследованиями не всегда.

Работа с обучающимися высоких учебных возможностей не проводится. Результаты не подтверждаются мониторинговыми исследованиями.

13.Качество работы с обучающимися низких учебных возможностей

Выделены дети «-», выделены проблемы в обучении, целенаправленно и систематически проводится работа с «-«, ведется мониторинг продвижения на каждого «-«.  Дети «-« сохраняют стабильные результаты знаний  по итогам всех форм контроля или наблюдается положительная динамика данных результатов.

Выделены дети «-», работа проводится эпизодически, с целью подготовки к контрольным работам, предметным конкурсам; ведется мониторинг продвижения.

 Дети «-«  не всегда сохраняют стабильные результаты знаний  по итогам всех форм контроля , отсутствует положительная динамика данных результатов.

Выделены дети «-», иногда работа проводится с целью подготовки к контрольным работам. Дети «-«  не показывают стабильных результатов в знаниях   по итогам всех форм контроля , отсутствует положительная динамика данных результатов.

14.Качество работы с обучающимися группы «резерва»

Выделены дети группы «резерва», выделены проблемы в обучении, целенаправленно и систематически проводится работа, наблюдается положительная динамика.

Выделены дети группы «резерва», выделены проблемы в обучении, работа проводится эпизодически, к концу окончания четверти или учебного года, иногда наблюдается положительная динамика детей.

Работа с «резервом» не проводится, положительная динамика отсутствует.

15.Выращивание

событийной детско-взрослой общности

Учитель организует целенаправленную работу по созданию детско-взрослой общности, со своими традициями, правилами, целями и задачами на основе уважительного отношения между учителем, обучающимися и родителями; организуется бесконфликтное сотрудничество обучающихся, учителя и родителей.

Наличие плана мероприятий.

Учитель организует работу по созданию детско-взрослой общности, со своими традициями, правилами, целями и задачами. Но возникают конфликтные ситуации, разрешение которых организует сам учитель. Иногда организуется сотрудничество обучающихся, учителя и родителей.

Наличие плана мероприятий.

Учитель не работает по созданию детско-взрослой общности. Постоянно возникают конфликтные ситуации, разрешение которых организуется на        уровне администрации или социального педагога. Сотрудничества обучающихся, учителя и родителей нет.

Наличие плана мероприятий.

16.Качество работы в рамках «Деловых хлопот»

Имеют 9 и больше сертификатов.

Имеют  от 5 до 8 сертификатов.

Имеют  от 1  до 4  сертификатов.

17.Технологии обучения

Учитель систематически использует активные методы обучения; ученик является субъектом обучения (позиция учителя- сотрудничество).

Учитель иногда использует активные методы обучения;

ученик является субъектом обучения. Чаще учитель является транслятором  в обучении ребенка.

Не использует активных методов обучения. Позиция учителя – «делай как я».

18.Оформление учебного кабинета (эстетика, содержание, «лицо» ребенка)

По итогам смотра кабинетов – 40 баллов. Учебный кабинет оформлен  в соответствии с эстетикой; содержание всех материалов отражает цели и задачи ОУ; большинство материалов отражают деятельность  каждого ребенка

По итогам смотра кабинетов – от 20 до 30 баллов. Учебный кабинет оформлен  в соответствии с эстетикой; содержание  части материалов отражает цели и задачи ОУ; некоторые материалы отражают деятельность  каждого ребенка

По итогам смотра кабинетов – 20 и менее баллов. Учебный кабинет оформлен  без учета эстетики; не отражена деятельность ОУ, каждого ребенка.

19.Здоровье.

Выполнение требований САНПИН

пункты .5.3., 5.5.;5.6.;

10.9; 10.14;10.17; 10.18.

20.Работа учителя с документацией (тетради детей, дневники, журналы)

Деятельность педагога со школьной документацией  организована в полном соответствии с инструкцией.  Классный руководитель работает систематически с листком здоровья в классном журнале. Замечаний по итогам проверки нет.

Своевременно оформляется документация по ТБ при организации экскурсий, походов.

Педагог в деятельности  со школьной документацией  придерживается инструкции, но иногда допускаются нарушения в проверке тетрадей и соблюдении обучающимися требований к оформлению письменных работ. Классный руководитель иногда работает с листком здоровья в классном журнале. Иногда даются замечания по итогам проверки. Периодически проводятся инструктажи по ТБ Имеются претензии по своевременности инструктажа и информирования.

Педагог в деятельности  со школьной документацией  придерживается инструкции, но постоянно допускаются нарушения в проверке тетрадей и соблюдении обучающимися требований к оформлению письменных работ. Постоянные замечания по итогам проверки. Не работает с листком здоровья в классном журнале. Стихийно проводятся инструктажи по ТБ, имеются претензии по своевременности инструктажа и информирования.

21.Распространение опыта работы

Педагог дает открытые уроки, методические рекомендации по вопросам обучения.

Педагог иногда дает открытые уроки.

Педагога открытых уроков не проводит.

22.Участие педагога в инновационных процессах

Педагог включен в работу в экспериментальном режиме; инновационных проектов; имеют и реализуют собственные системы; являются руководителем инновационного проекта.

Педагог включен в работу в экспериментальном режиме; инновационных проектов.

Педагога не работает по инновационным проектам, в экспериментальном режиме.

23.Участие в различных конкурсах

Педагог постоянно принимает участие в различных конкурсах на уровне ОУ, города; в работе  различных творческих групп на уровне  ОУ, города; в конкурсах нацпроекта «Образование»; имеет призовые места.

Педагог редко принимает участие в различных конкурсах на уровне ОУ, не участвует в городских конкурсах, в конкурсах нацпроекта «Образование».

Иногда принимает участие в работе творческих групп  ОУ.

В конкурсах  ОУ или города  не участвует.

В работе творческих групп  не участвует.

24.Работа с Портфолио

Содержание  портфолио  педагога соответствует требованиям к ведению портфолио.

Содержание портфолио педагога частично соответствует требованиям.

Содержание портфолио педагога не  соответствует требованиям.

25.Работа с сайтом

Педагог постоянно принимает участие в работе с сайтом: по личной инициативе предоставляет  различный материал.

Ежемесячно.

Педагог эпизодически  (реже 1 раза в месяц) принимает участие в работе с сайтом

Не менее 7 обновлений в течение учебного года.

Педагог не принимает участие в работе с сайтом

26.Наличие собственного сайта (WEB-портфолио)

Наличие  и ежемесячное обновление.

Наличие сайта.

Отсутствие сайта

27.Использование социально-образовательной сети «Дневник.ру»

Доля  обучающихся:

70-100% - 3 балла;

Доля обучающихся:

50-70% - 2 балла;

Доля  обучающихся:

40-50% - 1 балл

28.Качество использования ИКТ в урочной деятельности.

Систематическое использование ИКТ в урочной деятельности (система голосования, интерактивная доска, документ-камера, ЦОР): на каждом уроке.

Использует иногда.

Не использует.

29.Работа со СМИ

Педагог размещает различный материал  с целью представления опыта своей деятельности в работе с детьми или родителями.

Не менее 5 публикаций.

Педагог размещает различный материал  с целью представления опыта своей деятельности в работе с детьми или родителями.

Не менее 3-х публикаций.

Педагог не размещает материал  в СМИ

30.Мониторинг

Наличие полного предметного электронного мониторинга по всем предметам, мониторинга продвижения обучающихся разных учебных возможностей; мониторинга посещаемости детей; имеется портрет класса; мониторинг участия и побед в конкурсах, соревнованиях различного уровня, выстраивание процесса обучения на постоянном анализе результатов мониторинга.

Наличие предметного электронного мониторинга по некоторым предметам, мониторинга продвижения обучающихся разных учебных возможностей; мониторинга посещаемости детей; имеется портрет класса; мониторинг участия и побед в конкурсах, соревнованиях различного уровня, выстраивание процесса обучения на постоянном анализе результатов мониторинга.

Мониторинг не ведётся

Работа с родителями

31.Посещение собраний

90%-100%

70%-80%

Менее 70%

32.Формы работы с родителями

Наличие плана мероприятий  педагога, работа организована    с  использованием активных форм работы с родителями;

Наличие плана мероприятий,  работа организована без использования активных форм работы с родителями (доклады, сообщения)

В наличии план работы, но реализован частично.

33.Удовлетворенность родителей

Родители удовлетворены качеством работы педагога(90-100%), отсутствие жалоб

Родители удовлетворены качеством работы педагога (80-89%), отсутствие жалоб

Родители не удовлетворены качеством работы педагога, наличие жалоб

Организация работы с Портфолио.

34.Языковое Портфолио

100% детей имеют свое

Портфолио.

50 % детей  имеют свое Портфолио.

Часть детей  имеют языковое  Портфолио.

35.Портфолио достижений

100% детей имеют свое

Портфолио.

50 % детей  имеют свое Портфолио.

Часть детей  имеют  Портфолио.

36.Публичные выступления

10 и более выступлений  

От 6 до 9 выступлений .

От 1 до 5  выступлений

Итоги

от 73 до 108 баллов.

от 37 до 72 баллов.

36 и менее  баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Цель программы– развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации. Задачи:- изучить современную лите...

Индивидуальный маршрут педагога.

Индивидуальный маршрут педагога....

Индивидуальный маршрут педагога на 2015 – 2018 г.г.

Индивидуальный маршрут педагогана 2015 – 2018 г.г....

Индивидуальный маршрут педагога на 2015 – 2018 г.г.

Индивидуальный маршрут педагога  на 2015 – 2018 г.г....

Индивидуальный маршрут педагога на 2017-2020гг

Целью профессиональной деятельности считаю:  создание оптимальных условий для  развития творческих и познавательных способностей учащихся с использованием современных технологий  в обуч...

Индивидуальный маршрут педагога

индивидуальный маршрут педагога...