Мастер-класс "Технология проблемного диалога"
материал (4 класс)
Доклад о том,как построить урок по технологии проблемного диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_probl_dialoga.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
г.Чебоксары
ШМО учителей начальных классов
Технология проблемного диалога
Мастер-класс
Eчитель начальных классов
Афонина А.В.
Чебоксары – 2021
Урок, построенный по технологии проблемного диалога, как правило, имеет следующую структуру:
- Создание «ситуации успеха»
- Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыва)
- Фиксация «места разрыва» (противоречия) в графико-знаковой форме
- Формулировка учебной задачи в словесной форме
- Решение учебной задачи (нахождение способа действия)
- Выбор необходимого способа действия
- Формулирование правила
- Итоговая модель
Вот некоторые примеры построения урока в соответствии с данной технологией.
Математика.
1 класс. Тема: Табличное сложение.
Цель: открыть правило сложения однозначных чисел с переходом через десяток
- Ситуация успеха соединена с ситуацией разрыва
На доске примеры:
3+4 9+2
7+3 7+5
10+3 8+4
6+2 9+6
10+5 8+5
4+5 7+6
Ребята решают примеры по вариантам на время.
- Ребята, какой вариант справился быстрее? Давайте проверим, верно ли вы решили.
А почему вы решили быстрее? А почему примеры 2 варианта решались медленнее?
- Фиксация противоречия.
Что же мы хорошо умеем делать, какие примеры мы умеем решать?
А что же мы не умеем?
Модель: • + • = 1•
- Постановка учебной задачи:
- Как сложить однозначные числа с переходом через десяток?
4) Нахождение способа действия.
- Попробуйте самостоятельно решить 8+4.
К доске выходят разные уч-ся со своим вариантом решения данного примера
- Выбор необходимого способа действия.
Возможные варианты:
8+4= (8+2)+2=12
8+4=8+1+1+1+1=12
- А какой способ удобнее? А если нам нужно будет прибавить к 7 9?
5) Формулирование правила:
- Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, нужно сначала добавить до 10, а затем прибавить оставшуюся часть второго слагаемого.
Итоговая модель:
10
• + • = (• + •) + • = 1 •
2 класс
Порядок действий в выражении
а) Цель: открыть правило выполнения действий в выражении со скобками
б) Чтобы правильно решить пример, в котором есть скобки, нужно сначала выполнить действие в скобках, если скобок нет, действия выполняют по порядку слева направо.
в) Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) умение находить значение выражений без скобок
2) умение сравнивать значения выражений
Умение сравнивать значения выражений позволит построить новое знание.
Противоречие: умение выполнять действия в выражениях без скобок и неумение решать примеры, в которых есть скобки.
Учебный диалог
1) Ситуация успеха
На доске примеры:
10-4+3 10+3-4
9-2+4 9+4-2
10-6+3 10+3-6
- Найдите значения выражений. Сравните их значения. Что общего между выражениями I и II столбиков? Чем они отличаются? ( работа с парами примеров)
2) Ситуация разрыва (групповая работа) - это задание будет ключевым.
На доске:
10-4+3 10-(4+3)
9-2+4 9-(2+4)
10-6+3 10-(6+3)
- Найдите значения выражений.
- Сравните значения выражений I и II столбиков. (Решения выносятся на доску). Одинаковые ли они? Почему? Что общего у выражений? (числа, знаки) Может быть мы ошиблись при решении? В каком столбике было быстро и легко найти значение выражения? (I) Почему? Что мы умеем делать? ( Мы умеем решать эти примеры, умеем складывать и вычитать). Как вы считали в I столбике? ( Сначала вычитали, потом складывали, кто-то ответит "по порядку слева направо). Почему же во втором столбике ответы получились другие? Чем выражения II столбика отличаются от выражений I ? (а) Появились какие-то знаки; б) Появились скобки) Чего мы не умеем, не знаем? (Как решать примеры с этими знаками (скобками)).
Фиксация противоречия: Что мы знаем, умеем? Чего не знаем, не умеем?
3) Постановка учебной задачи:
- Как правильно определить, в каком порядке нужно выполнять действия в выражениях со скобками?
Построение модели: a?+ (b?+c)
4) Нахождение способа действия.
Выясняется, как дети выполняли задание, в каком порядке выполняли действия. Сначала вызываются те, у кого получились одинаковые ответы в обоих столбиках. Затем свое решение объясняют те, у которых правильное решение. Все решения расписываются.
5) Выбор необходимого способа действия.
Наводящий вопрос: Как вы думаете, если бы действия нужно было выполнять по порядку, зачем же нужны скобки?
6) Формулирование правила. Введение обозначения порядка действий в выражениях.
Итоговая модель: a+2(b+1c)
2 класс
Умножение вида 18*6
а) Цель: открыть прием умножения двузначного числа на однозначное
б) Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых, умножить каждое слагаемое на однозначное число, а потом результаты сложить.
в) Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) знание распределительного свойства умножения относительно сложения (правила умножения суммы на число);
2) умение умножать однозначное число на 10;
3) умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.
Знание распределительного свойства умножения относительно сложения (правила умножения суммы на число) позволит построить новое знание.
Противоречие: умение умножать однозначные на однозначные, 10 на однозначные, и неумение умножать двузначные в пределах 20 на однозначное.
Учебный диалог
1. Ситуация успеха
На доске примеры: (это задание будет ключевым) Выполняется по вариантам на скорость.
5*8 15*8
9*10 12*9
6*8 16*8
10*6 12*6
8*10 11*8
7*7 17*7
3*10 13*3
- Решите примеры.
- Какой вариант решил быстрее? (I) Почему? ( В I столбике примеры легче). Почему? Что мы умеем?
( Мы умеем умножать однозначные числа, однозначное число на 10).
2. Ситуация разрыва.
- Почему примеры II варианта решались труднее и медленнее? (Мы не умеем умножать двузначные числа на однозначное)
3. Фиксация противоречия: Что мы умеем? ( Мы умеем умножать однозначные числа, однозначное число на 10). Что не умеем? (Мы не умеем умножать двузначные числа на однозначное)
4. Постановка учебной задачи: - Как умножить двузначное число на однозначное?
Модель: •• *•=?
5. Нахождение способов действия. Групповая работа.
-Как же вы решили?
Наводящий вопрос: - Какое свойство умножения можно использовать?
К доске выходят представители групп, все решения расписываются.
15*8= (10+5)*8= 10*8+5*8=
15*8= (7+8)*8= 7*8+8*8=
15*8= (11+4)*8=11*8+4*8=
и т.д.)
6. Выбор необходимого способа действия:
- На какие слагаемые удобнее разбить двузначное число, чтобы было проще решить? (на 10 и …)
7. Формулирование правила.
Итоговая модель: •• *• = (10+ •)*• =10* •+•* •
Русский язык
1 класс
Родственные слова
а) Цель: выявить два признака однокоренных (родственных слов)
б) Чтобы определить родственные (однокоренные) слова, нужно найти их общую часть (корень) и сравнить их по смыслу, т.к. родственными словами называются слова, которые имеют одинаковую часть (корень) и общее значение (объясняются с помощью одного слова).
в) Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) умение объяснять лексическое значение слова;
2) умение определять слова-признаки, слова-предметы, слова, называющие людей;
3) умение видеть общие признаки разных слов
Умение видеть общие признаки разных слов позволит построить новое знание.
Противоречие: умение видеть общие признаки нескольких слов и незнание признаков родственных слов.
Учебный диалог
Учитель | Ученик |
1. Ситуация успеха Работа в группах Каждая группа выносит свое решение. 1), 2), 3)). Что мы знаем? 2. Ситуация разрыва 3.Фиксация противоречия 4. Постановка учебной задачи 5. Нахождение способа действия. - В каких группах слова объясняются одним словом, имеют общий смысл? | Возможные варианты детей: 5) Лес, лесник, лесной - Мы знаем, что слова могут обозначать признаки, предметы, людей, мы можем разделить их в группы по этим признакам. Поднимают руки и объясняют, почему (называют те признаки, по которым определили слова в группы). Мы знаем, что слова могут обозначать признаки, предметы, людей, и мы можем разделить их на группы по этим признакам. Но мы не знаем, по каким признакам определить родственные слова. 2)ной 3) ник 4) гриб 5) лес 4) и 5) 4) и 5) Два: общая (одинаковая часть), общий смысл (объясняются с помощью одного слова). Дети предлагают сами, учитель знакомит с общепринятым. |
2 класс
Безударные гласные в корне слова
а) Цель: открыть способ проверки безударных гласных в корне слова
б) Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, т.к. ударный гласный находится в сильной позиции.
в) Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) знание сильных и слабых позиций гласных;
2) умение подбирать однокоренные слова;
3) знание того, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково
Знание того, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, позволит построить новое знание.
Противоречие: Умение обозначать гласные звуки в сильной позиции и затруднение в обозначении гласных звуков в слабых позициях. (Слышится одно, а пишется другое).
Учебный диалог:
- Ситуация успеха.
На доске слова: зв…ри, к…рм, гр…б, гр…ч
- Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в этих словах. Поставьте ударение. Какой гласный звук слышится в корне? В какой позиции стоит гласный звук в корне? (В сильной). Какой буквой он обозначен? Умеем мы обозначать звуки в сильных позициях? (Да)
2. Ситуация разрыва. Групповая работа.
На доске слова: м…ряк, ч…сы, п..тно, …кно.
- Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень. Поставьте ударение. Какой звук слышится в корне? В какой позиции он стоит? (В слабой) Какой буквой вы его обозначили?
Решения выносятся на доску.
- Одинаковые у вас решения? ( 1)Нет. 2) Да) Если у всех одинаковые неправильные решения, то задание:
- Посмотрите в словарь, как пишутся эти слова.
- Что вы заметили? (Слышится одно, а пишется другое). Посмотрим на другие слова:
р[и]ды и? в[а]да о?
[и] е? [а]
ч[и]сы я? м[а]сты а?
а?
- Чего же мы не знаем? ( Как обозначить безударный гласный звук (гласный звук в слабой позиции)
3. Фиксация противоречия: - Мы умеем обозначать гласные звуки в сильных позициях, но не знаем, как обозначить безударный гласный звук, как его проверить.
4. Постановка учебной задачи: - Как проверить безударный гласный в корне? Модель
5. Нахождение способа действия .
- Объясните, как вы рассуждали, когда выполняли задание.
Наводящие вопросы, задания.
- Подберите к словам однокоренные слова. Поставьте ударения.
М…ряк – м…рской, море и т.д. В каком слове вы не сомневаетесь в написании буквы в корне? (Море). Что изменилось, почему? (Гласный стоит в сильной позиции, под ударением).
Ч…сы – час. Что изменилось? (Гласный стоит в сильной позиции. Под ударением). Как изменилось слово? (Стояло в форме мн.ч., стало в форме ед.ч.)
П…тно – п…тнистый, пятна – В каком слове не сомневаетесь в написании гласного в корне? (Пятна). Почему? (Стоит под ударением).Как изменилось слово? ( В форме мн.ч.)
- Когда же мы не сомневались в написании гласных? ( Когда изменяли слово или подбиради однокоренное, где гласный стоял в сильной позиции). – А как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково).
- Как же проверить безударный гласный в корне?
6. Формулирование правила. Итоговая модель.
4 класс
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 2 склонения.
- Ситуация успеха
- Определите падеж имени существительного.
Заяц был в белой шубке. (И.П.)
Я увидел зайца в белой шубке. (В.П.)
- Ситуация разрыва
- Определите падеж существительного в следующих предложениях:
Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени садов.
В чем же затруднение? ( Мы можем определить падеж одуш.сущ. 2 скл., но не знаем как определить падеж неодуш.сущ. 2 скл.).
- Фиксация противоречия:
В чем проблема? (Неод сущ и в им. И в вин падежах отвечают на один и тот же вопрос что?).
Модель:
2 скл.
(Что?) (падеж)
- Формулировка учебной задачи
Чему же нам нужно научиться? ( Как определить падеж им.сущ 2 скл. неодуш., если оно отвечает на падежный вопрос что?)
- Решение учебной задачи (нахождение способа действия)
- Выбор необходимого способа действия
- Формулирование правила
- Имя сущ в Им п. всегда подлежащее, а в В.п. – второстеп.член предложения. В им.падеже сущ всегда употр-ся без предлога.
- Итоговая модель
2 скл.
(что?) - Им.п.
В, за, про,на, под, через(что?) - В.п.
Окружающий мир
2 класс
Земля имеет форму шара.
1.Ситуация успеха | |
- Отгадайте, что перед вами находится? - О чем идет речь? - Найдите в классе предметы, которые напоминают форму: 1 гр. – куба 2 гр. – пирамиды 3 гр. – цилиндра 4 гр. – шара. | - Куб, шар, пирамида, цилиндр. - О геометрических телах. |
| |
- Как хорошо вы разбираетесь в формах предметов. Наверное, определение формы для вас – задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы. - А сколько окон в нашей школе? - Почему? Ведь только что вы отлично справились с предыдущими заданиями. - Какие вопросы у нас возникают? - А можете ли вы определить форму нашей планеты? - Но Земля очень большой предмет, просто огромный. Разве вы можете охватить ее взглядом и со стороны увидеть и описать? Тем более мы находимся на ее поверхности, как в случае со школой (мы находились внутри школы). - А всегда ли люди считали, что Земля – это шар? - А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно ли увидеть, что наша планета – шар? | - Затрудняемся ответить. - Раньше мы видели предметы перед собой. Школа – очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри его. Можно ли точно описать предмет, не видя его целиком снаружи? - Да, это очень легко. Земля – шар. - Но мы знаем, что земля шар. Это всем известно. - Нет, сначала люди думали, что земля плоская, круглая, в виде диска. - Нет, нам кажется, что она плоская. |
| |
- Так можем мы уверенно сказать, что планета – шар? Разве мы это видим? - Какой же вопрос у нас возникает? - - Какова же тема сегодняшнего урока? | - Нет. - Или Земля плоская, или шар. - Мы будем разбираться, какой формы наша Земля. |
| |
- Какие модели нам понадобятся для работы? (Постановка опытов по доказательствам учебника по группам) 1-е наблюдение(1-е доказательство) – линия горизонта 2-е наблюдение(2-е доказательство) – предметы при удалении уменьшаются, а затем исчезают. 3-е наблюдение(3-е доказательство) – движение по поверхности (кругосветное путешествие) 4-е наблюдение(4-е доказательство) – наблюдения других со стороны (космонавты) - Но это еще не все доказательства шарообразности Земли. Разобраться вам помогут опыты Миши и Лены. | - Шар, диск. По итогам опытов на доску выносятся доказательства шарообразности Земли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный диалог на уроках в начальной школе
1.Теоретическое обоснование1.1. Понятие и методы проблемного обучения.............................................. 1.2. Технология проблемно-диалогического обучения...........................
Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД
Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
Доклад "Проблемный диалог"
Одним из путей формирования способностей является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроко...
Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...
Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога
Данный урок разработан с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...