Мастер-класс "Технология проблемного диалога"
материал (4 класс)

Доклад о том,как построить урок по технологии проблемного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_probl_dialoga.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50»

г.Чебоксары

ШМО учителей начальных классов

Технология проблемного диалога

Мастер-класс

        

Eчитель начальных классов

Афонина А.В.

Чебоксары – 2021

Урок, построенный по технологии проблемного диалога, как правило, имеет следующую структуру:

  1. Создание «ситуации успеха»
  2. Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта» (разрыва)
  3. Фиксация «места разрыва» (противоречия) в графико-знаковой форме
  4. Формулировка учебной задачи в словесной форме
  5. Решение учебной задачи (нахождение способа действия)
  6. Выбор необходимого способа действия
  7. Формулирование правила
  8. Итоговая модель

Вот некоторые примеры построения урока в соответствии с данной технологией.

Математика.

1 класс. Тема: Табличное сложение.

Цель: открыть правило сложения однозначных чисел с переходом через десяток

  1. Ситуация успеха соединена с ситуацией разрыва

На доске примеры:

3+4                             9+2

7+3                             7+5

10+3                           8+4

6+2                             9+6

10+5                           8+5

4+5                             7+6

Ребята решают примеры по вариантам на время.

- Ребята, какой вариант справился быстрее? Давайте проверим, верно ли вы решили.

А почему вы решили быстрее? А почему примеры 2 варианта решались медленнее?

  1. Фиксация противоречия.

Что же мы хорошо умеем делать, какие примеры мы умеем решать?

А что же мы не умеем?

Модель:  • + • = 1•

  1. Постановка учебной задачи:

- Как сложить однозначные числа с переходом через десяток?

4) Нахождение способа действия.

- Попробуйте самостоятельно решить 8+4.

К доске выходят разные уч-ся со своим вариантом решения данного примера

  1. Выбор необходимого способа действия.

Возможные варианты:

8+4= (8+2)+2=12

8+4=8+1+1+1+1=12

- А какой способ удобнее? А если нам нужно будет прибавить к 7 9?

       5) Формулирование правила:

- Чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, нужно сначала добавить до 10, а затем прибавить оставшуюся часть второго слагаемого.

Итоговая модель:

             10

• +  • = (• +  •) +  • = 1 

2 класс

Порядок действий в выражении
а
) Цель: открыть правило выполнения действий в выражении со скобками
б) Чтобы правильно решить пример, в котором  есть скобки, нужно сначала выполнить действие в скобках, если скобок нет, действия выполняют по порядку слева направо.
в)  Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) умение находить значение выражений без скобок
2) умение сравнивать значения выражений
Умение сравнивать значения выражений позволит построить новое знание.
Противоречие: умение выполнять действия в выражениях без скобок и неумение решать примеры, в которых есть скобки.
Учебный диалог
1) Ситуация успеха
       На доске примеры:
10-4+3                       10+3-4
9-2+4                         9+4-2
10-6+3                       10+3-6

- Найдите значения выражений. Сравните их значения. Что общего между выражениями I и II столбиков? Чем они отличаются? ( работа с парами примеров)

2)
Ситуация разрыва (групповая работа) - это задание будет ключевым.
На доске:
10-4+3                       10-(4+3)
9-2+4                          9-(2+4)
10-6+3                        10-(6+3)

 - Найдите значения выражений.
- Сравните значения выражений I и II столбиков. (Решения выносятся на доску).  Одинаковые ли они? Почему? Что общего у выражений? (числа, знаки) Может быть мы ошиблись при решении?  В каком столбике было быстро и легко найти значение выражения? (I) Почему? Что мы умеем делать? ( Мы умеем решать эти примеры, умеем складывать и вычитать). Как вы считали в I столбике? ( Сначала вычитали, потом складывали, кто-то ответит "по порядку слева направо). Почему же во втором столбике ответы получились другие? Чем выражения II столбика отличаются от выражений I ?  (а) Появились какие-то знаки; б) Появились скобки) Чего мы не умеем, не знаем? (Как решать примеры с этими знаками (скобками)).

Фиксация противоречия: Что мы знаем, умеем? Чего не знаем, не умеем?

3)
Постановка учебной задачи:
- Как правильно определить, в каком порядке нужно выполнять действия в выражениях со скобками?
Построение модели: a?+ (b?+c)
4
) Нахождение способа действия.

Выясняется, как дети выполняли  задание, в каком порядке выполняли действия. Сначала вызываются те, у кого получились одинаковые ответы в обоих столбиках.  Затем свое решение объясняют те, у которых правильное решение. Все решения расписываются.
5)
Выбор необходимого способа действия.
Наводящий вопрос: Как вы думаете, если бы действия нужно было выполнять по порядку, зачем же нужны скобки?

6)
Формулирование правила. Введение обозначения порядка действий в выражениях.
Итоговая модель:  a+
2(b+1c)

2 класс

Умножение вида 18*6
а) Цель: открыть прием  умножения двузначного числа на однозначное
б) Чтобы умножить двузначное число на однозначное, нужно  представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых, умножить каждое слагаемое на однозначное число, а потом результаты сложить.
в
) Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) знание распределительного свойства умножения относительно сложения  (правила умножения суммы на число);
2) умение умножать однозначное число на 10;
3) умение представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.
Знание распределительного свойства умножения относительно сложения  (правила умножения суммы на число) позволит построить новое знание.
Противоречие: умение умножать однозначные на однозначные,   10   на однозначные, и неумение умножать двузначные в пределах 20 на однозначное.
Учебный диалог
1
. Ситуация успеха
На доске примеры: (это задание будет ключевым)  Выполняется по вариантам на скорость.
5*8                     15*8
9*10                   12*9
6*8                     16*8
10*6                   12*6
8*10                   11*8
7*7                     17*7
3*10                   13*3
- Решите примеры.
- Какой вариант решил быстрее? (I)  Почему? ( В I столбике примеры легче). Почему? Что мы умеем?
( Мы умеем умножать однозначные числа, однозначное число на 10).
2.
Ситуация разрыва.
- Почему примеры II варианта решались труднее и медленнее? (Мы не умеем умножать двузначные числа на однозначное)
3.
Фиксация противоречия:  Что мы умеем? ( Мы умеем умножать однозначные числа, однозначное число на 10). Что не умеем? (Мы не умеем умножать двузначные числа на однозначное)
4.
Постановка учебной задачи: - Как умножить двузначное число на однозначное?
Модель:  •• *•=?
5.
Нахождение способов действия. Групповая работа.
-Как же вы решили?
Наводящий вопрос: - Какое свойство умножения можно использовать?
К доске выходят представители групп, все решения расписываются.
15*8= (10+5)*8= 10*8+5*8=
  15*8= (7+8)*8= 7*8+8*8=
  15*8= (11+4)*8=11*8+4*8=
и  т.д.)
6.
Выбор необходимого способа действия:
- На какие слагаемые удобнее разбить двузначное число, чтобы было проще решить? (на 10 и …)
7. Формулирование правила.
Итоговая модель: ••  *• = (10+ •)*• =10* •+•* •

Русский язык

1 класс

Родственные слова
а
) Цель: выявить два признака однокоренных (родственных слов)
б) Чтобы определить родственные (однокоренные) слова, нужно найти их общую часть (корень) и сравнить их по смыслу, т.к. родственными словами называются слова, которые имеют одинаковую часть (корень) и общее значение (объясняются с помощью одного слова).
в)  
Знания, необходимые для изучения новой темы:
1) умение объяснять лексическое значение слова;
2) умение определять слова-признаки, слова-предметы, слова, называющие людей;
3) умение видеть общие признаки разных слов
Умение видеть общие признаки разных слов позволит построить новое знание.
Противоречие: умение видеть общие признаки нескольких слов и незнание признаков родственных слов.

Учебный диалог

Учитель

Ученик

1. Ситуация успеха
На доске слова: гриб, грибник, лес, грибной, лесник, печник, лесной, сапожник

Работа в группах
- Разбейте слова на группы.

Каждая группа выносит свое решение.
- Почему вы разделили слова так? (Вопрос к группам, у которых варианты решения

1),  2), 3)). Что мы знаем?
- Почему вы разделили так? ((4) и 5) варианты)

2. Ситуация разрыва
Это задание будет ключевым.
- Могут ли слова каждой группы быть "родственниками"? Кто из вас считает, что именно слова вашей групп "родственники", т.е. родственные, попробуйте доказать.
- Так вы не уверены?

3.Фиксация противоречия
- В чем же трудность? Что мы знаем? Чего не знаем?

4. Постановка учебной задачи
- Как определить родственные слова? По каким признакам?
Построение модели:                    ?

5. Нахождение способа действия.

- Подумайте, по каким  признакам можно определить  родственные слова на примере слов вашей группы.
6. Выбор необходимого способа действия.
Наводящие вопросы:
- В каких группах слов во всех словах есть общая часть?

- В каких группах слова объясняются одним словом, имеют общий смысл?
- В каких группах больше совпадений?
- В каких же группах родственные слова?
- Сколько общих признаков? Какие это общие признаки?
Введение определения и обозначения корня. Учитель читает стих-е "Как растут слова". - Как вы думаете, почему общую часть родственных слов называют корнем? Как мы будем обозначать корень слова?
7. Формулирование правила. Итоговая модель


Возможные варианты детей:
1) Гриб, лес, сапожник, грибник, печник
2) Грибной, лесной
3) Грибник, лесник, печник, сапожник.
4) Гриб, грибник, грибной

5) Лес, лесник, лесной

- Мы знаем, что слова могут обозначать признаки, предметы, людей, мы можем разделить их в группы по этим признакам.
- Они связаны со словом "гриб", "лес".

Поднимают руки и объясняют, почему (называют те признаки, по которым определили слова в группы).
Либо поднимают руки все, либо некоторые, либо никто.
Уверены, не уверены.

Мы знаем, что слова могут обозначать признаки, предметы, людей, и мы можем разделить их на группы по этим признакам. Но мы не знаем, по каким признакам определить родственные слова.

2)ной 3) ник  4) гриб   5) лес

4) и 5)

4) и 5)
4) и 5), т.к. у них больше общих признаков

Два: общая (одинаковая часть), общий смысл (объясняются с помощью одного слова).

Дети предлагают сами, учитель знакомит с общепринятым.

2 класс

Безударные гласные в корне слова

а) Цель: открыть способ проверки безударных гласных в корне слова

б) Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, т.к. ударный гласный находится в сильной позиции.

в) Знания, необходимые для изучения новой темы:

1)  знание сильных и слабых  позиций гласных;

2) умение подбирать однокоренные слова;

3) знание того, что корни  в однокоренных словах пишутся одинаково

Знание того, что корни  в однокоренных словах пишутся одинаково,  позволит построить новое знание.

Противоречие: Умение обозначать гласные звуки в сильной позиции и затруднение в обозначении гласных звуков в слабых позициях. (Слышится одно, а пишется другое).

 Учебный диалог:

  1. Ситуация успеха.

На доске слова: зв…ри, к…рм, гр…б, гр…ч

- Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в этих словах. Поставьте ударение. Какой гласный звук слышится в корне? В какой позиции стоит гласный звук в корне? (В сильной). Какой буквой он обозначен? Умеем мы обозначать звуки в сильных позициях? (Да)

2.  Ситуация разрыва. Групповая работа.

На доске слова: м…ряк, ч…сы, п..тно, …кно.

- Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень. Поставьте ударение. Какой  звук слышится в корне? В какой позиции он стоит? (В слабой) Какой буквой вы его обозначили?

Решения выносятся на доску.

- Одинаковые у вас решения? ( 1)Нет. 2) Да)  Если у всех одинаковые неправильные решения, то задание:

- Посмотрите в словарь, как пишутся эти слова.

- Что вы заметили? (Слышится одно, а пишется другое). Посмотрим на другие слова:

р[и]ды        и?        в[а]да        о?

              [и]        е?        [а]

ч[и]сы        я?        м[а]сты        а?

                              а?  

 - Чего же мы не знаем? ( Как обозначить безударный гласный звук (гласный звук в слабой позиции)

3. Фиксация противоречия:  - Мы умеем  обозначать гласные звуки в сильных позициях, но не знаем, как обозначить безударный гласный звук, как его проверить.

4. Постановка учебной задачи: - Как проверить безударный гласный в корне? Модель

5. Нахождение способа действия .

- Объясните, как вы рассуждали, когда выполняли задание.

Наводящие вопросы, задания.

- Подберите к словам однокоренные слова.  Поставьте ударения.

М…ряк – м…рской, море и т.д. В каком слове вы не сомневаетесь в написании буквы в корне? (Море). Что изменилось, почему? (Гласный стоит в сильной позиции, под ударением).

Ч…сы – час.  Что изменилось? (Гласный стоит в сильной позиции. Под ударением). Как изменилось слово? (Стояло в форме мн.ч., стало в форме ед.ч.)

П…тно – п…тнистый, пятна – В каком слове не сомневаетесь в написании гласного в корне? (Пятна). Почему? (Стоит под ударением).Как изменилось слово? ( В форме мн.ч.)

- Когда же мы не сомневались в написании гласных? ( Когда изменяли слово или подбиради однокоренное, где гласный стоял в сильной позиции). – А как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково).

- Как же проверить безударный гласный в корне?

6. Формулирование правила. Итоговая модель.

4 класс

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 2 склонения.

  1. Ситуация успеха

- Определите падеж имени существительного.

Заяц был в белой шубке. (И.П.)

Я увидел зайца в белой шубке. (В.П.)

  1. Ситуация разрыва

- Определите падеж существительного в следующих предложениях:

Мы увидели этот город ранним утром. Город утопал в зелени садов.

В чем же затруднение?  ( Мы можем определить падеж одуш.сущ. 2 скл., но не знаем как определить падеж неодуш.сущ. 2 скл.).

  1.  Фиксация противоречия:

В чем проблема? (Неод сущ и в им. И в вин падежах отвечают на один и тот же вопрос что?).

Модель:

  2 скл.

(Что?) (падеж)

  1. Формулировка учебной задачи

Чему же нам нужно научиться? ( Как определить падеж им.сущ  2 скл. неодуш., если оно отвечает на падежный вопрос что?)

  1. Решение учебной задачи (нахождение способа действия)
  2. Выбор необходимого способа действия
  3. Формулирование правила
  4. Имя сущ в Им п. всегда подлежащее, а в В.п. – второстеп.член предложения. В им.падеже сущ всегда употр-ся без предлога.
  5. Итоговая модель

2 скл.

(что?)  -  Им.п.

В, за, про,на, под, через(что?)  - В.п.

Окружающий мир

2 класс

Земля имеет форму шара.

1.Ситуация успеха

- Отгадайте, что перед вами находится?

- О чем идет речь?

- Найдите в классе предметы, которые напоминают форму:

1 гр. – куба

2 гр. – пирамиды

3 гр. – цилиндра

4 гр. – шара.

 - Куб, шар, пирамида, цилиндр.

- О геометрических телах.

  1. Ситуация разрыва

- Как  хорошо вы разбираетесь в формах предметов. Наверное, определение формы для вас – задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы.

- А сколько окон в нашей школе?

- Почему? Ведь только что вы отлично справились с предыдущими заданиями.

- Какие вопросы у нас возникают?

- А можете ли вы определить форму нашей планеты?

- Но Земля очень большой предмет, просто огромный. Разве вы можете охватить ее взглядом и со стороны увидеть и описать? Тем более мы находимся на ее поверхности, как в случае со школой (мы находились внутри школы).

- А всегда ли люди считали, что Земля – это шар?

- А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно ли увидеть, что наша планета – шар?

- Затрудняемся ответить.

- Раньше мы видели предметы перед собой. Школа – очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри его.

Можно ли точно описать предмет,  не видя его целиком снаружи?

 - Да, это очень легко. Земля – шар.

- Но мы знаем, что земля шар. Это всем известно.

- Нет, сначала люди думали, что земля плоская, круглая, в виде диска.

- Нет, нам кажется, что она плоская.

  1. Фиксация противоречия, формулирование учебной задачи.

- Так  можем мы уверенно сказать, что планета – шар? Разве мы это видим?

- Какой же вопрос у нас возникает?

- - Какова же тема сегодняшнего урока?

- Нет.

- Или Земля плоская, или шар.

- Мы будем разбираться, какой формы наша Земля.

  1. Открытие новых знаний (групповая работа)

- Какие модели нам понадобятся для работы?

(Постановка опытов по доказательствам учебника по группам)

1-е наблюдение(1-е доказательство) – линия горизонта

2-е наблюдение(2-е доказательство) – предметы при удалении уменьшаются, а затем исчезают.

3-е наблюдение(3-е доказательство) – движение по поверхности (кругосветное путешествие)

4-е наблюдение(4-е доказательство) – наблюдения других со стороны (космонавты)

- Но это еще не все доказательства шарообразности Земли. Разобраться вам помогут опыты Миши и Лены.

- Шар, диск.

По итогам опытов на доску выносятся доказательства шарообразности Земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный диалог на уроках в начальной школе

1.Теоретическое обоснование1.1. Понятие и методы проблемного обучения.............................................. 1.2. Технология проблемно-диалогического обучения...........................

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Доклад "Проблемный диалог"

   Одним из путей формирования способностей является проблемно-диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроко...

Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...