Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей 5-6 лет
рабочая программа по теме
данный материал использую в дошкольной группе "Родничок" при гимназии (для детей не посещающих детский сад)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnoy_podgotovki_preemstvennost.docx | 22.54 КБ |
raspisanie_zanyatiy.docx | 13.93 КБ |
rezhim_raboty.docx | 11.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор гимназии
« » 2013г.
Программа предшкольной подготовки «Преемственность»
Возраст детей: 5-6 лет
Введение.
Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5—7 лет.
Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у детей;
— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
— развития и укрепления здоровья личности;
— развития духовно-нравственных убеждений личности;
— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей 5—6-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Организация перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе.
В предлагаемой концепции программы «Преемственность» ведется подготовка детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, но, как показывает практика, предложенные технологии и содержание могут быть успешно использованы в дошкольном образовательном учреждении для занятий при подготовке детей к школе.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа — детский сад».
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
— единство развития, обучения и воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и качеств личности;
— обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
— интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
— взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
— широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;
— частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
Содержание перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе.
Ступень подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок. Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Условность обозначена подготовкой ребенка к названию школьных предметов.
Подготовка к обучению включает следующие разделы: «Физическое воспитание», «Экологическое воспитание», «Эстетическое воспитание», «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Конструирование и ручной труд».
Раздел «Физическое воспитание» отражен в программах «Физическое воспитание» и «Тонизирующая гимнастика». Целью программы «Физическое воспитание» является поэтапное достижение физического совершенствования детей, свойственного каждому возрастному периоду, их оздоровление. В возрасте 5—6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности. В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи: формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах; совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями; расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью; совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки; расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей; формирование практических умений и навыков по использованию подвижных игр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.
Раздел «Экологическое воспитание» представлен программой «Зеленая тропинка».
Программа «Зеленая тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной игровой форме.
Раздел «Эстетическое воспитание» представлен программами «Волшебная красота окружающего мира», «Родной дом», «Музыка», «Театральное искусство».
Программа «Волшебная красота окружающего мира» направлена на познание мира искусства и культуры, включая искусство своего народа, на формирование личности ребенка. Курс способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
Программа «Родной дом» готовит детей к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной отечественной культуры.
Программа «Музыка» ставит своей целью формирование музыкальной культуры, которая является важной частью духовной культуры человека.
Программа «Театральное искусство» направлена на развитие умений общения со сверстниками, на развитие творческой индивидуальности личности.
Программа содержит театрализованные игры и упражнения, театрализованные представления, упражнения на пластику и пантомиму.
Раздел «Речевое развитие» состоит из двух программ «От слова к букве» и «Риторика для маленьких».
Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы по сравнению с уже существующими является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Программа «Риторика для маленьких» ставит своей целью пробудить желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной, тем самым создавая основу для навыков культуры речи.
Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой «Математические ступеньки».
В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Раздел «Конструирование и ручной труд» раскрыт в двух программах: «Конструирование» и «Обслуживающий труд».
Программа «Конструирование» готовит детей к восприятию различных конструкций предметов; знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами. Важнейшими задачами программы являются развитие творческих способностей детей, обучение их аналитическим действиям, привитие культуры труда.
Программа «Обслуживающий труд» закладывает основы самостоятельного обслуживания ребенком самого себя, воспитывает чувства взаимопонимания, ответственности, добросовестности.
Концепция предполагает повторную подготовку к обучению детей, которые не пошли в школу с 5,5—6 лет.
Для этих детей разработано содержание занятий (программа «Скоро в школу»), в значительной степени учитывающих недостатки первого года подготовки к обучению и содержащих материал по развитию речи, конструированию, вычислительным навыкам, изобразительному искусству. Усвоение предложенного материала не является самоцелью. Важным является деятельность, посредством которой будущий ученик знакомится с правилами общения со взрослыми и сверстниками в новых для него условиях.
Вся основная деятельность на подготовительной ступени направлена на развитие ребенка, что дает возможность заканчивающему подготовку к обучению поступить в любой тип образовательного учреждения (традиционная начальная школа, начальная школа с альтернативными системами обучения, гимназия).
Таким образом, к первостепенным задачам дошкольного образования относятся развитие: эмоционально-волевой и познавательной сфер, психических функций, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам.
Реализация данных задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не столько овладение конкретными знаниями, сколько создание предпосылок к школьному обучению.
Основаниями преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: развитие потенциальных возможностей ребенка, обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности, учет «зоны ближайшего развития», создание условий для включения ребенка в социальные формы общения.
Организация занятий подготовки к обучению в школе.
Структура дошкольного образования: подготовка к обучению в школе. Возраст 5 -6 лет. Продолжительность — 1 год.
Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая.
Концепцией предусмотрено несколько вариантов организации подготовки к обучению.
На базе дошкольных и школьных образовательных учреждений:
1 вариант — для детей, не охваченных дошкольным образованием, организуют группы кратковременного пребывания;
2 вариант — для детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного и младшего школьного возраста.
Занятия ведут педагоги, прошедшие предварительную подготовку к работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятия проводят как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.
Занятия проводятся 3—4 раза в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор гимназии
Мавренков Н.П.
2013 – 2014 уч.год
Расписание занятий в дошкольной гимназии
«Родничок»
Понедельник Среда Пятница
- Развитие речи 1. Зеленая тропинка 1. Родное слово
- Здоровье и физ.культура 2. Искусство и культура 2.Психотренинг
- Матем.ступеньки 3. Родное слово 3.Матем.ступеньки
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор гимназии
Мавренков Н.П.
2013-2014 уч.год
Режим работы подготовительной группы
«Родничок»
- Прием детей 14.00 – 14.10
- Занятие 1 14.10 – 14.40
- Перемена 14.40 – 14.45
- Занятие 2 14.45 – 15.15
- Перемена 15.15 – 15.20
- Занятие 3 15.20 – 15.50
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки "Школа развития"
Программа предшкольной подготовки является программой одного из курсов по внеурочной деятельности для детей 6-7 лет. В нашем образовательном учреждении эти задачи решаютс...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской
Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...
Программа предшкольной подготовки детей
Программа дополнительного образования рассчитана на детей 5,5- 7 лет, непосещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа содержит учбный план , программный материал, раскрывает подход...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...