Методическая разработка урока по теме: «Природная зона России- степь»
план-конспект урока (4 класс)

Тютина Лилия Ильдусовна

Управление образования администрации города Соликамска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №9»

 

Методическая разработка урока по теме:

«Природная зона России- степь»

Автор: Л.И.Тютина, учитель  начальных классовМАОУ «СОШ №9»

 

Введение

Место и роль урока: данный урок является первым из четырёх отведённых часов на изучение темы «Решение уравнений» и 72-м уроком по курсу «Окружающий мир» в 4 классе. Урок тесно связан с предыдущими «Арифметические действия над числами» и является продолжением в изучении темы «Решение задач».

Актуальность: На данном уроке у учащихся формируется представление о природной зоне степей; они знакомятся  с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

 

Предмет: Окружающий мир Класс: 4 УМК: ОС «Школа 2100» (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова «Математика»)

Тема урока: природная зона России -степь

Цель: создание условий для формирования умений представления о природной зоне степей России

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  •  Образовательная: познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивающая: развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Воспитывающая:  прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.

2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредеметные:

1) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

3) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

4) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

5)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

Личностные:

1) Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

2) Умение анализировать свои действия и управлять ими.

3) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

 Приёмы, методы, технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценивания

Тип урока: урок построения системы знаний

 

Основная часть

од урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

 

  1. Стадия вызова:

 

Дети и учитель приветствуют друг друга.

Нас сегодня ждет дорога, а узнать нам надо много, так возьмемся же, ребята, скорее за работу!

Прием "Перепутанные логические цепочки."

Дополните цепи питания:

а) ягель —>олень —> волк

б) грибы —> белка —> куница

в) водоросли —> рачки —>морж

Спасибо за работу, вы очень хорошо с ней справились.

 

Какие природные зоны России вы уже знаете?

Чем отличается климат Арктики от Тундры?

Чем отличается климат Тундры от Тайги?

Как вы думаете, а есть ли природные зоны с более теплым климатом?

Как она называется?

Что вы о ней знаете?

 

 

 

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

Дополняют цепи питания:

а) ягель —>—> волк

б) _____—> белка —> куница

в) водоросли —> рачки —>____

 

Арктика, Тундра, Тайга

Теплее

Теплее

 

Выдвигают предположения

Предметные:

1) Умение объяснять взаимосвязи в природе, понимать цепочки питания

2) Умение систематизировать знания

Метапредметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные:

 Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

 

 

 

2. Стадия осмысления

По какому алгоритмы мы изучали природные зоны?

 

Приложение 1 «План изучения природных зон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким же образом мы будем работать по вновь изученным природным зонам.

Заполните таблицу: что вы уже знаете, а что узнаете сегодня на уроке.

 

У каждой команды есть маршрутные листы, для их заполнения вам потребуется 4 станции. На станциях лежат карточки с текстами, прочитайте их и заполните таблицу. На подготовку у вас будет 5 минут. После этого, по моему сигналу, вы идете дальше.

 

Что в маршрутных листах у вас еще не заполнено?

Прием " Тонкие/Толстые вопросы"

Прочитайте текст на цветном листе и составьте 3 тонких вопросов и 2 толстых вопросов по данному тексту

 

 

Название природной зоны, географическое положение климатические условия, животный мир, растительный мир, цепи питании, занятие населения, экологические проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу

 

 

 

 

Заполняют маршрутные листы

 

 

 

 

 

 

Экологические проблемы

 

 

 

Придумывают по 5 вопросов по данному тексту

Предметные:

1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.

2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

 

Метапредметные:

1) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

2) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

3) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

 

Личностные:

1) Умение анализировать свои действия и управлять ими.

2) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 

3.Физкультминутка

 

Давайте отдохнем. Полетаем ястребом, попрыгаем, как прыгает тушканчик, встанем прямо как суслики, подвигаем нижней челюстью и глазками как хомячки. Молодцы, садитесь!

Выполняют движения.

Бережное отношение к своему здоровью.

4. Рефлексия

 

Прочитайте что у вас получилось

 

Вы хорошо поработали сегодня!

 

 

 

 

Игра «Дополни предложения»

 

 Запишите домашнее задание на выбор

-Составить устный рассказ о природной зоне России - степи в соответствии с планом

-Учебник стр.43-46 читать, ответить на вопросы

-Составить кроссворд "Животные степи"

 

Исправляют текст

 

Каждая группа читает по 1 исправленному предложению

 

 

Дополняют предложения

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

Метапредметные:

 Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Личностные:

Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 

 

 

 Заключение

 В результате данного урока достигается образовательный результат:

у учащихся формируется представление:

  • о природной зоне степей;
  • географическое положение зоны степей,
  • особенности животного и растительного мира;
  • о деятельности человека в степной зоне.

Список использованных источников

 

Название учебника Учебник Окружающий мир, 4 класс, авторы  Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С

 

Приложение 1.

Алгоритм изучения природных зон.

 

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

- Название природной зоны

 

 

 

- Географическое положение

 

 

 

- Климатические условия

 

 

 

- Животный мир

 

 

 

- Растительный мир

 

 

 

- Цепи питании

 

 

 

- Занятие населения

 

 

 

- Экологические проблемы

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №9»

Методическая разработка урока по теме:

«Природная зона России- степь»

 

 

 

 

Автор: Л.И.Тютина,  

учитель  начальных классов

МАОУ «СОШ №9»

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск, 2020 г.

 

Оглавление

Введение        3

Основная часть        5

Заключение        9

Список использованных источников        9

Приложение 1.        10


Введение

Место и роль урока: данный урок является первым из четырёх отведённых часов на изучение темы «Решение уравнений» и 72-м уроком по курсу «Окружающий мир» в 4 классе. Урок тесно связан с предыдущими «Арифметические действия над числами» и является продолжением в изучении темы «Решение задач».

Актуальность: На данном уроке у учащихся формируется представление о природной зоне степей; они знакомятся  с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Предмет: Окружающий мир Класс: 4 УМК: ОС «Школа 2100» (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова «Математика»)

Тема урока: природная зона России -степь

Цель: создание условий для формирования умений представления о природной зоне степей России 

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  •  Образовательная: познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  • Развивающая: развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Воспитывающая:  прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.

2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредеметные:

1) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

3) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

4) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

5)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

Личностные:

1) Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

2) Умение анализировать свои действия и управлять ими.

3) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

 Приёмы, методы, технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценивания

Тип урока: урок построения системы знаний


Основная часть

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

  1. Стадия вызова:

Дети и учитель приветствуют друг друга.

Нас сегодня ждет дорога, а узнать нам надо много, так возьмемся же, ребята, скорее за работу!

Прием "Перепутанные логические цепочки."

Дополните цепи питания:

а) ягель —>олень —> волк

б) грибы —> белка —> куница

в) водоросли —> рачки —>морж

Спасибо за работу, вы очень хорошо с ней справились.

Какие природные зоны России вы уже знаете?

Чем отличается климат Арктики от Тундры?

Чем отличается климат Тундры от Тайги?

Как вы думаете, а есть ли природные зоны с более теплым климатом?

Как она называется?

Что вы о ней знаете?

Приветствуют учителя

Дополняют цепи питания:

а) ягель —>—> волк

б) _____—> белка —> куница

в) водоросли —> рачки —>____

Арктика, Тундра, Тайга

Теплее

Теплее

Выдвигают предположения

Предметные:

1) Умение объяснять взаимосвязи в природе, понимать цепочки питания

2) Умение систематизировать знания

Метапредметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные:

 Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

2. Стадия осмысления

По какому алгоритмы мы изучали природные зоны?

Приложение 1 «План изучения природных зон»

Таким же образом мы будем работать по вновь изученным природным зонам.

Заполните таблицу: что вы уже знаете, а что узнаете сегодня на уроке.

У каждой команды есть маршрутные листы, для их заполнения вам потребуется 4 станции. На станциях лежат карточки с текстами, прочитайте их и заполните таблицу. На подготовку у вас будет 5 минут. После этого, по моему сигналу, вы идете дальше.

Что в маршрутных листах у вас еще не заполнено?

Прием " Тонкие/Толстые вопросы"

Прочитайте текст на цветном листе и составьте 3 тонких вопросов и 2 толстых вопросов по данному тексту

Название природной зоны, географическое положение климатические условия, животный мир, растительный мир, цепи питании, занятие населения, экологические проблемы

Заполняют таблицу

Заполняют маршрутные листы

Экологические проблемы

Придумывают по 5 вопросов по данному тексту

Предметные:

1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.

2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Метапредметные:

1) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

2) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

3) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.

Личностные:

1) Умение анализировать свои действия и управлять ими.

2) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

3.Физкультминутка

Давайте отдохнем. Полетаем ястребом, попрыгаем, как прыгает тушканчик, встанем прямо как суслики, подвигаем нижней челюстью и глазками как хомячки. Молодцы, садитесь!

Выполняют движения.

Бережное отношение к своему здоровью.

4. Рефлексия

Прочитайте что у вас получилось

Вы хорошо поработали сегодня!

Игра «Дополни предложения»

 Запишите домашнее задание на выбор

-Составить устный рассказ о природной зоне России - степи в соответствии с планом

-Учебник стр.43-46 читать, ответить на вопросы

-Составить кроссворд "Животные степи"

Исправляют текст

Каждая группа читает по 1 исправленному предложению

Дополняют предложения

Записывают домашнее задание

Метапредметные:

 Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Личностные:

Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

 Заключение

 В результате данного урока достигается образовательный результат:

у учащихся формируется представление:

  • о природной зоне степей;
  • географическое положение зоны степей,
  • особенности животного и растительного мира;
  • о деятельности человека в степной зоне.

Список использованных источников

Название учебника Учебник Окружающий мир, 4 класс, авторы  Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С

Приложение 1.

Алгоритм изучения природных зон.

Знаю

Хочу знать

Узнал

- Название природной зоны

 

- Географическое положение

 

- Климатические условия

 

- Животный мир

 

- Растительный мир

 

- Цепи питании

 

- Занятие населения

 

- Экологические проблемы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Природные явления, погодные аномалии"

Данный урок может быть рекомендован к применению для 4 класса по предмету "окружающий мир"...

Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)

Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»   Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...

Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"

Материал  урока  представлен  в  форме  игры  путешествия  по  "Королевству права и порядка", в ходе которого  учащиеся  знакомятся  с  осно...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"

Данную разработку можно использовать при подготовке  к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....

Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"

Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в  XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип:  Урок усвоен...

Разработка урока "Путешествие по природным зонам России".

Разработка урока "Путешествие по природным зонам России"....