Методическая разработка урока по теме: «Природная зона России- степь»
план-конспект урока (4 класс)
Управление образования администрации города Соликамска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Методическая разработка урока по теме:
«Природная зона России- степь»
Автор: Л.И.Тютина, учитель начальных классовМАОУ «СОШ №9»
Введение
Место и роль урока: данный урок является первым из четырёх отведённых часов на изучение темы «Решение уравнений» и 72-м уроком по курсу «Окружающий мир» в 4 классе. Урок тесно связан с предыдущими «Арифметические действия над числами» и является продолжением в изучении темы «Решение задач».
Актуальность: На данном уроке у учащихся формируется представление о природной зоне степей; они знакомятся с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
Предмет: Окружающий мир Класс: 4 УМК: ОС «Школа 2100» (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова «Математика»)
Тема урока: природная зона России -степь
Цель: создание условий для формирования умений представления о природной зоне степей России
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
- Образовательная: познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
- Развивающая: развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
- Воспитывающая: прививать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.
2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Метапредеметные:
1) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
3) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
4) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
5)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.
Личностные:
1) Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
2) Умение анализировать свои действия и управлять ими.
3) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Приёмы, методы, технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценивания
Тип урока: урок построения системы знаний
Основная часть
од урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
|
| Дети и учитель приветствуют друг друга. Нас сегодня ждет дорога, а узнать нам надо много, так возьмемся же, ребята, скорее за работу! Прием "Перепутанные логические цепочки." Дополните цепи питания: а) ягель —>олень —> волк б) грибы —> белка —> куница в) водоросли —> рачки —>морж Спасибо за работу, вы очень хорошо с ней справились.
Какие природные зоны России вы уже знаете? Чем отличается климат Арктики от Тундры? Чем отличается климат Тундры от Тайги? Как вы думаете, а есть ли природные зоны с более теплым климатом? Как она называется? Что вы о ней знаете?
| Приветствуют учителя
Дополняют цепи питания: а) ягель —>—> волк б) _____—> белка —> куница в) водоросли —> рачки —>____
Арктика, Тундра, Тайга Теплее Теплее
Выдвигают предположения | Предметные: 1) Умение объяснять взаимосвязи в природе, понимать цепочки питания 2) Умение систематизировать знания Метапредметные: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
|
2. Стадия осмысления | По какому алгоритмы мы изучали природные зоны?
Приложение 1 «План изучения природных зон»
Таким же образом мы будем работать по вновь изученным природным зонам. Заполните таблицу: что вы уже знаете, а что узнаете сегодня на уроке.
У каждой команды есть маршрутные листы, для их заполнения вам потребуется 4 станции. На станциях лежат карточки с текстами, прочитайте их и заполните таблицу. На подготовку у вас будет 5 минут. После этого, по моему сигналу, вы идете дальше.
Что в маршрутных листах у вас еще не заполнено? Прием " Тонкие/Толстые вопросы" Прочитайте текст на цветном листе и составьте 3 тонких вопросов и 2 толстых вопросов по данному тексту
| Название природной зоны, географическое положение климатические условия, животный мир, растительный мир, цепи питании, занятие населения, экологические проблемы
Заполняют таблицу
Заполняют маршрутные листы
Экологические проблемы
Придумывают по 5 вопросов по данному тексту | Предметные: 1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон. 2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе. 3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Метапредметные: 1) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного. 2) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 3) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 4)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла, выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.
Личностные: 1) Умение анализировать свои действия и управлять ими. 2) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
|
3.Физкультминутка
| Давайте отдохнем. Полетаем ястребом, попрыгаем, как прыгает тушканчик, встанем прямо как суслики, подвигаем нижней челюстью и глазками как хомячки. Молодцы, садитесь! | Выполняют движения. | Бережное отношение к своему здоровью. |
4. Рефлексия
| Прочитайте что у вас получилось
Вы хорошо поработали сегодня!
Игра «Дополни предложения»
Запишите домашнее задание на выбор -Составить устный рассказ о природной зоне России - степи в соответствии с планом -Учебник стр.43-46 читать, ответить на вопросы -Составить кроссворд "Животные степи"
| Исправляют текст
Каждая группа читает по 1 исправленному предложению
Дополняют предложения
Записывают домашнее задание
| Метапредметные: Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного. Личностные: Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
|
Заключение
В результате данного урока достигается образовательный результат:
у учащихся формируется представление:
- о природной зоне степей;
- географическое положение зоны степей,
- особенности животного и растительного мира;
- о деятельности человека в степной зоне.
Список использованных источников
Название учебника Учебник Окружающий мир, 4 класс, авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С
Приложение 1.
Алгоритм изучения природных зон.
Знаю | Хочу знать | Узнал | |
- Название природной зоны |
|
|
|
- Географическое положение |
|
|
|
- Климатические условия |
|
|
|
- Животный мир |
|
|
|
- Растительный мир |
|
|
|
- Цепи питании |
|
|
|
- Занятие населения |
|
|
|
- Экологические проблемы |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме: «Природная зона России- степь» | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Соликамска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Методическая разработка урока по теме:
«Природная зона России- степь»
Автор: Л.И.Тютина,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №9»
Соликамск, 2020 г.
Оглавление
Список использованных источников 9
Введение
Место и роль урока: данный урок является первым из четырёх отведённых часов на изучение темы «Решение уравнений» и 72-м уроком по курсу «Окружающий мир» в 4 классе. Урок тесно связан с предыдущими «Арифметические действия над числами» и является продолжением в изучении темы «Решение задач».
Актуальность: На данном уроке у учащихся формируется представление о природной зоне степей; они знакомятся с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Особое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
Предмет: Окружающий мир Класс: 4 УМК: ОС «Школа 2100» (авт. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова «Математика»)
Тема урока: природная зона России -степь
Цель: создание условий для формирования умений представления о природной зоне степей России
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
- Образовательная: познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
- Развивающая: развивать умения работать с картой, учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
- Воспитывающая: прививать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон.
2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Метапредеметные:
1) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
3) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
4) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
5)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла,
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст.
Личностные:
1) Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
2) Умение анализировать свои действия и управлять ими.
3) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Формы деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Приёмы, методы, технологии обучения: технология проблемного диалога, технология оценивания
Тип урока: урок построения системы знаний
Основная часть
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
| Дети и учитель приветствуют друг друга. Нас сегодня ждет дорога, а узнать нам надо много, так возьмемся же, ребята, скорее за работу! Прием "Перепутанные логические цепочки." Дополните цепи питания: а) ягель —>олень —> волк б) грибы —> белка —> куница в) водоросли —> рачки —>морж Спасибо за работу, вы очень хорошо с ней справились. Какие природные зоны России вы уже знаете? Чем отличается климат Арктики от Тундры? Чем отличается климат Тундры от Тайги? Как вы думаете, а есть ли природные зоны с более теплым климатом? Как она называется? Что вы о ней знаете? | Приветствуют учителя Дополняют цепи питания: а) ягель —>—> волк б) _____—> белка —> куница в) водоросли —> рачки —>____ Арктика, Тундра, Тайга Теплее Теплее Выдвигают предположения | Предметные: 1) Умение объяснять взаимосвязи в природе, понимать цепочки питания 2) Умение систематизировать знания Метапредметные: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения. |
2. Стадия осмысления | По какому алгоритмы мы изучали природные зоны? Приложение 1 «План изучения природных зон» Таким же образом мы будем работать по вновь изученным природным зонам. Заполните таблицу: что вы уже знаете, а что узнаете сегодня на уроке. У каждой команды есть маршрутные листы, для их заполнения вам потребуется 4 станции. На станциях лежат карточки с текстами, прочитайте их и заполните таблицу. На подготовку у вас будет 5 минут. После этого, по моему сигналу, вы идете дальше. Что в маршрутных листах у вас еще не заполнено? Прием " Тонкие/Толстые вопросы" Прочитайте текст на цветном листе и составьте 3 тонких вопросов и 2 толстых вопросов по данному тексту | Название природной зоны, географическое положение климатические условия, животный мир, растительный мир, цепи питании, занятие населения, экологические проблемы Заполняют таблицу Заполняют маршрутные листы Экологические проблемы Придумывают по 5 вопросов по данному тексту | Предметные: 1) Умение определять и показывать положение зоны степей на карте природных зон. 2) Умение различать наиболее характерных для зоны степей представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе. 3) Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью. Метапредметные: 1) Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного. 2) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 3) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; 4)Смысловое чтение: формулировать тему небольшого текста, выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла, выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) , извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию, обмениваться полученными сведениями, логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст. Личностные: 1) Умение анализировать свои действия и управлять ими. 2) Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. |
3.Физкультминутка | Давайте отдохнем. Полетаем ястребом, попрыгаем, как прыгает тушканчик, встанем прямо как суслики, подвигаем нижней челюстью и глазками как хомячки. Молодцы, садитесь! | Выполняют движения. | Бережное отношение к своему здоровью. |
4. Рефлексия | Прочитайте что у вас получилось Вы хорошо поработали сегодня! Игра «Дополни предложения» Запишите домашнее задание на выбор -Составить устный рассказ о природной зоне России - степи в соответствии с планом -Учебник стр.43-46 читать, ответить на вопросы -Составить кроссворд "Животные степи" | Исправляют текст Каждая группа читает по 1 исправленному предложению Дополняют предложения Записывают домашнее задание | Метапредметные: Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного. Личностные: Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. |
Заключение
В результате данного урока достигается образовательный результат:
у учащихся формируется представление:
- о природной зоне степей;
- географическое положение зоны степей,
- особенности животного и растительного мира;
- о деятельности человека в степной зоне.
Список использованных источников
Название учебника Учебник Окружающий мир, 4 класс, авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С
Приложение 1.
Алгоритм изучения природных зон.
Знаю | Хочу знать | Узнал | |
- Название природной зоны |
| ||
- Географическое положение |
| ||
- Климатические условия |
| ||
- Животный мир |
| ||
- Растительный мир |
| ||
- Цепи питании |
| ||
- Занятие населения |
| ||
- Экологические проблемы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Природные явления, погодные аномалии"
Данный урок может быть рекомендован к применению для 4 класса по предмету "окружающий мир"...
Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)
Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула» Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...
Методическая разработка урока окружающего мира "Мы - граждане России"
Материал урока представлен в форме игры путешествия по "Королевству права и порядка", в ходе которого учащиеся знакомятся с осно...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"
Данную разработку можно использовать при подготовке к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....
Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"
Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип: Урок усвоен...
Разработка урока "Путешествие по природным зонам России".
Разработка урока "Путешествие по природным зонам России"....
Методическая разработка урока математики 1 класс Школа России.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми....