Моторная алалия
презентация к уроку
Содержание документов будет интересно родителям, учителям, логопедам.
Материалы раскрывают особенности комплексной работы над речью и личностью в целом. Определены цель, задачи, принципы и направления работы специалиста. рассмотрены приёмы логопедического обследования: состояния неречевых психических функций, исследования моторики, состояния интеллекта, пассивного и активного словаря, фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моторная алалия | 921.46 КБ |
Современные подходы к проблеме алалии | 859.89 КБ |
Современные подходы к проблеме алалии | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ АЛАЛИЯ Сенсорная поражение речедвигательного анализатора ( центра Брока ) Моторная поражение речеслухового анализатора ( центра Вернике ) Афферентная отмечается кинестетическая артикуляторная апраксия ( или ее элементы ). Ребенок затрудняется в нахождении отдельных артикуляций , для его речи характерны замены артикуляционно схожих звуков . Ребенок также не может воспроизвести , повторить слово , фразу . Правильная артикуляция в речи закрепляется с трудом Сенсомоторная Эфферентная наблюдается кинетическая артикуля - торная апраксия ( или ее элементы ). У ребенка страдает переключение от одной артикуляции к другой , ему трудно включиться в движение , выполнить серию движений . В речи детей грубо искажена слоговая структура слов ( при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план ), могут наблюдаться персеверации ( патологическое непроизвольное повторение одних и тех же элементов речи ).
Схема обследования ребенка с моторной алалией ( 4-7 лет )
Система коррекционного воздействия при моторной алалии Моторная алалия — медико-психолого-педагогическая проблема . Коррекционная работа направлена на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив; формируется коммуникативное намерение; осуществляется внутреннее программирование высказывания; выполняется его лексическая развертка; происходит отбор лексико-грамматических средств; реализуется грамматическое структурирование.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЧУДО ? Детская психика устроена таким образом , что при эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность , а усиление двигательной активности вызывает у малыша чувство радости . Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава ( размах , бросок ) с моментом начала речи ( голосовой реакцией )
КАЖДЫЙ « ЗВУК » СОПРОВОЖДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ, КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ « ЗВУКОМ » Предлагаемая методика разработана с учетом психодинамики детского возраста , предназначена для работы с детьми , страдающими моторной алалией ( имеющими I уровень речевого развития ), и неразговаривающими детьми с 3-летнего возраста и соответствует трем основным этапам коррекционной работы .
Методика представлена в виде 5 п оследовательных концентров , содержащих игровые упражнения , пальчиковые игры , ритмодекламации , подвижные речевые игры , графические упражнения Первый этап коррекционной работы : 1 концентр «ЗВУК» 2 концентр «СЛОГ» 3 концентр «СЛОВО» Второй этап коррекционной работы : 4 концентр «ФРАЗА» 5 концентр «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ» Третий этап коррекционной работы предназначен для закрепления полученных навыков на более высоком речевом уровне
Звук или голосовая реакция Самый важный период в работе . Даже если ребенок пользуется в речи фразой , состоящей из слов-корней , начинать работу необходимо с первого этапа и формировать все речедвигательные навыки . В период работы над звуком не стоит требовать от ребенка произнесения слов и фраз , достаточно , чтобы был произнесен один гласный звук в слове . БЛОК 1 Формирование у ребенка уверенности в себе , повышение его самооценки , установление личностного контакта педагога с ребенком БЛОК 2 Выражение просьбы (самый мощный стимулятор речевого развития) БЛОК 3 Координация речи с движением. Ориентировка в схеме тела БЛОК 4 Пальчиковая гимнастика . Тактильные ощущения БЛОК 5 Рисование БЛОК 6 Звуковая гимнастика. Психогимнастика БЛОК 7 Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Психогимнастика БЛОК 8 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 9 Самостоятельная речь
Слог Начинаем формировать слоговую структуру слова путем повтора одинаковых звуков и движений. БЛОК 1 Формирование у ребенка уверенности в себе, повышение его самооценки БЛОК 2 Выражение просьбы БЛОК 3 Координация речи с движением БЛОК 4 Пальчиковая гимнастика БЛОК 5 Рисование БЛОК 6 Звуковая гимнастика БЛОК 7 Артикуляционно-мимическая гимнастика (разработка Т.Башинской) БЛОК 8 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 9 Самостоятельная речь . Работа с картинками по различным темам
Слово К этому концентру следует переходить, если спонтанная речь ребенка состоит из развернутой фразы, по слоговой структуре близкой к норме. Знакомим детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Каждое высказывание произносится нараспев. В конце желательно сделать перерыв на 1-2 месяца, чтобы «проросло» все то, что «сеяли» в течение длительного времени. БЛОК 1 Выражение просьбы БЛОК 2 Координация речи с движением БЛОК 3 Пальчиковая гимнастика БЛОК 4 Рисование БЛОК 5 Звуковая гимнастика БЛОК 6 Артикуляционная гимнастика БЛОК 7 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 8 Самостоятельная речь .
Фраза Наиболее важный концентр в психологическом плане. Задача: воспитать у ребенка потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи БЛОК 1 Выражение просьбы БЛОК 2 Координация речи с движением. Психогимнастика БЛОК 3 Пальчиковая гимнастика БЛОК 4 Рисование БЛОК 5 Звуковая гимнастика БЛОК 6 Артикуляционная гимнастика БЛОК 7 Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления БЛОК 8 Самостоятельная речь .
Связная речь Закрепляются полученные ранее навыки, развиваются понимание речи, грамматический строй языка. Основная задача: научить ребенка помогать себе в трудных речевых ситуациях мимикой жестом, шагами, прыжками, хлопками и другими средствами БЛОК 1 Выражение просьбы (закладываем основу монологической речи) БЛОК 2 Координация речи с движением. Психогимнастика БЛОК 3 Самостоятельная речь БЛОК 4 Рисование БЛОК 5 Звуковая гимнастика БЛОК 6 Артикуляционная, дыхательная гимнастика БЛОК 7 Ориентировка в пространстве. Формирование количественных представлений БЛОК 8 Путаницы. Понимание текста БЛОК 9 Работа над стихотворением (авторская разработка Т.Башинской)
Концентр «Звук», в зависимости от возможностей каждого ребенка, длится от 1 до 4 месяцев. Все последующие этапы сменяют друг друга после того как ребенок овладеет предложенным речевым материалом. В конце каждого концентра рекомендуются небольшие «каникулы» - 1-2 недели. Во время каникул требования педагога к речи ребенка снижаются. Ребенок играет только в те игры, которые полюбил, говорит так, как может. После таких каникул легко заметить успехи ребенка и определить направления дальнейшей работы.
Если следовать авторским рекомендациям, предполагается, что к концу пятого концентра речевое развитие ребенка будет соответствовать III уровню. Далее коррекция речи ведется аналогично работе с детьми с ОНР, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данная методика разработана специально для помощи детям с моторной алалией, посещающим специальные группы для детей с ТНР. Однако она с успехом может применяться для развития речи детей, не имеющих особенностей речевого развития, начиная с 2 лет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы развития речи в норме врожденная языковая способность; первично сохранный интеллект; стимулы из внешней среды; мотивация к речи; полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация; полноценная связь между обоими полушариями;
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения /восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный , перенатальный или ранний постнатальный периоды
Этиология алалии: неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические роды и др. Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов. Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм могут лишь утяжелить течение алалии, но не вызывают ее!
Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга ( Визель Т.Г., 2006). Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка ( Б.М.Гриншпун , С.Н. Шаховская, 1998) .
Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического ) речевой функциональной системы ( Соботович Е.Ф., 2003). По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития? Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет ….(Р.Е.Левина, 1967) Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!
Патогенез сенсорной алалии Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга ; либо с локальным поражением левой височной области
Патогенез моторной алалии При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.
Неврологическая симптоматика алалии Агнозии ; Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.
Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств. Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли . Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия
Виды апраксии При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип; недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие; гиперсинхронные колебвания био-потенциалов; снижение реактивности центральной нервной системы; дисфункция стволовых регуляторных систем;
Речевая симптоматика при алалии Речевой негативизм; Нарушения понимания речи; Замена вербальных средств коммуникации невербальными; Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм , нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;
Уровни понимания речи у неговорящих детей Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. Ситуативный : ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
Состав активного словаря безречевых алаликов : Звукоподражания; Звуковые комплексы; Квазислова; Слова лепетного происхождения; Звуковые жесты; Простые общеупотребительные слова
Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций выбора фонем. Стойкие трудности в усвоении коартикуляций. Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
Образовательная технология - совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической.
Инновационные технологии внедренные, новые, обладающие повышенной эффективност и методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка ( Сластенин В.А., 2002). Основным критерием « инновационности » технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На наш взгляд, любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым « микроинновациям », поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.
Инновационные технологии в логопедии: Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа; Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные технологии сенсорного воспитания; Арт-терапевтические технологии; Современные методы оздоровления ; Телесноориентированные техники; Игровые Lego- технологии
Основа коррекционного воздействия арт-терапии Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге
Виды арт-терапии Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, ниткопись, работа с глиной); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Креативная игротерапия (песочная терапия).
Использование музыкотерапии в логопедии: Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного); формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов); нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма .
Коррекционные возможности танцевальной терапии : Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; формирование лексикона, его активизация; совершенствование пространственных представлений; формирование слоговой структуры слова; нормализация нервной деятельности.
Техники изо-терапии, используемые при формировании речи: рисование мыльными пузырями«; техника "кляксография»; пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды); рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима); Ниткография; тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных); Рисование на манке; Техника «овощных печатей»; Техника «монотипия»; Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п. Техника отпечатывания ватой. Техника «оттиск пробками» Рисование ладошками.
Понятие «информационная технология» информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства , компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИТ в логопедии: Повышение мотивации к логопедическим занятиям; Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Визуализация акустических компонентов речи; Расширение спектра невебральных заданий; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной; Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации; За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
Современные технологии логопедического массажа Японская методика пальцевого массажа; Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками ( марблз ); Прищепочный массаж; Массаж орехами; Массаж шестигранными карандашами; Массаж аппликаторами; Массаж четками; Массаж травяными мешочками; Массаж камнями; Массаж зондами, зондозаменителями , зубными щетками; Массаж приборами су-джок терапии.
Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях: Логопедический массаж; Коррекция мелкой моторики; Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова; Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода); Профилактика заикания.
Психотерапевтическое воздействие камней: Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии; Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием; Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы; Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии; Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.
Цель логоработы с неговорящими Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).
Задачи работы Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения. Развитие эмоционального общения со взрослым. Профилактика возникновения заикания
Принципы работы Системности и комплексности; Систематичность проведения занятий . Опора на разные модальности Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной деятельности Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия Активное целенаправленное включение родителей Вариативность наглядного и дидактического материала для детей . Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка . Использование продуманной, визуализированной системы поощрения Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда
Направления работы Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания. Формирование звуко-слоговой структуры слова. Формирование внутреннего и внешнего лексикона. Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания. Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).
Дополнительные направления Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению. Совершенствование пространственно-временных представлений. Совершенствование разных видов мышления. Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового). Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма. Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной. Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей. Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.
Предварительный просмотр:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________
Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) или из семьи________________________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)________________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии _____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Отец: Ф. И. О, дата рождения, образование, профессия, работает, нет___________________________________________________________________________
Другие члены семьи, живущие в данной семье______________________________________
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и речевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребенка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествовании_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов__________________________________________________________________
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хронические и инфекционные заболевания матери_______________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_____________ _______________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция_______________________________________________________
Крик: был, нет___________________________________________________________
Асфиксия: белая, синяя___________________________________________________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью___________________________________________
_______________________________________________________________________
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до___________________________________________
_______________________________________________________________________
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное______________________
Выписка из родильного дома на______день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины_____________________________
Особенности раннего развития: держит голову с____мес. (в норме с 2 мес. жизни), сидит с______мес. (в норме к 7 мес.), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес.), ходит с______мес. (в норме в промежуток между 12 и 15 мес.).
Первые зубы с______мес., к 1 году зубов______
Перенесенные заболевания:
до 1 года _______________________________________________________________
после 1 года_____________________________________________________________
до 3 лет ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Особое внимание обратить на заболевания нервной системы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энцефалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепно-мозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уточнить, были (есть) после черепно-мозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликвородинамические нарушения (гидроцефалия различной степени)_______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др._____________________________________________________________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмония, воспалительные процессы уха и др._______________________________________________________
_______________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_________________________________________
Данные о развитии речи
Гуление с ______мес., характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______мес., характер лепета: звуковой, слоговой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т. п., звукоподражания, количество слов_________________________________________
_______________________________________________________________________
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих________________________________________________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает у него речевой негативизм)___________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался___________________
_______________________________________________________________________
Логопедическое обследование
Состояние неречевых психических функций
Исследование восприятия
Зрительное восприятие
Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.
Предъявление предметных картинок. Логопед раскладывает перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).
Предъявление контура. Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Предъявление неполного рисунка. Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.
Предъявление перечеркнутых фигур. Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.
Предъявление наложенных друг на друга изображений предметов (проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что он обвел.
Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.
Предъявление цветных фигур. Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструкции логопеда «Покажи красный квадрат (желтый и т. д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.
Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, или синий и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.
Подбор картинки к цветовому дюну. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинки на квадрат желтого цвета и т.д.
Слуховое восприятие
При исследовании слухового гнозиса используются звучащие игрушки.
Определение направления звука. Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.
Дифференциация звучащих игрушек. Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.
Пространственный праксис
При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.
Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.
Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.
При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.
Конструктивный праксис
Логопед использует приемы:
• складывание пирамидки;
• складывание доски Сегена;
• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разрезанных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребенок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.
• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фигурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ребенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.
Динамический праксис
Применяется воспроизведение ритмов: простых - / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -////; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.
• Кулак — ребро — ладонь.
Исследование моторики
Общая моторика. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
• пройти по начерченной на полу линии;
• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
• попрыгать попеременно на одной ноге и на другой;
• ударять ладонью по мячу об пол;
• повернуться туловищем вправо — влево.
Ручная моторика.
- сжать кулаки — разжать;
- похлопать в ладоши;
- сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;
- согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.
Пальчиковая моторика.
- показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
- показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
- сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
- попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на Правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
- застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;
- завязать бантик.
Отметить координацию движений рук, ног: правильная, неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет; осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный, неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.
Исследование зрительной памяти
Задание: запомнить и найти 3—4 изображения однородных предметов: фруктов, овощей, мебели.
Ребенку предлагается запомнить 3—4 изображения предметов, затем они выкладываются в ряду с другими изображениями (не более 10). Логопед просит ребенка показать те картинки, которые он ранее запомнил.
Задание: запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2, 3, 4, 5 предметов. Инструкция: «Посмотри на эти игрушки: это зайка, это ежик. Покажи сам, где зайка, где ежик. Отвернись». Логопед меняет местами игрушки, просит ребенка посмотреть и поставить игрушки так, как они стояли. При увеличении ряда логопед меняет местами первую и последнюю игрушки (феномен края). Если ребенок выполняет задания с игрушками, можно предложить выполнить подобные с предметными картинками.
Задание: сравнить две игрушки и найти в них сначала сходство, затем различие с помощью вопросов логопеда. Например, показать двух кукол, одетых в одинаковые платья, туфельки, но с бантами разного цвета в волосах.
Состояние интеллекта
Предложить ребенку разложить 3 (если выполнит, то 4) картинки в последовательности изображенных на них событий. Логопед может оказать помощь ребенку в определении первой картинки. Последующее самостоятельное выполнение задания ребенком оценивается как правильное.
Исследование импрессивной речи
Приводимые ниже задания предлагаются детям с алалией в возрасте 5 лет и старше.
Понимание связной речи. Логопед эмоционально читает ребенку небольшой рассказ, сказку и проводит беседу с ребенком; беседа сопровождается показом сюжетных и предметных картинок, помогающих ребенку понять содержание прочитанного.
Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам: «Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи бабушку, которая вяжет носки», «Покажи маму, которая стирает белье», «Покажи папу, который читает газету».
Понимание различных грамматических форм:
~ конструкций с различными падежными формами с использованием простых сюжетных картинок: «Покажи, чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?», «Кто ловит бабочку?»;
~ предложных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ИЗ, ОКОЛО и др. Инструкция: «Положи мяч под стол», «Возьми кубик из ящика», «Посади куклу на стул», «Нарисуй дерево около дома»;
~ дифференциация единственного и множественного числа существительных: «Покажи, где на картинке мяч, где мячи?», «..., где чашка, где чашки?» и т. д.;
~ дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагается показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т. д.
Понимание сложноподчиненных предложений. Показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Коли. Чей это был карандаш?» Ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»
Исследование пассивного словаря
Понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет: части тела, детали одежды; для детей 6 лет: детали мебели, транспорта.
Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы). Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок» и т. д..
Понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы). Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:
входит — выходит открывает — закрывает
подходит — отходит стоит - идёт
длинный — короткий широкий - узкий
влетает – вылетает
большой - маленький
высокий - низкий
Объем пассивного словаря: соответствует ли возрастной норме (для этого логопед ориентируется на данные исследователей, изучавших развитие словаря у детей в раннем и дошкольном возрасте, например, на работы А. Н. Гвоздева).
Исследование экспрессивной речи
Общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами или фразовая.
Исследование звукопроизношения можно проводить только у детей с эфферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинестетическая основа речи. Логопед учитывает желание ребенка называть (или не называть) картинки на определенные звуки по логопедическому альбому. У детей с афферентной моторной алалией состояние звукопроизношения не исследуется, поскольку у них к 5 годам еще не сформирована кинестическая основа речи. Логопед может отметить состояние звукопроизношения у детей на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка имеется желание повторять слова за логопедом.
Строение артикуляторного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка определить визуально и отметить имеющиеся отклонения.
Состояние речевой моторики исследуется дифференцированно: у детей с моторной афферентной алалией не проверяется способность выполнения отдельных артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинестетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагается ряд (серия) движений типа: для губ — вытянуть вперед — улыбнуться — губы хоботком и подвигать ими вправо — влево. Для языка — открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот. Для мягкого неба — широко открыть рот — покашлять с открытым ртом — закрыть рот.
У детей с моторной эфферентной алалией не проверяется способность выполнения серии артикуляторных движений, так как у них не сформирована кинетическая основа речи. По подражанию логопеду им предлагаются отдельные артикуляторные движения, типа: для губ — выдвинуть губы вперед — покой. Для языка — показать широкий язык или показать узкий язык.
Состояние слухо-произносительной дифференциации фонем:
~ фонетически резко различающихся: [Р] — [С], [Л] — [П],
[3]-[Т];
~ фонетически близких: [М] - [Н], [П] - [Б], [Т] - [Д],
[К] - [Г].
Методика общепризнанная: с данными фонемами ребенку предлагается повторить слоги.
Исследование активного словаря
Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Обследование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает глагольный словарь. Глагол является основой фразы и способствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает промежуточное положение между мыслью и внешним высказыванием. Формирование внутренней речи оказывает положительное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.
Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.
Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея - .... лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет — ... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:
входит — ... закрывает — ...
встает — ... поднимается — ...
ползет — ... бежит — ...
улетает — ... ложится — ...
плачет — ...
Состояние номинативного словаря.
Задание. Назвать предметные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.
Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.
Состояние атрибутивного словаря.
адание. Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, лимон, ножик и др.
Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, робкий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.
Отметить: точность употребления слов, дать характеристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.
Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кинетическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).
Предъявляемые слова при исследовании слоговой структуры слова и звуконаполняемости:
пуговица простокваша лекарство
помидоры сквозняк телевизор
сковорода температура свисток
скворечник милиционер аквариум
Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снеговика. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».
Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.
Исследование грамматического строя речи
Исследование способностей словоизменения
Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет ... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Карандаша». И далее: «Я протягиваю руку к ... (карандашу). Я беру в руки ... (карандаш). Я рисую домик ... (карандашом). Я мечтаю о красном ... (карандаше)».
Преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:
стол — столы ухо — уши
лист — листья пень — пни
кукла — куклы рот — рты
глаз — глаза стул — стулья
дерево — деревья рукав — рукава
окно — окна воробей — воробьи
Образование форм родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различного количества предметов, ребенок называет их. Затем логопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:
шар — шара — шаров
мяч — ... — ...
дерево - ... — ...
окно — окна — окон
дом- ... - ...
шапка — ... — ...
Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде:
шар — голубой
чашка — голубая
платье — голубое
мяч — ...
машина — ...
ведро - ...
Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яблоко, крыша, ботинок, шапка, арбуз.
Исследование способности словообразования
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.
стол — столик ложка — ложечка
кукла — куколка ковер — коврик
окно — окошечко кровать — кроватка
Образование прилагательных от существительных (подготовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:
шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги — (бумажный)
мяч из резины — (резиновый) кувшин из стекла — (стеклянный) платье из шелка — (шелковое) замок из железа — (железный) платок из шерсти — (шерстяной) кофточка из кружев — (кружевная)
Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить —...; бежать — ...; летать —....
Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лампа висит —... столом. Мяч упал — ... пол. Птичка слетела — ... ветки. Игрушки висят — ... елке».
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изолированном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».
Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Слова для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.
Определение места, последовательности и количества звуков в слове (подготовительная группа). Например, определение места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).
Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».
Фонематический синтез
Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].
Фонематические представления
Логопед предлагает ребенку выбрать и отложить картинки, в названиях которых есть звук [С] или другой заданный логопедом звук, затем подобрать слово с заданным логопедом звуком (если у ребенка есть в речи отдельные слова).
При обследовании речевой активности следует отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы на этапе автоматизации звуков у обучающихся с моторной алалией
Я, учитель-логопед, работаю в школе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Как показывает практика, с каждым годом в нашу школу все больше поступают дети с соче...
Неречевые нарушения при моторной алалии
Статья рекомендована в помощь родителям, имеющим ребенка с нарушением речи...
Формирование активного глагольного словаря у детей с моторной алалией
Презентация-учебный материал, используемый учителем-логопедом для формирования активного глагольного словаря у детей с моторной алалией.Презентация в связи с внедренными видеоматериалами имеет размер ...
Исследование: Расширение активного глагольного словаря детей с моторной алалией в 1 классе общеобразовательной школы
Цель исследования: успешная адаптация ребёнка с моторной алалией к современным образовательным стандартам, погружение в социальную и образовательную среду начального этапа обучения.Материал и методы: ...
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Материал будет полезен учителям-логопедам....
Коррекция моторной алалии методом графомоторной стимуляции
Основная идея данной методики графомоторной стимуляции речи у моторных алаликов состоит в необходимости максимально совместить момент резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линию) с...
Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"
В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. Будет полезно для начинающих логопедов....