Метр. Соотношения между единицами длины
план-конспект урока
Мы задачи решаем,
Без труда вычисляем,
Сколько будет четырежды два.
Вычитаем и делим,
И чертить мы умеем,
К новым знаньям стремимся всегда.
С математикой мы дружим,
Интересна нам она.
Ведь зовут её царицей
Всех наук не зря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_2_klass_metr._sootnosheniya_mezhdu_edintsami_dliny.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Метр. Соотношения между единицами длины
Цель: содействовать знакомству с названием новой меры длины метром; дать представление об использовании ее на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.
Задачи: создать условия для формирования умения измерять длину с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки, усвоения соотношения: 1м = 10дм, 1м = 100см, 1дм = 10см, для развития умения сравнивать величины, выраженные в единицах длины; совершенствовать умения решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
УУД
Предметные: овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение воспроизводить по памяти соотношения между единицами длины: 1м = 100см, 1дм = 10см, 1м = 10дм.
Личностные: готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Метапредметные: умение работать в информационной среде. Владение основными методами познания окружающего мира (анализ)
Планируемые результаты: воспроизводить соотношения между единицами длины (м, дм, см). Проводить практические измерения с помощью инструментов (линейки, метровой линейки, рулетки) и необходимые расчёты с величинами. Выполнять измерения на глаз и осуществлять самоконтроль с помощью измерительных инструментов. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать последовательность двузначных чисел в натуральном ряду. Сравнивать двузначные числа и результаты сравнения фиксировать на схемах (графах). Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос, дополнять условие). Определять арифметические действия для решения задач.
Находить и показывать на рисунках луч. Видоизменять геометрические фигуры. Строить логические рассуждения и обосновывать их в процессе решения задач.
Оборудование: цифровые веры, измерительные инструменты: линейки, метровая линейка, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра
Ход урока
I.Организационный этап
Мы задачи решаем,
Без труда вычисляем,
Сколько будет четырежды два.
Вычитаем и делим,
И чертить мы умеем,
К новым знаньям стремимся всегда.
С математикой мы дружим,
Интересна нам она.
Ведь зовут её царицей
Всех наук не зря.
– Дети! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений и новых открытий.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
1.Составление плана урока. (На доске расположены геометрические фигуры разного цвета и размера: красный треугольник, большой желтый прямоугольник, большой зеленый квадрат, маленький синий квадрат, белый круг, маленький синий прямоугольник.)
- Ребята, за фигурой находится вид работы, которую вы должны будете выполнить на уроке. Приготовьте веры с цифрами от 1 до 6. Я читаю задание, а вы давайте ответ. Цифры обозначают номер фигуры, которую надо выбрать.
- Первая фигура не голубая, не красная, не жёлтая и не круг. (3 – это зеленый квадрат).
Переворачиваем фигуру 3, на обратной стороне запись:
Этап 1. Работа с геометрическими фигурами
- Выбираем следующую фигуру. Ее можно назвать лишней. Почему? (5. Круг)
Этап 2. Устный счет
- Следующая фигура три угла, три вершины, три стороны. (1)
Этап 3. Минутка чистописания
-Подберите следующую фигуру так, чтобы изменился цвет и размер фигуры: был большой жёлтый прямоугольник, стал …(маленький синий прямоугольник 6.)
Этап 4. Решение задач
- Среди оставшихся фигур найдите фигуру у которой все стороны равны. (Это квадрат, 4).
Этап 5. Решение примеров
- Как называется последняя фигура? (Прямоугольник 2.) (4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны).
Этап 6. Подведение итогов
-Вот план нашей работы на уроке.
1.Работа с геометрическими фигурами.
2.Устный счет.
3. Минутка чистописания.
4. Решение задач.
5. Решение примеров.
6. Подведение итогов.
- Первый пункт плана мы уже выполнили, переходим к следующему.
2.Устный счёт. Математическая разминка.
Отгадайте, имя какого сказочного героя здесь зашифровано.
Ответы
11 + 8 | Й | 11 – 7 | И | |
12 – 9 | Л | 13 – 8 | Ч | |
14 – 6 | О | 15 – 8 | А | |
13 + 5 | Б | 9 + 5 | Т |
7 | 19 | 18 | 8 | 3 | 4 | 14 |
А | Й | Б | О | Л | И | Т |
Сопоставление предметов и величин.
- Айболит перепутал наименования единиц длины. Помогите ему исправить ошибки.
(Картинки муравей, карандаш, дерево, под ними надписи: 1дм, 50 см, 20 дм)
Длина муравья – 1 дм, а надо 1см.
Длина карандаша 20 дм – надо 20 см
Высота дерева 50 см надо 50 дм.
3.Минутка чистописания
Рисунок «Черепаха» 77
Черепах всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто весь день в своем дому.
Двое учеников работают у доски.
- Измерьте, какое расстояние преодолели черепаха и муравей.
- Что напоминают вам дорожки? (Ломаную линию). Что мы нашли? (Длину ломаной линии, которая состоит из 10-ти звеньев по 10 см каждое звено – 100 см пробежал муравей.)
(Длину ломаной линии, которая состоит из 4-х звеньев по 10 см каждое звено – 40 см проползла черепаха.)
- Сравните эти дорожки. (1 –я длиннее второй)
III. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения.
1.Просмотр отрывка из мультипликационного фильма
– Давайте посмотрим, как измеряли рост одного всем вам известного героя мультфильма. (Отрывок из мультфильма «38 попугаев»)
– Как же удобно было измерить рост удава? (В метрах)
- О какой же единице измерения длины мы будем говорить сегодня на уроке? (О метре)
2. Продолжите фразы:
- С какими единицами измерения мы знакомы? (см, дм)
Мы умеем:
- чертить отрезки;
- измерять отрезки;
- сравнивать отрезки;
- изготавливать модель см; дм;
- знаем единицы измерения длины: см, дм
3. Чем будем заниматься на уроке?
Что хотели бы узнать?
Откуда можно почерпнуть эти знания?
(Подумать самостоятельно, прочитать в учебнике, посмотреть слайды, спросить у товарища, у учителя, прочитать в книгах и энциклопедиях)
IV. «Открытие» учащимися нового знания.
1.Практическая работа
Цель: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
- Начертите отрезок длинной в 1см, в 10 см.
- Сравните их.
1см < 10см 10 см >1 см
Предлагаю подумать, какой длины полоса.
- Посчитайте, сколько см в полоске?
- Моделью сантиметра измерить длину полоски в 100 см..
Двое учеников измеряют длину ярко окрашенной и разделённой на дециметры полосы .
Записываем результаты на доске. (100см)
Моделью дециметра измерить длину полоски в 100 см) (10 дм)
- Сравните записи: 100 см = 10дм
V. Первичное усвоение новых знаний.
1.Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 35).
- Какие инструменты для измерения длины здесь изображены? (Ученическая линейка, классная метровая линейка, рулетка.)
– Что вы будете измерять каждым инструментом?
– Прочитайте вслух текст на с. 30.
Что можно измерить с помощью метра? (С помощью метра можно измерить размеры дома, песочницы, стола, ящика. Размеры книги и спичечного коробка с помощью метра не измерить)
- Как слово «метр» сокращенно записывают при числе? (м)
2. Сообщение учителя.
Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие.
– В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
Пословица «Семь пядей во лбу» -
-Метр появился на свет в конце 18 века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.
– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.
см, дм, м
VI. Первичная проверка понимания
Работа в парах. Используя модели см дм (модель дм с помощью модели см разметить)
Задание № 1 (с. 36).
Используя классную метровую линейку, учащиеся заполняют пропуски в таблице соотношений между единицами длины.
1 м = … дм | 1 м = … см | 1 дм = … см |
Задание № 3 (с. 36).
Необходимо закончить фразы, вставив пропущенные единицы длины.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем учитель организует проверку.
∙ Высота дерева 2 м.
∙ Спортсмены пробежали дистанцию 100 м.
∙ Длина спички 4 см.
∙ Школьники приняли участие в заплыве на 50 м.
Задание способствует формированию у учащихся реальных представлений о единицах длины. Поэтому учащиеся не только должны закончить предложение, но и объяснить, почему они выбрали именно эту единицу длины и можно ли ее заменить на какую-нибудь другую.
Задание № 2 (с. 36).
Учащиеся вслух читают записи.
Физкультминутка
Работа в группах
1 группа
Задание № 4 (с. 36).
Под руководством учителя дети измеряют свой рост, длину своего шага и записывают в тетрадь результаты измерений.
VII. Повторение пройденного материала.
1. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 1 с. 14. Заполнение пропусков.
Задание № 2 с. 14. Сравнение значения величин.
Так как учащиеся еще незнакомы с символами «>» и «<», то оформить решение они должны так:
Запись: 10 см меньше 1 м;
49 дм меньше 5 м;
80 см больше 7 дм;
5 дм меньше 60 см.
Задание № 5, с.15
Длина ручки 13 см. Это 1 дм 4 см.
2. Работа по учебнику.
Задание № 10 (с. 37).
Учитель проводит игру «Соревнование».
– Сколько вам удастся решить примеров за одну минуту?
Через минуту учитель определяет победителя игры.
Ответы: 9, 10, 12, 13, 9.
12, 12, 14, 11, 11.
2, 7, 4, 5, 9.
8,6,9, 8, 5.
Работа по группам.
1 группа повторение состава чисел. Работа в парах.
2 группа Решение задач. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
- Задача. Работа 1, 4 группы.
–Решите задачу разными способами, для этого воспользуйтесь скобками.
Папа нес две сумки с овощами. В одной у него было 4 кг картофеля, а в другой 3 кг моркови. Папа купил ещё 2 кг капусты. Сколько всего кг овощей купил папа?
1) Узнаем сколько кг овощей было в сумках до покупки капусты.
4+3=7(кг)
2)Узнаем, сколько всего кг овощей купил папа.
7+2=9 (кг)
Выражение: (4+3)+2=7+2=9
В какую сумку положил папа капусту?
Может быть в сумку с картофелем? А может с морковью?
Демонстрация с помощью разрезных цифр и знаков.
(4+2)+3 или (3+2)+4
Задачи решали по-разному.
Прочитаем: к сумме чисел…. прибавить …
Задание № 12 (с. 38).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись:
– Решите задачу по действиям.
VIII. Закрепление.
Задача-шутка.
Пара лошадей пробежали 40 м. Сколько м пробежала каждая лошадь?
Тест
Подчеркни правильный ответ
1.С какой величиной работали на уроке?
а) масса;
б) длина;
в) время.
2.Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр;
б) метр;
в) диаметр;
г) дециметр.
3.В какой единице удобнее измерять длину класса?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
4.В какой единице удобнее измерить путь от школы домой?
а) в метрах;
б) в дециметрах;
в) в сантиметрах.
Проверим. Ответы:
1. б
2. в
3. в
4. а
Оцените свою работу.
IX. Рефлексия.
-Если вам было легко работать на уроке, раскрасьте кружок на тесте зелёным цветом. Если вы испытывали некоторые трудности, кружок раскрасьте жёлтым цветом.
Если вам нужна помощь учителя или товарищей, закрасьте красным цветом.
-Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины? Чем же мы будем заниматься на следующих уроках?
X. Итог урока.
- С какой единицей измерения мы познакомились?
- Что измеряют метром?
– Какие инструменты используют для измерения длины?
- Чему научились? (Запомнили таблицу мер длины, можем применять эти знания для выражения результата измерения длины в различных единицах при решении учебных задач)
- Выполнили ли мы намеченный план?
XI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
№ 9, 11 с. 37 (учебник); № 7, 8 с . 15-16 (рабочая тетрадь).
Измерьте длину и ширину комнаты.
Найти информацию о единицах измерения: дюйм, фут, миля
Тест
Подчеркни правильный ответ
1.С какой величиной работали на уроке?
а) масса;
б) длина;
в) время.
2.Что не является единицей измерения длины?
а) сантиметр;
б) метр;
в) диаметр;
г) дециметр.
3.В какой единице удобнее измерять длину класса?
а) в дециметрах;
б) в сантиметрах;
в) в метрах.
4.В какой единице удобнее измерить путь от школы домой?
а) в метрах;
б) в дециметрах;
в) в сантиметрах.
Оцените свою работу.
*Если вам было легко работать на уроке, раскрасьте кружок на тесте зелёным цветом.
*Если вы испытывали некоторые трудности, кружок раскрасьте жёлтым цветом.
*Если вам нужна помощь учителя или товарищей, закрасьте красным цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метр. Соотношение между единицами длины.
технологическая карта...
Урок математики 2 класс "Метр. Соотношения между единицами длины"
На данном уроке происходит знакомство с названием новой меры длины - метром. Учащиеся получают представление об использовании этой меры на практике, учатся соотносить с другими извес...
Проект урока математики во 2 «А» классе.Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины».
Проект урока математики во 2 «А» классе. Программа: УМК «Начальная школа XXI века», учебник Рудницкая Н.В. ч.1 стр.35 Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины»....
Технологическая карта урока. Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Тип урока: открытия «нового» знания Цели по содержанию:обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); форм...
Конспект урока по математике "Метр. Соотношение между единицами длины". 2 класс
Урок математики по теме "Метр. Соотношение между единицами длины". 2 класс. УМК "Перспектива"...
Метр. Соотношение между единицами длины
УМК "Начальная школа 21в"...
Метр. Соотношение между единицами длины
Данная работа представляет собой разработку плана-конспекта урока математики «Метр. Соотношение между единицами длины» во 2 классе с мультимедийной презентацией....