Метр. Соотношение между единицами длины
план-конспект урока по математике (2 класс)
Данная работа представляет собой разработку плана-конспекта урока математики «Метр. Соотношение между единицами длины» во 2 классе с мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_metr._2_klass.docx | 39.69 КБ |
metr.sootnosheniya_mezhdu_edinitsami_dliny.ppt | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Учебно-методический комплекс: Школа России
Данная работа представляет собой разработку плана-конспекта урока математики «Метр. Соотношение между единицами длины» во 2 классе с мультимедийной презентацией. Актуальность данной работы подтверждена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785), а также учебно-методическим комплексом для начальных классов «Школа России».
Практическая значимость урока заключается в обеспечении осознания младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностной заинтересованности в расширении математических знаний.
Цель урока – создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Задачи урока:
- обучающие: формирование понятия о метре как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
- воспитательные: формирование коммуникативных навыков и умения сотрудничать, а также познавательного интереса к занятиям математикой;
- развивающие: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления).
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- личностные: сохранять мотивацию к учебе; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; развивать способность к самооценке;
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
- коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнера;
- познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Межпредметные связи: осуществляется связь с русским языком (тема «Однокоренные слова»), с литературным чтением (тема «Фольклор»).
В данном уроке используются технологии: деятельностного метода, уровневой дифференциации, ИКТ, поддержки и сопровождения в учебном процессе, здоровьесберегающая (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).
Конспект урока
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, презентация Power Point;
- Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В2ч. – М.: Просвещение, 2012;
- метровая линейка (3 шт.), рулетка (2 шт.), 3 мотка тесьмы, сигнальные карточки «Да» / «Нет» зеленого и красного цвета для каждого ученика, раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
Конспект урока по этапам. Задания | Формируемые УУД |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. | |
(слайд №3) – Здравствуйте, ребята. Садитесь. – Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают карточки) – На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший, дружный класс, Все получится у нас! – В гости к нам пришел герой русской народной сказки. Скажите, а какие еще жанры устного народного творчества вы знаете? (Ответы детей) – Отгадайте загадку (слайд №4): Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Ответы детей) (слайд №5) – Вы отгадали правильно, к нам на урок пришел герой русской народной сказки «Три медведя» – маленький Мишутка. – Он приготовил для вас задания. Как вы считаете, мы справимся с ними? – Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.) | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно-познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. |
2. Актуализация знаний. | |
1. Логическая задача (слайд №6). – Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля? (слайд №7) 2. Повторение знаний о см и дм. – Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете? (см, дм) – Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей) (слайд №8) – Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.) – Измерьте длину своего карандаша в см и запишите в тетрадь. – Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.) – Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы). | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения. | |
– Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №9). – Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают). – С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число) – Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. | |
– Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться. – Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: название и обозначение новой единицы измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний). | ЛУУД: учебно-познавательная мотивация. РУУД: планирование как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. | |
– Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется «1 метр» и записывается так -1 м (слайд №10). (Учитель показывает метровую линейку) – Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в 1 м). – Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? – Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу) (слайд №11). – Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? (Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) – Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает, как ими пользоваться). Физминутка (слайд №12) | ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |
1. Закрепление материала по статье в учебнике (стр. 13). – Прочтите статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно) (слайд №13). 2. Проверка степени усвоения материала. – Ответьте на вопросы: – Что такое метр? – Что можно измерить в метрах? – Сколько дециметров в одном метре? В трех метрах? В восьми метрах? – Сколько сантиметров в одном метре? -104 см – это больше или меньше 1 м? (Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек). 3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36. (Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек). | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. |
7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону. | |
1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета (слайд №14). – Как звали маму-медведицу? Как звали папу-медведя? – Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «…Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз впору, и она …». (Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова). – Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла. – Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №15). – Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению). – Как называются такие слова? – Для кого сошьем одеяльце? Почему? – Для кого сошьем одеяло? Почему? Задания по группам (см. Приложение 1). (Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах) (слайд №16). | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, управление поведением партнеров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. | |
1. Самостоятельная работа по карточкам с разным уровнем сложности (учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения) (см. Приложение 2). 2. Самопроверка-сравнение с эталоном. Самооценка (слайд №17). – Сравните свою работу с правильным решением. Если все выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке. | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | |
– Какую новую единицу измерения длины вы узнали? – Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины? – Чему же равна длина нашей классной комнаты? – Какую работу вам понравилось выполнять? – Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учебе (слайд №18). | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
Заключение
Данный урок был опробован на практике во 2 классе Быковской средней общеобразовательной школы №14 23 сентября 2014 года учителем начальных классов Горшковой М.Л.
Урок прошел динамично, учащиеся с интересом включились в работу. Этому способствовали разнообразие форм и методов работы, используемых на уроке, многообразие видов ученической деятельности, а так же применение на уроке игровой и ИКТ-технологий. Из 22 учащихся, присутствующих на уроке, 18 получили оценку «хорошо» и «отлично», что является высоким показателем (82%) уровня усвоения нового материала. По результатам опроса учащихся урок понравился 22 учащимся (100%) класса.
Список использованных источников
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В2ч. – М.: Просвещение, 2012.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
3. Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. – М.: Просвещение 2010.
4. Рудницкая В. Н. Контрольные работы по математике: 2 класс. – М.: Просвещение
5. Рудницкая В. Н. Тесты по математике: 2 класс. М.: Экзамен, 2012
6. Волкова С.И. Проверочные работы к учебнику «Математика. 2 класс». – М.: Просвещение, 2010.
7. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. М.: Вако, 2012.
8. Самсонова Л.Ю. Самостоятельные работы по математике, – М.: Экзамен, 2012
9. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 2 класс». – М.: Экзамен, 2012.
Дополнительно:
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., Наука, 1979.
Вапняр Н.Ф. Задания к учебнику математики для 2 класс. М.: Просвещение, 1993
Волина В.В. Занимательная математика. С-П., Лев и К.,1996.
Занимательная математика в начальной школе. Архангельск, 1997.
Акимова С. Занимательная математика (нескучный учебник). С-П., Тригодон, 1997.
Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по математике. М., Аквариум, 1998.
Узорова О.В. 2500 задач по математике. М., Премьера, 1999.
Узорова О.В. Мой первый экзамен по математике. М., Астрель АСТ, 2001.
Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике. М., Астрель АСТ, 2001.
Узорова О.В. 2200 задач по математике .М., Астрель АСТ, 2002.
Гордеев Э.В. 1200 задач и примеров по математике. М., Астрель АСТ, 2003.
Узорова О.В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. М., Астрель АСТ, 2004.
Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. М., Астрель АСТ, 2005.
Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике. М., ВАКО.,2005
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. М., Экзамен, 2006.
Математика. Разрезные карточки. Волгоград, 2007
Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль. Волгоград, 2007
Занимательные сказочные материалы. Волгоград, 2008.
Математика. 1 – 4 классы. Упражнения для устного счета. Волгоград, 2008.
Математика. Упражнения и задачи с именованными числами. Волгоград, 2008.
Дьячкова Г.Т. Математика 1 – 4 классы. Дидактический материал, 2008
Стромчинская Е.М. Разрезные карточки 2 класс, 2009
Мониторинг качества знаний 1- 2 класс, Волгоград, 2011
Приложение 1
Задания для самостоятельной практической работы по группам
1 группа: Отмерьте тесьму для одеяльца Мишутки.
1 м
2 группа: Отмерьте тесьму для одеяла Настасьи Петровны.
1 м 5 дм
3 группа: Отмерьте тесьму для одеяла Михаила Ивановича.
2 м
4 группа: Измерьте с помощью рулетки длину шкафа.
5 группа: Измерьте с помощью рулетки длину классной комнаты.
Приложение 2
Карточки для самостоятельной работы
1 вариант
Высота телевизора – 5… Длина шоколадки – 17… Длина дорожки от дома до калитки – 15…
4дм = … см 30дм = … м 7м = … дм 7м 5дм = … дм | 2 вариант*
(найдите и подчеркните лишнее). Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса.
4дм = 5дм 3см = 2м = 1м 2см = Выразите в метрах: 40дм =
300см = |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА «Метр. Соотношение между единицами длины»
Урок математики
Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая.
Саша – самая высокая. Ира – ниже всех. Оля - средняя
Сантиметр и Дециметр 1 дм 10 см 10 дм 100 см
Задание от Мишутки!
МЕТР 10 см = 1 дм 10 дм = ? 1 м Один метр
Таблица мер длины 10 см 1 дм 100 см 10 дм 1 м
Физкультминутка
ЗАДАНИЕ стр. 13
Одеяльце Одеяло
Выполни задание своей группы
Проверь себя 1 м 1 м 5 дм 2 м 2 м 10 см 6 м 2 дм
Молодцы!
Список использованных источников: 1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В2ч. – М.: Просвещение, 2012. 2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012. Автор иллюстративного материала – Горшкова М.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метр. Соотношение между единицами длины.
технологическая карта...
Урок математики 2 класс "Метр. Соотношения между единицами длины"
На данном уроке происходит знакомство с названием новой меры длины - метром. Учащиеся получают представление об использовании этой меры на практике, учатся соотносить с другими извес...
Проект урока математики во 2 «А» классе.Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины».
Проект урока математики во 2 «А» классе. Программа: УМК «Начальная школа XXI века», учебник Рудницкая Н.В. ч.1 стр.35 Тема: «Метр. Соотношение между единицами длины»....
Технологическая карта урока. Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Тип урока: открытия «нового» знания Цели по содержанию:обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); форм...
Конспект урока по математике "Метр. Соотношение между единицами длины". 2 класс
Урок математики по теме "Метр. Соотношение между единицами длины". 2 класс. УМК "Перспектива"...
Метр. Соотношение между единицами длины
УМК "Начальная школа 21в"...
Метр. Соотношения между единицами длины
Мы задачи решаем,Без труда вычисляем,Сколько будет четырежды два.Вычитаем и делим,И чертить мы умеем,К новым знаньям стремимся всегда.С математикой мы дружим,Интересна нам она.Ведь зовут её царицейВсе...